Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Степановой Т.Г.
судей Мишеневой М.А, Савина А.И.
при секретаре Чесноковой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Лоухского муниципального района на решение Лоухского районного суда Республики Карелия от 16.08.2018 по иску Квяткевич О.Н. к администрации Лоухского муниципального района о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда и процентов за задержку выплаты денежной компенсации, по встречному иску администрации Лоухского муниципального района к Квяткевич О.Н. о взыскании денежных средств.
Заслушав доклад судьи Мишеневой М.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Квяткевич О.Н. обратилась с иском к администрации Лоухского муниципального района по тем основаниям, что на основании решения I сессии III созыва Совета Лоухского муниципального района от (... ) N (... ) была избрана главой Лоухского муниципального района РК и в соответствии с п. 2 указанного решения ей определено ежемесячное возмещение расходов, связанных с осуществлением полномочий председателя Совета Лоухского муниципального района, в размере 20000 руб. Во исполнение указанного решения и.о. главы администрации Лоухского муниципального района (... ) было издано распоряжение N (... ), согласно которому отделу бухгалтерского учета администрации Лоухского муниципального района надлежало ежемесячно производить возмещение расходов главе Лоухского муниципального района, связанных с осуществлением полномочий председателя Совета Лоухского муниципального района, в размере 20000 руб. Возмещение расходов определено за счет средств бюджета Лоухского муниципального района на содержание Совета Лоухского муниципального района. За период с декабря 2017 г. по июнь 2018 г. истцу возмещение расходов в размере 140000 руб. ответчиком не произведено. Указанными действиями ответчика истцу причинен моральный вред. На основании изложенного Квяткевич О.Н. просила взыскать с администрации Лоухского муниципального района ежемесячное возмещение расходов, связанных с осуществлением полномочий председателя Совета Лоухского муниципального района, за период с декабря 2017 г. по июнь 2018 г. в размере 140000 руб, компенсацию морального вреда в размере 50000 руб. и проценты за задержку выплаты ежемесячной денежной компенсации за период с 02.01.2018 по 13.07.2018 в размере 7020,34 руб.
Администрация Лоухского муниципального района обратилась со встречным иском к Квяткевич О.Н. о взыскании денежных средств за период с декабря 2014 г. по ноябрь 2017 г. по тем основаниям, что ответчику за спорный период администрацией Лоухского муниципального района выплачено ежемесячное возмещение расходов, связанных с осуществлением полномочий председателя Совета Лоухского муниципального района, в сумме 720000 руб. без предоставления Квяткевич О.Н. оправдательных документов, подтверждающих понесенные расходы (авансовые отчеты, чеки, проездные документы, счета о найме жилых помещений в период командировок), что подтверждено актом выездной проверки Министерства финансов Республики Карелия от (... ) N (... ).
Определением суда от 13.07.2018 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Финансовое управление Лоухского муниципального района.
Решением суда исковые требования Квяткевич О.Н. к администрации Лоухского муниципального района удовлетворены частично. С администрации Лоухского муниципального района в пользу Квяткевич О.Н. взысканы денежные средства в счет возмещения расходов, связанных с осуществлением полномочий председателя Совета Лоухского муниципального района, за период с декабря 2017 г. по июнь 2018 г. в размере 140000 руб, расходы на оплату услуг представителя в размере 10000 руб. В остальной части заявленные исковые требования Квяткевич О.Н, а также встречные исковые требования администрации Лоухского муниципального района к Квяткевич О.Н. о взыскании денежных средств в размере 720000 руб. оставлены без удовлетворения.
С решением суда не согласна администрация Лоухского муниципального района, в апелляционной жалобе просит отменить состоявшееся по делу судебное постановление. В обоснование доводов жалобы, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, указывает на следующие обстоятельства. Решением Совета Лоухского муниципального района от (... ) утверждено Положение по возмещению расходов, связанных с депутатской деятельностью депутатам Совета Лоухского муниципального района, осуществляющих полномочия на непостоянной основе, которым определены виды расходов, подлежащих возмещению, и порядок возмещения фактически произведенных расходов. Возмещение фактически произведенных расходов осуществляется за счет средств бюджета Лоухского муниципального района, предусмотренных на содержание Совета Лоухского муниципального района. Квяткевич О.Н. обязана предоставлять подтверждающие документы, обосновывающие расходы главы муниципального образования, связанные с осуществлением полномочий председателя Совета Лоухского муниципального района. Вместе с тем, Квяткевич О.Н. не предоставляла в бухгалтерию администрации Лоухского муниципального района документы, подтверждающие данные расходы. Согласно акту выездной проверки Министерства финансов Республики Карелия N (... ) от (... ) администрацией Лоухского муниципального района неправомерно с нарушением законодательства в 2015 - 2017 гг. осуществлено использование средств Лоухского муниципального района на компенсацию расходов главе Лоухского муниципального района Квяткевич О.Н. в размере 720000 руб. Требования Квяткевич О.Н. о взыскании ежемесячного возмещения без подтверждения понесенных расходов оправдательными документами неправомерны, поскольку противоречат положениям действующего законодательства.
Следовательно, требования администрации Лоухского муниципального района о взыскании с Квяткевич О.Н. неосновательного обогащения в размере 720000 руб. являются обоснованными и подлежали удовлетворению. В нарушение требований абз. 2 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" о недопустимости противоречия иных муниципальных правовых актов уставу муниципального образования, Решение Совета Лоухского муниципального района I сессии III созыва от 30.09.2013 N 2 предусматривает не компенсацию понесенных расходов в связи с осуществлением соответствующей деятельности в соответствии с Уставом, а ежемесячную выплату в связи с осуществлением полномочий главы Лоухского района без представления документов, подтверждающих сумму таких расходов, что по своей сути является вознаграждением за исполнение публичных полномочий главой района, осуществляющей свою деятельность на непостоянной основе, которое не предусмотрено действующим законодательством.
В возражениях на апелляционную жалобу администрации Лоухского муниципального района Квяткевич О.Н. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Согласно п.4 ч.4 ст.330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
В силу ч.5 ст.330 ГПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
Поскольку при рассмотрении данного дела судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц не были привлечены Совет Лоухского муниципального района и Министерство финансов Республики Карелия, в соответствии с п. 4 ч. 4, ч. 5 ст. 330 ГПК РФ судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия 26.10.2018 перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации Лоухского муниципального района Фролова А.С. доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержала.
Представитель Квяткевич О.Н. - Емельянов А.В, действующий на основании доверенности, с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласился.
Представитель Министерства финансов Республики Карелия Пахоменко Р.В, действующий на основании доверенности, поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Заслушав пояснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судебной коллегией по делу установлено, что решением I сессии III созыва Совета Лоухского муниципального района N 2 от 30.09.2013 Квяткевич О.Н. избрана главой Лоухского муниципального района.
Также принятым решением определено производить главе Лоухского муниципального района ежемесячно возмещение расходов, связанных с осуществлением полномочий председателя Совета Лоухского муниципального района, осуществляющего полномочия на непостоянной основе за счет средств, предусмотренных в бюджете Лоухского муниципального района: оплата служебных командировок вне постоянного места жительства, суточных, оплата за использование личного легкового автомобиля, расходов за проживание вне постоянного места жительства, услуг связи, в сумме 20000 руб.
На основании вышеуказанного решения "Об избрании главы Лоухского муниципального района" распоряжением и.о. главы администрации Лоухского муниципального района Кичко В.И. от 01.10.2013 N 1025-Р на отдел бухгалтерского учета администрации Лоухского муниципального района возложена обязанность ежемесячно производить возмещение расходов, связанных с осуществлением полномочий председателя Совета Лоухского муниципального района, в сумме 20000 руб, главе Лоухского муниципального района Квяткевич О.Н. Расходы, связанные с осуществлением полномочий председателя Совета Лоухского муниципального района, включают: оплату служебных командировок вне постоянного места жительства, суточных, оплату за использование личного легкового автомобиля, расходы за проживание вне постоянного места жительства, услуги связи. Предписано, что возмещение расходов производить за счет средств, предусмотренных в бюджете Лоухского муниципального района на содержание Совета Лоухского муниципального района.
За период с декабря 2014 г. по ноябрь 2017 г. Квяткевич О.Н. произведена выплата ежемесячного возмещения расходов, связанных с осуществлением полномочий председателя Совета Лоухского муниципального района, в общей сумме 720000 руб, что подтверждается платежными поручениями за указанный период и не оспаривалось сторонами.
За период с ноября 2017 г. по июнь 2018 г. возмещение расходов Квяткевич О.Н. не производилось.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления устанавливает и определяет Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Частью 1 статьи 7 указанного Федерального закона предусмотрено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Согласно ч. 4 ст. 7 Закона муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п.1 ст.28 Устава Лоухского муниципального района (далее Устав) глава Лоухского муниципального района является высшим должностным лицом Лоухского муниципального района и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Глава Лоухского муниципального района подконтролен и подотчетен населению и Совету Лоухского муниципального района (п.3 ст.28 Устава).
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона Республики Карелия от 12.11.2007 N 1128-ЗРК "О некоторых вопросах правового положения лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия" главе муниципального образования, избранному из состава представительного органа муниципального образования и осуществляющему полномочия его председателя на непостоянной основе, депутату представительного органа муниципального образования, осуществляющему полномочия председателя или заместителя председателя представительного органа муниципального образования на непостоянной основе, могут возмещаться расходы, связанные с осуществлением полномочий главы муниципального образования, председателя или заместителя председателя представительного органа муниципального образования за счет средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования на содержание представительного органа муниципального образования, в порядке, установленном уставом муниципального образования.
Согласно ст. 28.1 Устава главе Лоухского муниципального района возмещаются расходы, связанные с осуществлением полномочий, за счет средств, предусмотренных в бюджете Лоухского муниципального района на содержание Совета Лоухского муниципального района, в порядке, утвержденном Советом Лоухского муниципального района. Полномочия главы Лоухского муниципального района определены в ст.29 Устава.
Согласно ст. 48 Устава Лоухский муниципальный район имеет собственный бюджет - бюджет Лоухского муниципального района, местный бюджет (ч.1). Органы местного самоуправления Лоухского муниципального района обеспечивают сбалансированность местного бюджета Лоухского муниципального района и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местного бюджета Лоухского муниципального района, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств Лоухского муниципального района (ч.2). Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета Лоухского муниципального района и контроль за его исполнением осуществляется органами местного самоуправления Лоухского муниципального района самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", а также принимаемыми в соответствии с ними законами Республики Карелия (ч.3).
Расходы местного бюджета Лоухского муниципального района осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Органы местного самоуправления Лоухского муниципального района ведут реестры расходных обязательств в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ в порядке, установленном решением, принимаемым Советом Лоухского муниципального района (ч.3 ст.49 Устава).
В обоснование заявленных требований по возмещению расходов, связанных с осуществлением полномочий председателя Совета Лоухского муниципального района, Квяткевич О.Н. в суд первой и апелляционной инстанции были представлены документы, подтверждающие фактически понесенные расходы за период с декабря по июнь 2018 года в сумме 181984,63 руб, связанные с осуществлением вышеуказанных полномочий: стоимость проживания в период нахождения в командировках, стоимость бензина и амортизации личного автомобиля, услуг связи, суточные расходы. Также в обоснование своих доводов истцом Квяткевич О.Н. суду апелляционной инстанции представлены доказательства ее участия в совещаниях и мероприятиях, проводимых Правительством Республики Карелия, администрацией Лоухского муниципального района, в заседаниях Совета Лоухского муниципального района, в проведении личного приема граждан в п.Лоухи.
Оценив представленные стороной истца по первоначальному иску доказательства, подтверждающие факт несения Квяткевич О.Н. расходов, связанных с осуществлением ею в спорный период полномочий председателя Совета Лоухского муниципального района, исходя из вышеизложенных норм материального права, предоставляющих гарантии на возмещение расходов, связанных с осуществлением полномочий главы муниципального района и председателя представительного органа, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Квяткевич О.Н. и взыскании с администрации Лоухского муниципального района в ее пользу денежных средств в счет возмещения расходов, связанных с осуществлением полномочий председателя Совета Лоухского муниципального района за период с декабря 2017 г. по июнь 2018 г, в размере 140000 руб.
Доказательств, опровергающих представленные Квяткевич О.Н. расчеты, ответчиком в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.
Доводы ответчика администрации Лоухского муниципального района о необходимости предоставления истцом документов, подтверждающих расходы, понесенные им как главой муниципального образования, так и председателем Совета Лоухского муниципального района, судебной коллегией признаются несостоятельными, поскольку истец, одновременно замещая должность главы Лоухского муниципального района и осуществляя полномочия председателя Совета Лоухского муниципального района, соответственно несла указанные ею расходы. Решение I сессии III созыва Совета Лоухского муниципального района N 2 от 30.09.2013 и вынесенное на основании указанного решения распоряжение от (... ) N (... ) не содержат требований о предоставлении Квяткевич О.Н. расходных документов, подтверждающих произведенные ею расходы, при осуществлении полномочий как главы Лоухского муниципального района, так и председателя Совета Лоухского муниципального района.
Также судебной коллегией учитывается, что в настоящее время в муниципальном образовании действует только Положение по возмещению расходов, связанных с депутатской деятельностью, депутатам Совета Лоухского муниципального района, осуществляющим полномочия на непостоянной основе, которое не подлежит применению к спорным правоотношениям.
Согласно ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
В соответствии с ч. 1 ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Исходя из вышеуказанных трудовых норм, судебная коллегия приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Квяткевич О.Н. о взыскании компенсации морального вреда и денежной компенсации за просрочку выплаты ежемесячной денежной выплаты, принимая во внимание, что Квяткевич О.Н. не состоит в трудовых отношениях с администрацией Лоухского муниципального района, в связи с чем нормы трудового законодательства не распространяются на спорные правоотношения.
Разрешая встречные исковые требования о взыскании с Квяткевич О.Н. неосновательного обогащения в размере 720000 руб. за период с декабря 2014 г. по ноябрь 2017 г, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 названного кодекса.
В силу положений главы 60 ГК РК РФ необходимым условием возникновения обязательства из неосновательного обогащения является приобретение и сбережение имущества в отсутствие правовых оснований, то есть приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого, не основанное на законе, иных правовых актах, сделке.
В обоснование встречных заявленных требований стороной истца представлены платежные поручения о перечислении Квяткевич О.Н. денежных средств за период с декабря 2014 года по ноябрь 2017 года в размере 720000 руб, а также акт выездной проверки администрации Лоухского муниципального района от 05.07.2018, проведенной Министерством финансов Республики Карелия, по вопросу соблюдения органами местного самоуправления Лоухского муниципального района в 2015-2017 годах нормативов формирования расходов бюджетов муниципальных районов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и содержание органов местного самоуправления, достоверности отчетности.
Согласно данному акту денежные средства на возмещение расходов главе Лоухского муниципального района перечислялись без подтверждения понесенных расходов оправдательными документами в нарушение ч.4 ст. 219 Бюджетного кодекса РФ и ч.1 ст.9, ч. 2 ст.10 Федерального закона от 06.12.2011 N 402- ФЗ "О бухгалтерском учете".
Изучив представленные стороной истца по встречному иску доказательства, судебная коллегия считает, что истцом пропущен срок исковой давности по требованию о взыскании с ответчика Квяткевич О.Н. неосновательного обогащения за период с декабря 2014 года по июнь 2015 года.
В силу ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого было нарушено.
Согласно ст. 196 ГК общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В соответствии с п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре является самостоятельным основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Учитывая заявление стороны ответчика по встречному иску о пропуске истцом срока исковой давности по требованиям о взыскании денежных средств за 2014 - 2015 год, отсутствие заявления истца о восстановлении пропущенного процессуального срока, обратившегося со встречным иском в суд 06.08.2018, судебная коллегия приходит к выводу о пропуске истцом срока исковой давности по требованию о взыскании неосновательного обогащения за период с декабря 2014 года по июнь 2015 года, поскольку истец о нарушении своего права узнал в день перечисления ответчику денежных средств за предшествующий месяц.
При разрешении требований о взыскании с ответчика Квяткевич О.Н. неосновательного обогащения за период с июля 2015 года по ноябрь 2017 года судебная коллегия учитывает, что администрация Лоухского муниципального района произвела ответчику выплату денежных средств в счет возмещения понесенных расходов за спорный период на основании решения Совета Лоухского муниципального района и распоряжения N 1025-Р при отсутствии в муниципальном образовании какого либо нормативного документа, положения, предписания, регулирующих порядок данной компенсации, и при наличии фактических расходов.
Также судебной коллегией учитывается, что администрацией Лоухского муниципального района производились выплаты денежных средств без истребования у ответчика документов, подтверждающих такие расходы.
Доказательств, подтверждающих направление требований о предоставлении оправдательных документов, связанных с понесенными ответчиком Квяткевич О.Н. расходами, либо доказательств отсутствия таковых за спорный период, стороной истца по встречному иску не представлено.
При изложенных выше обстоятельствах судебная коллегия полагает, что отсутствуют основания для вывода о возникновении у ответчика Квяткевич О.Н. неосновательного обогащения, в связи с чем встречные исковые требования администрации Лоухского муниципального района к Квяткевич О.Н. о взыскании денежных средств удовлетворению не подлежат.
Поскольку истцом Квяткевич О.Н. заявлены к возмещению судебные издержки, связные с оплатой услуг представителя в размере 10000 руб. и подтвержденные документально, судебная коллегия, руководствуясь положениями ч.1 ст. 100 ГПК РФ, учитывая степень сложности дела, объем выполненной представителем работы, необходимость соблюдения баланса интересов сторон, полагает указанный размер компенсации расходов Квяткевич О.Н. обоснованным и отвечающим требованиям разумности.
В остальной части иска Квяткевич О.Н. надлежит отказать.
С учетом изложенного, учитывая требования закона и установленные по делу обстоятельства, решение суда первой инстанции в соответствии с п. 4 ч. 4, ч. 5 ст. 330 ГПК РФ подлежит отмене с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении исковых требований Квяткевич О.Н. к администрации Лоухского муниципального района и отказе в удовлетворении встречных исковых требований администрации Лоухского муниципального района к Квяткевич О.Н.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лоухского районного суда Республики Карелия от 16.08.2018 по настоящему делу отменить, принять по делу новое решение.
Исковые требования Квяткевич О.Н. к администрации Лоухского муниципального района удовлетворить частично.
Взыскать с администрации Лоухского муниципального района в пользу Квяткевич О.Н. денежные средства в счет возмещения расходов, связанных с осуществлением полномочий председателя Совета Лоухского муниципального района, за период с декабря 2017 г. по июнь 2018 г. в размере 140000 руб, судебные расходы, связанные с оплатой услуг представителя, в размере 10000 руб.
В остальной части иска Квяткевич О.Н. отказать.
В удовлетворении встречных исковых требований администрации Лоухского муниципального района к Квяткевич О.Н. отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.