Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу муниципального казенного предприятия "Горводоканал Костомукшского городского округа" на постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 20 августа 2018 г. и решение судьи Костомукшского городского суда Республики Карелия от 22 октября 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального казенного предприятия "Горводоканал Костомукшского городского округа",
установил:
на основании постановления старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия от
20 августа 2018 г. МКП "Горводоканал КГО" было подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 12 000 рублей за совершение противоправного деяния, предусмотренного ст.8.33 КоАП РФ, и в соответствии со ст.29.13 КоАП РФ директору предприятия внесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением судьи Костомукшского городского суда РК от 22 октября 2018 г. постановление по делу об административном правонарушении и представление должностного лица оставлены без изменения.
Считая незаконным привлечение к административной ответственности, в поданной в вышестоящий суд жалобе законный представитель МКП "Горводоканал КГО" Пирожкова Л.Ф. просит отменить решение судьи и прекратить производство по делу, мотивируя свои доводы тем, что, поскольку на основании выданного 16 марта 2018 г. Управлением Росприроднадзора по Республике Карелия разрешения N на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) в водные объекты предприятие вправе в процессе деятельности осуществлять сброс загрязняющих веществ в составе сточных и (или) дренажных вод в пределах установленных лимитов на сбросы, состава вменяемого правонарушения в действиях юридического лица не имеется.
Заслушав защитника Петухова И.А, поддержавшего изложенные в жалобе доводы, должностное лицо административного органа Громову М.Д, возражавшую по доводам жалобы, представителей Управления Росприроднадзора по Республике Карелия Заверач И.А. и Чернову Н.А, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В силу положений ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Статьей 8.33 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов.
Согласно пп.1, 5 ч.2 ст.39 Водного кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать причинение вреда окружающей среде; вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Пунктом 1 ч.6 ст.60 Водного кодекса РФ предусмотрено, что при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
Статьей 22 Федерального закона от 24.04.1995 N52-ФЗ "О животном мире" предусмотрено, что любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству, поэтому при осуществлении хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий.
В соответствии с положениями ст.ст.3, 34 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, в связи с чем хозяйствующими субъектами должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, ее восстановлению, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В силу требований ч.2 ст.39 Федерального закона "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.
В ч.1 ст.50 Федерального закона от 20.12.2004 N166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" установлено, что при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
В силу подп."г" п.2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 N380, одной из мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания является предупреждение и устранение загрязнений водных объектов рыбохозяйственного значения, соблюдение нормативов качества воды и требований к водному режиму таких водных объектов.
В соответствии с подп."а" п.11 Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 15.09.1958 N1045, запрещается сбрасывать в рыбохозяйственные водоемы, на берега и на лед этих водоемов неочищенные и необезвреженные сточные воды промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных и иных предприятий и всех видов транспорта, а также производственные, бытовые и другие виды отходов и отбросов.
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13.12.2016 N552 (далее - Приказ N552) утверждены нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения (таблица N1 приложения к Приказу), а также нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах рыбохозяйственного значения (таблица N2 приложения к Приказу).
Исследование материалов дела показало, что в целях сброса сточных вод, в том числе дренажных, решением Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 13 декабря 2017 г. N (зарегистрировано в государственном водном реестре 27 декабря 2017 г.) МКП "Горводоканал КГО" на период по 27 августа 2020 г. в пользование предоставлен водный объект в виде озера Травяное (водоем первой категории рыбохозяйственного значения).
В подп.11 п.2.3 решения были определены показатели значений максимального содержания загрязняющих веществ в сточных водах.
Во исполнение требования решения о предоставлении водного объекта в пользование МКП "Горводоканал КГО" за второй квартал 2018 г. в соответствующий орган представлен отчет о выполнении условий водопользования, согласно которому фактический сброс загрязняющих веществ в месте сброса сточных вод (по выпуску N) составил: по БПК 5 - 18,7?2,6 мг/дм 3 (при предельно допустимом БПК 5 - 2,1 мг/дм 3), по нитритам - 0,33?0,05 мг/дм 3 (при предельно допустимом 0,08 мг/дм 3).
При изучении представленных водопользователем сведений установлено, что в сбрасываемых в водоем сточных водах имеется превышение предельно допустимых концентраций вредных веществ, установленных Приказом N552, и превышение максимального содержания загрязняющих веществ в сточных водах, утвержденных решением о предоставлении водного объекта в пользование (по БПК 5 и нитритам).
В связи с установленными нарушениями 20 августа 2018 г. должностным лицом отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия было вынесено постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности, предусмотренной ст.8.33 КоАП РФ.
При пересмотре постановления должностного лица судья пришел к выводу о доказанности виновности предприятия в совершении вменяемого деяния и законности привлечения его к административной ответственности.
Между тем субъектами административной юрисдикции не учтены имеющие значение для правильного разрешения дела следующие обстоятельства.
В ч.1 ст.1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Задачами производства по делу об административном правонарушении являются, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела и разрешение его в соответствии с законом (ст.24.1 КоАП РФ).
Исходя из положений ст.ст.1.5, 2.1, 26.1 КоАП РФ, в рамках административного производства подлежит выяснению вопрос о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена нормами названного Кодекса.
При этом оценка виновности в совершении вменяемого юридическому лицу правонарушения предполагает выяснение в соответствии с ч.2 ст.2.1 и ст.26.1 КоАП РФ обстоятельств наличия у него объективной возможности для исполнения требований и норм специального законодательства.
В силу положений ст.44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Исходя из требований ст.23 Федерального закона "Об охране окружающей среды", при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Исследование материалов дела показало, что 16 марта 2018 г. Управлением Росприроднадзора по Республике Карелия было выдано разрешение N на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) в водные объекты, согласно которому МКП "Горводоканал КГО" разрешено осуществлять сброс загрязняющих веществ в составе сточных и (или) дренажных вод в пределах лимитов на сбросы по выпуску N - КОС г.Костомукша в период с 16 марта 2018 г. по 15 марта 2019 г. в соответствии с Перечнем и количеством вредных (загрязняющих) веществ, разрешенных к сбросу (далее - Перечень).
Согласно данному Перечню допустимая концентрация БПК полн в пределах лимитов на сбросы для предприятия установлена в объеме 41,230 мг/дм 3 (за 2 квартал 2018 г. - 43,300 мг/дм 3), нитрит-аниона - 2,500 мг/дм 3 (за 2 квартал 2018 г. - 2,620 мг/дм 3).
Протоколом результатов количественного химического анализа санитарно-химического обследования сточных вод, выпуск которых осуществляется в озеро Травяное, от 01 июня 2018 г. выявлены следующие концентрации загрязняющих веществ: по БПК 5 - 18,7?2,6 мг/дм 3, по нитритам - 0,33?0,05 мг/дм 3, то есть в пределах установленных предприятию лимитов на сбросы загрязняющих веществ
(с учетом перерасчета БПК 5 в БПК полн).
Также Управлением Росприроднадзора по Республике Карелия 19 декабря
2017 г. согласован план снижения сбросов на период с 2017 по 2021 гг, являющийся неотъемлемой частью вышеуказанного разрешения на сбросы загрязняющих веществ. План содержит перечень мероприятий, который предприятие обязано осуществить в установленные в нем сроки, направленный на модернизацию системы очистки вод, сбрасываемых в водный объект, и достижение содержащихся в сточных водах концентраций веществ установленным требованиям.
Согласно представленным в вышестоящий суд доказательствам упомянутый план реально исполняется.
Таким образом, юридическому лицу в процессе осуществления деятельности предоставлена предусмотренная на законодательном уровне временная мера в виде установления лимитов на сбросы загрязняющих веществ в составе сточных и (или) дренажных вод, превышающих нормативы допустимых сбросов таких веществ.
Согласно ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности привлекаемого к административной ответственности лица толкуются в пользу этого лица.
Исходя из вышеизложенного, вопрос о вине юридического лица не может быть рассмотрен вне указанных обстоятельств, и в соответствии с принципом презумпции невиновности все сомнения должны толковаться в пользу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Поскольку с учетом наличия неустранимых сомнений в виновности предприятия в совершении вменяемого противоправного деяния основания для привлечения его к административной ответственности, предусмотренной ст.8.33 КоАП РФ, нельзя считать безусловно установленными, постановление должностного лица и решение судьи в соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ подлежат отмене, производство по настоящему делу - прекращению по п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В связи с изложенным отмене подлежит также вынесенное должностным лицом в порядке ст.29.13 КоАП РФ представление от 20 августа 2018 г. об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Руководствуясь требованиями ст.ст.30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 20 августа 2018 г, представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 20 августа 2018 г. и решение судьи Костомукшского городского суда Республики Карелия от 22 октября 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального казенного предприятия "Горводоканал Костомукшского городского округа" отменить.
Производство по настоящему делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Н.А.Колбасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.