Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Республике Карелия на решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 09 ноября 2018 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 5.27 и частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Северный регион",
установил:
постановлением уполномоченного должностного лица Государственной инспекции труда в Республике Карелия от 25 сентября 2018 г. ООО "Северный регион" было признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.5.27 и ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, и юридическому лицу по правилам положений чч.2, 3 ст.4.4 КоАП РФ назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Петрозаводского городского суда РК от 09 ноября 2018 г, принятым по результатам рассмотрения жалобы ООО "Северный регион", постановление о привлечении к административной ответственности отменено, производство по настоящему делу прекращено на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В поданной в вышестоящий суд жалобе должностное лицо административного органа Селякова М.А. просит отменить решение судьи, мотивируя свои доводы доказанностью факта совершения работодателем нарушений требований трудового законодательства, соблюдением порядка привлечения юридического лица к административной ответственности, исполнением предписания об устранении выявленных нарушений и постановления о назначении директору ООО "Северный регион" административного наказания.
Проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 ст.5.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено чч.3, 4 и 6 настоящей статьи и ст.5.27.1 настоящего Кодекса.
Частью 1 ст.5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных чч.2 - 4 настоящей статьи.
Исходя из положений ст.22 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
Из материалов данного дела следует, что на основании распоряжения уполномоченного должностного лица от 22 августа 2018 г. государственным инспектором труда (по правовым вопросам) в период с 23 августа по 19 сентября 2018 г. была проведена внеплановая выездная проверка в целях осуществления надзора и контроля за соблюдением ООО "Северный регион" требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
При проведении проверки установлены следующие допущенные нарушения трудового законодательства, квалифицированные должностным лицом по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ:
- в нарушение чч.1, 2 ст.123 Трудового кодекса РФ не утвержден график отпусков на
2018 г.;
- в нарушение ч.2 ст.136 Трудового кодекса РФ не утверждена форма расчетного листка;
- в нарушение ч.1 ст.190 Трудового кодекса РФ не утверждены правила внутреннего трудового распорядка;
- в нарушение ч.2 ст.5, чч.1, 4 ст.8, чч.2, 4 ст.135 Трудового кодекса РФ отсутствуют локальные акты, устанавливающие систему оплаты труда;
- в нарушение ч.2 ст.5, чч.1, 4 ст.8, абз.7 ч.2 ст.22, ст.136 Трудового кодекса РФ не установлены конкретные даты выплаты заработной платы.
Установленное должностным лицом правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, выразилось в следующем:
- вопреки положениям абз.8 ч.2 ст.212, абз.4 ст.214, ст.225 Трудового кодекса РФ, пп.2.1.1, 2.1.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13.01.2003 N1/29, не обеспечена разработка программы по проведению вводного инструктажа по охране труда.
В связи с установлением факта несоблюдения работодателем требований специального законодательства 17 сентября 2018 г. в отношении ООО "Северный регион" были составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.5.27 и ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, и постановлением государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Республике Карелия от 25 сентября 2018 г, вынесенным в рамках одного производства с учетом применения положений чч.2, 3 ст.4.4 КоАП РФ, юридическое лицо признано виновным в совершении выявленных противоправных деяний, посягающих на трудовые права граждан.
Поскольку в рамках пересмотра постановления должностного лица были установлены обстоятельства, свидетельствующие о нарушении порядка привлечения ООО "Северный регион" к административной ответственности, решением судьи Петрозаводского городского суда РК от 09 ноября 2018 г. постановление по делу об административном правонарушении отменено и производство по делу прекращено на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ.
В силу требований ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно ч.3 ст.26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
В соответствии с требованиями чч.4, 4.1 ст.28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
Порядок извещения лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, установлен ст.25.15 КоАП РФ, согласно положениям части первой которой указанные лица извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Исходя из системного анализа приведенных положений, составление протокола об административном правонарушении производится в присутствии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и в отсутствие указанного лица протокол об административном правонарушении может быть оформлен лишь при наличии сведений о надлежащем извещении о совершении данного процессуального действия.
Однако при пересмотре постановления по делу об административном правонарушении было установлено, что протоколы об административных правонарушениях, которые являются процессуальными документами, фиксирующими событие вменяемых противоправных деяний и содержащими необходимые правовые основания для привлечения лица к административной ответственности, составлены в отсутствие законного представителя ООО "Северный регион" и сведений о надлежащем его извещении о совершаемых действиях.
Поскольку привлекаемому лицу на законодательном уровне обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов путем непосредственного участия при составлении протокола об административном правонарушении, и в конкретной сложившейся ситуации ООО "Северный регион" оказалось лишенным предоставленных законом гарантий защиты его прав, судья правильно решил, что допущенное в ходе производства по делу существенное нарушение процессуальных требований КоАП РФ влечет признание упомянутых протоколов недопустимыми доказательствами.
Учитывая, что выводы государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Республике Карелия о признании ООО "Северный регион" виновным в совершении вменяемых административных правонарушений построены на недопустимых доказательствах, решение судьи, которым данное постановление отменено и производство по делу прекращено на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, незаконным признать нельзя.
Доводы жалобы об исполнении предписания об устранении выявленных нарушений и вынесенного в отношении директора ООО "Северный регион" постановления о назначении административного наказания отмену судебного акта не влекут, так как эти обстоятельства юридической нагрузки при разрешении настоящего дела не несут.
Иных значимых доводов, ставящих под сомнение законность судебного акта, жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах решение судьи подлежит оставлению без изменения, жалоба должностного лица - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 09 ноября 2018 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1
статьи 5.27 и частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Северный регион" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Н.А.Колбасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.