Председатель Камчатского краевого суда Волгин В.А., рассмотрев жалобу законного представителя унитарного муниципального предприятия опытно-показательного хозяйства "Заречное" - "данные изъяты" Устименко В.А., поданную на вступившие в законную силу решение судьи Елизовского районного суда Камчатского края от 18 апреля 2018 года и решение судьи Камчатского краевого суда от 13 июня 2018 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - унитарного муниципального предприятия опытно-показательного хозяйства "Заречное",
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу от 23 июня 2017 года N 4108040, оставленным без изменения решением судьи Елизовского районного суда Камчатского края от 18 апреля 2018 года, юридическое лицо - унитарное муниципальное предприятие опытно-показательное хозяйство "Заречное" (далее - УМП ОПХ "Заречное", Предприятие) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400000 рублей.
Решением судьи Камчатского краевого суда от 13 июня 2018 года постановление начальника отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу от 23 июня 2017 года и решение судьи Елизовского районного суда Камчатского края от 18 апреля 2018 года оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Камчатский краевой суд, законный представитель УМП ОПХ "Заречное" - "данные изъяты" Устименко В.А, полагая привлечение УМП ОПХ "Заречное" к административной ответственности необоснованным, ввиду наличия нарушений норм процессуального права, допущенных при производстве по делу об административном правонарушении, просит отменить состоявшиеся судебные решения, производство по делу прекратить.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, оснований для ее удовлетворения не нахожу.
В соответствии с частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Согласно требованиям статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В силу положений пункта 2 части 2 и части 4 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия. При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ, связанных с пользованием недрами, плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
На основании положений части 2 статьи 78 Земельного кодека Российской Федерации использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.
Приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации N 525 и Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству N 67 от 22 декабря 1995 года утверждены Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, обязательные для использования всеми юридическими, должностными и физическими лицами.
Согласно пунктам 6, 8 вышеназванных Положений условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы. Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка.
Нормы снятия плодородного слоя почвы, потенциально плодородных слоев и пород устанавливаются при проектировании в зависимости от уровня плодородия нарушаемых почв с учетом заявок и соответствующих гарантий со стороны потребителей на использование потенциально плодородных слоев и пород. Снятый верхний плодородный слой почвы используется для рекультивации нарушенных земель или улучшения малопродуктивных угодий. Использование плодородного слоя почвы для целей, не связанных с сельским и лесным хозяйством, допускается только в исключительных случаях, при экономической нецелесообразности или отсутствии возможностей его использования для улучшения земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда.
На основании пункта 8 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 514, проекты рекультивации нарушенных земель утверждаются собственниками земельных участков, землепользователями или землевладельцами указанных земель.
Пунктами 1.1 и 1.6 ГОСТ 17.4.3.02-85 (ССОП) "Охрана природы. Почвы. Требования к охране плодородного слоя почвы при производстве земляных работ" установлено, что снятие и рациональное использование плодородного слоя почвы при производстве земляных работ следует производить на землях всех категорий; снятие плодородного и потенциально-плодородного слоев почвы следует производить селективно. Плодородный слой почвы должен быть использован для землевания малопродуктивных угодий и биологической рекультивации земель; потенциально-плодородный слой почвы должен быть использован в основном для биологической рекультивации земель.
Как видно из материалов дела об административном правонарушении, 30 марта 2017 года в ходе проведенного должностными лицами Управления Россельхознадзора по Камчатскому краю осмотра земель сельскохозяйственного назначения, входящих в границы Раздольненского сельского поселения Елизовского муниципального района, на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N, площадью 177093 м?, находящемся в собственности Елизовского муниципального района, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, выявлено, что на нем разрабатывается карьер по добыче общераспространенных полезных ископаемых (песчано-гравийная смесь). В карьере производится погрузка гравия в автотранспорт. С земельного участка сельскохозяйственного назначения, прилегающего к карьеру, с целью увеличения площади карьерной выемки, тяжелой техникой производится снятие почвенного покрова, перемещаемого и складируемого в бурты. Снятие почвенного покрова производится не селективно, плодородный, потенциально-плодородный слои почвы перемешиваются между собой и с неплодородными слоями почвы (охристым горизонтом и осадочными породами). Бурт размером: длина 220 метров, ширина от 14 до 23,8 метров, высота до 8 метров, со снятыми слоями почвы размещен вдоль карьера. Мощность почвенного слоя (плодородного, потенциально-плодородного, охристого слоев почвы) на земельном участке в месте размещения карьера составляет от 1 до 1,4 метров. На границе карьера (южный склон) имеются следы проведения земляных работ, связанных с перемещением в карьер почвогрунта. В результате механических работ, проведенных на территории вышеназванного земельного участка, произошло перемешивание верхних и низших слоев почвенного профиля.
Согласно договору N 398/А от 29 декабря 2012 года Управление архитектуры, градостроительства, земельных отношений и природопользования администрации Елизовского муниципального района передало в аренду УМП ОПХ "Заречное" земельный участок с кадастровым номером N для ведения сельского хозяйства (т.1 л.д. 52-58).
30 декабря 2016 года между ООО " "данные изъяты"" и УМП ОПХ "Заречное" заключен договор на выполнение работ по рекультивации нарушенных земель на земельном участке с кадастровым номером N (т.1 л.д. 175-177).
В соответствии с информацией, предоставленной администрацией Раздольненского сельского поселения в письме от 6 апреля 2017 года, разрешение на проведение земляных работ, связанных со снятием, хранением и дальнейшим применением плодородного слоя почвы на земельном участке с кадастровым номером N, никем не запрашивалось и не выдавалось (т.1 л.д. 114).
Установив, что невыполнение установленных требований земельного законодательства, а также обязательных мероприятий по предотвращению ухудшения качественного состояния земель на участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N, явилось результатом бездействия юридического лица - УМП ОПХ "Заречное", должностным лицом Управления Россельхознадзора по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу 8 июня 2017 года в отношении Предприятия составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, на основании которого оно привлечено к административной ответственности.
Вина УМП ОПХ "Заречное" в совершении вменяемого правонарушения установлена должностным лицом административного органа на основании собранных по делу доказательств, получивших согласно положениям статей 26.1 и 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащую правовую оценку.
В ходе производства по делу об административном правонарушении, в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, юридическое лицо, не обеспечившее выполнение соответствующих требований земельного и природоохранного законодательства, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Факт совершения УМП ОПХ "Заречное" административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается сведениями, изложенными: в протоколе об административном правонарушении (т.1 л.д. 1-9); акте осмотра земельных участков сельскохозяйственного назначения, входящих в границы Раздольненского сельского поселения и фотоматериале к нему (т.1 л.д. 12-41); копии договора аренды земельного участка N 398 А (т.1 л.д. 52-58); копии акта приема-передачи земельных участков (т.1 л.д. 60); протоколе осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий и находящихся там вещей, и фототаблице к нему земельных участков сельскохозяйственного назначения (т.1 л.д. 73-90); постановлении по делу об административном правонарушении (т.2 л.д. 121-127) и другими доказательствами, представленными в материалах дела об административном правонарушении, содержание которых подробно приведено в обжалуемых заявителем постановлении должностного лица и судебных решениях.
Изложенные во вступивших в законную силу постановлении начальника отдела Управления Россельхознадзора по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу и решении судьи районного суда выводы о виновности Предприятия в совершенном административном правонарушении подробно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в ходе судебного разбирательства, основаны на объективной и всесторонней оценке доказательств, произведенной по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем судья краевого суда обоснованно не установилоснований для несогласия с ними, оставив без изменения оспариваемые процессуальные акты.
Неисполнение юридическим лицом УМП ОПХ "Заречное" требований статей 12, 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, правильно квалифицировано по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Содержащиеся в жалобе законного представителя Предприятия доводы о необоснованности привлечения юридического лица к административной ответственности, равно как и о процессуальных нарушениях, допущенных, по мнению заявителя, при производстве по делу, аналогичны тем доводам, на которые "данные изъяты" Устименко В.А. и защитник юридического лица ссылались при производстве по делу в районном и краевом судах, давших им надлежащую правовую оценку, основанную на соответствующих требованиях нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы охраны земель, установленных фактических обстоятельствах совершения Предприятием административного правонарушения. Оснований для удовлетворения аналогичных утверждений рассматриваемой жалобы в ходе пересмотра состоявшихся судебных решений не установлено.
Наказание УМП ОПХ "Заречное" назначено по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом требований статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции указанной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и является соразмерным содеянному им.
Порядок и срок привлечения Предприятия к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюдены.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных решений, не установлено, не приведено таковых и в рассматриваемой жалобе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
решение судьи Елизовского районного суда Камчатского края от 18 апреля 2018 года и решение судьи Камчатского краевого суда от 13 июня 2018 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - унитарного муниципального предприятия опытно-показательного хозяйства "Заречное", оставить без изменения, а жалобу "данные изъяты" унитарного муниципального предприятия опытно-показательного хозяйства "Заречное" Устименко В.А. - без удовлетворения.
Председатель Камчатского
краевого суда подпись В.А. Волгин
Верно:
Председатель Камчатского
краевого суда В.А. Волгин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.