В соответствии с Законом Кабардино-Балкарской Республики от 29 декабря 2008 года N 81-РЗ "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в КБР и наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по образованию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав", Совет местного самоуправления городского округа Нальчик решил:
1. Утвердить прилагаемое Положение о территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав городского округа Нальчик.
2. Опубликовать данное решение в средствах массовой информации.
Глава городского округа Нальчик |
И.В. Муравьев |
Положение
о территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав городского округа Нальчик
(утв. решением Совета местного самоуправления городского
округа Нальчик от 29 января 2010 г.)
Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Законом Кабардино-Балкарской Республики от 28 декабря 2008 года N 81-РЗ "О комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Кабардино-Балкарской Республике и наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по образованию и организации комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав" и Законом Кабардино-Балкарской Республики "О внесении изменений в Закон КБР "О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в КБР" в целях совершенствования мер по защите прав и охраняемых законом интересов, предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городском округе Нальчик, Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 года "Об утверждении положения о комиссиях по делам несовершеннолетних", Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
1. Общие положения
1.1. Территориальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав городского округа Нальчик (далее - Комиссия) является постоянно действующим коллегиальным органом, образованным для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории муниципального образования и защите прав и законных интересов несовершеннолетних во всех сферах жизнедеятельности.
1.2. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права в отношении несовершеннолетних, законами Российской Федерации и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Конституцией Кабардино-Балкарской Республики, законами Кабардино-Балкарской Республики и иными нормативно-правовыми актами Кабардино-Балкарской Республики, нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления городского округа Нальчик, а также настоящим Положением.
1.3. Комиссия имеет круглую печать, содержащую полное наименование указанной Комиссии, штампы, бланки со своим наименованием и другой необходимый состав реквизитов.
1.4. Контроль за деятельностью Комиссии осуществляется главой муниципального образования.
1.5. Комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, ответственного секретаря, специалистов по работе с детьми, подростками и членов Комиссии по делам несовершеннолетних, представляющих различные органы системы профилактики.
1.6. Заместитель председателя Комиссии, ответственный секретарь и специалисты по работе с детьми и подростками исполняют свои обязанности на постоянной основе и их деятельность относится к профессиональной деятельности на должностях муниципальной службы.
2. Основные задачи Комиссии
Основными задачами Комиссии являются:
2.1. Координация деятельности органов и учреждений по реализации государственной политики по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории городского округа Нальчик.
2.2. Выработка предложений и рекомендаций органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - органы и учреждения системы профилактики) по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов в части предоставления несовершеннолетним гарантированных прав в области содержания, воспитания, образования, охраны здоровья, социального обеспечения, труда, занятости и иных социальных прав на территории муниципального образования Нальчик.
2.3. Организация проведения на муниципальном уровне мероприятий, направленных на решение проблем, связанных с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также с защитой их прав и законных интересов.
2.4. Выявление, анализ и принятие мер к устранению причин и условий, способствующих антиобщественному поведению несовершеннолетних на территории городского округа Нальчик.
2.5. Защита и восстановление прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних во всех сферах жизнедеятельности и содействие несовершеннолетним в реализации их прав.
См. постановление местной администрации городского округа Нальчик Кабардино-Балкарской Республики от 17 мая 2011 г. N 929 "Об утверждении административного регламента деятельности субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в г.о. Нальчик по выявлению, учету, организации индивидуально-профилактической работы с семьями, имеющими несовершеннолетних детей и находящимися в социально опасном положении"
3. Порядок образования и состав комиссии
3.1. Комиссия образуется путем принятия постановления главы муниципального образования и является постоянно действующим органом.
3.2. Численный и персональный состав Комиссии определяется и утверждается главой муниципального образования в соответствии с действующим законодательством.
3.3. Председателем территориальной Комиссии является уполномоченное должностное лицо Местной администрации городского округа Нальчик.
3.4. Заместитель председателя Комиссии избирается из числа членов комиссии и назначается председателем Комиссии.
3.5. В состав Комиссии на постоянной основе входят работники, имеющие высшее профессиональное образование и опыт работы с несовершеннолетними не менее пяти лет.
3.6. Количество освобожденных членов Комиссии определяется органами местного самоуправления из расчета одна штатная единица по работе с детьми и подростками на 5-10 тысяч городского населения в возрасте от 0 до 18 лет.
3.7. В состав Комиссии входят представители органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также представители учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, занимающиеся решением проблем несовершеннолетних и их семей.
3.8. Обязанности освобожденных членов Комиссии определяются в соответствии с федеральным и республиканским законодательством, должностными инструкциями и указаниями председателя Комиссии.
3.9. Председатель Комиссии, его заместитель и ответственный секретарь несут персональную ответственность за организацию работы Комиссии, законность принимаемых решений Комиссии и осуществление контроля их выполнения.
Условия применения ответственности к должностным лицам местного самоуправления установлены в федеральных нормативных актах: Уголовном кодексе Российской Федерации; Кодексе об административных правонарушениях; Трудовом кодексе и Гражданском кодексе Российской Федерации
4. Полномочия Комиссии
Комиссия:
4.1. Принимает участие в разработке муниципальных целевых программ, реализация которых направлена на совершенствование защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, улучшения условий жизни, охраны здоровья, воспитания, образования, труда и отдыха несовершеннолетних, профилактики безнадзорности, правонарушений и антиобщественных действий и контролирует реализацию данных программ.
4.2. Принимает участие в разработке проектов нормативно-правовых актов органов местного самоуправления по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
4.3. Информирует в установленном порядке межведомственную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Кабардино-Балкарской Республики о состоянии работы по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, о выявленных нарушениях прав и законных интересов несовершеннолетних на территории городского округа Нальчик.
4.4. Запрашивает и получает в установленном порядке необходимую для осуществления своих полномочий информацию от государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и учреждений, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.
См. Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"
4.5. Заслушивает на своих заседаниях информации и объяснения по рассматриваемым вопросам должностных лиц, специалистов и граждан.
4.6. Вносит в государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения и организации, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, представления по вопросам, касающимся прав и законных интересов несовершеннолетних.
4.7. Вносит в установленном порядке в государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения и организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, предложения о привлечении к ответственности должностных лиц в случаях неисполнения ими постановлений Комиссии или непринятия мер по устранению нарушений прав и законных интересов, указанных в представлении Комиссии.
4.8. Обращается в суд за защитой прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних и участвует в рассмотрении судом дел, возбужденных по инициативе Комиссии, а также в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.
4.9. В пределах предоставленной компетенции может давать официальные разъяснения и вести переписку.
4.10. Ведет учет и анализ материалов, рассмотренных на заседаниях Комиссии.
4.11. Обеспечивает организацию контроля:
- за условиями содержания, воспитания и обращения с несовершеннолетними в учреждениях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, других учреждениях общественного воспитания, независимо от организационно-правовых форм, расположенных на территории городского округа Нальчик, в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
- за организацией творческого досуга несовершеннолетних по месту жительства, за состоянием воспитательно-профилактической работы с несовершеннолетними в образовательных, культурно-просветительных учреждениях, спортивных организациях, в учреждениях начального профессионального образования;
- за соблюдением законодательства при исключении, отчислении или переводе обучающихся из образовательных учреждений, в том числе учреждений начального профессионального образования;
- за соблюдением администрациями предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, режима и условий работы, установленных для несовершеннолетних трудовым законодательством, а также за соблюдением законодательства при увольнении несовершеннолетних;
- состояния воспитательно-профилактической работы в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.
4.12. Вносит предложения в органы опеки и попечительства, Министерство образования и науки КБР о формах устройства и поддержки несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.
4.13. Рассматривает представления образовательного учреждения по вопросам, предусмотренным законодательством.
По результатам рассмотрения:
- дает согласие на оставление обучающимся, достигнувшим возраста пятнадцати лет, общеобразовательного учреждения до получения общего образования или исключение его из общеобразовательного учреждения, если меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося нарушает права других учащихся и права работников образовательного учреждения, а также нормальное функционирование образовательного учреждения;
- принимает в месячный срок совместно с органами местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, и родителями (законными представителями) меры, обеспечивающие трудоустройство несовершеннолетнего, оставившего образовательное учреждение до получения основного общего образования и продолжение освоения им образовательной программы основного общего образования по иной форме обучения, а также меры в отношении несовершеннолетнего, исключенного из образовательного учреждения, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и (или) продолжение его обучения в другом образовательном учреждении.
4.14. Рассматривает вопрос о расторжении трудового договора (контракта) с несовершеннолетним по инициативе работодателя, а также рассматривает информацию работодателя о расторжении трудового договора (контракта) с несовершеннолетним работником, подавшим заявление с просьбой об увольнении по собственному желанию, в случае необходимости принимает меры по трудоустройству такого несовершеннолетнего, либо поступление его в образовательное учреждение.
4.15. Применяет меры воздействия в отношении несовершеннолетних:
- совершивших общественно-опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, до достижения возраста, с которого согласно закону наступает уголовная ответственность;
- совершивших общественно-опасные деяния, содержащие признаки состава преступления, в возрасте от 14 до 18 лет, в отношении которых отказано в возбуждении уголовного дела или уголовное дело прекращено по не реабилитирующим основаниям;
- совершивших в возрасте от 16 до 18 лет административные правонарушения.
4.16. Применяет меры воздействия в отношении родителей (законных представителей):
- за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних;
- за вовлечение своего несовершеннолетнего ребенка в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ;
- за совершение несовершеннолетним в возрасте до 16 лет нарушений правил дорожного движения;
- за потребление несовершеннолетним в возрасте до 16 лет наркотических средств или психотропных наркотических веществ без назначения врача;
- за появление несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет в общественных местах в состоянии опьянения, а равно за распитие им алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- за другие правонарушения, совершенные несовершеннолетними в возрасте до 16 лет.
4.17. Принимает меры воздействия в отношении:
- руководителей учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, либо должностных лиц органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления за нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетнем, нуждающемся в передаче на воспитание в семью (на усыновление, удочерение), под опеку (попечительство или в приемную семью), либо в учреждение для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, а равно предоставление заведомо недостоверных сведений о таком несовершеннолетнем;
- лиц, за вовлечение несовершеннолетних в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ.
4.18. Готовит совместно с администрацией специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа представление в суд по вопросам, связанным с прекращением пребывания несовершеннолетнего в указанном учреждении до истечения срока пребывания, установленного судом, а также по вопросам, связанным с продлением срока пребывания несовершеннолетнего в указанном учреждении и переводе его в другое специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.
4.19. Принимает меры по оказанию помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, содействию в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также осуществляет иные функции по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены федеральным и республиканским законодательством.
4.20. Применяет меры воспитательного воздействия к несовершеннолетним, не подлежащим уголовной ответственности, у которых во время медицинского освидетельствования выявлены заболевания, препятствующие их содержанию и обучению в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа.
4.21. Ходатайствует перед судом об освобождении несовершеннолетнего, привлеченного к уголовной ответственности, от наказания, о назначении ему более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление, или условного осуждения, а также применение других мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
4.22. Члены Комиссии вправе в установленном законодательством Российской Федерации порядке:
- посещать учреждения государственной и муниципальной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для обследования условий воспитания, обучения, содержания и обращении в них с несовершеннолетними;
- составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Порядок организации работы Комиссии
5.1. Организация деятельности Комиссии осуществляется ее председателем, заместителем председателя и ответственным секретарем Комиссии.
5.2. Комиссия рассматривает материалы (дела):
1) по заявлению несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей), иных лиц;
2) по собственной инициативе;
3) по представлению органов внутренних дел, органов и учреждений социальной защиты населения, образования, по делам молодежи, здравоохранения, органов опеки и попечительства, органов службы занятости, а также предприятий и учреждений, должностных лиц работодателей, общественных объединений;
4) по постановлению органов внутренних дел, прокуратуры в отношении несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
5) по основаниям, предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Кодексом Кабардино-Балкарской республики об административных правонарушениях.
5.3. Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже 1 раза в месяц и являются, как правило, открытыми.
В целях обеспечения конфиденциальности информации о несовершеннолетних, его родителях или иных законных представителях Комиссии, с учетом рассматриваемых материалов, может принять мотивированное определение о проведении закрытого заседания.
5.4. Заседание Комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее половины от общего числа членов Комиссии. О дне заседания Комиссии извещается прокурор.
5.5. Председатель Комиссии:
- координирует и контролирует деятельность служб системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- рассматривает заявления, обращения и жалобы граждан, принимает по ним решения;
- осуществляет анализ деятельности комиссии за отчетный период, обобщает и распространяет положительный опыт работы органов системы профилактики;
- вносит предложения по улучшению качества работы в системе профилактики безнадзорности и правонарушений;
- планирует работу Комиссии;
- принимает участие в подготовке к рассмотрению дел на заседаниях Комиссии;
- утверждает повестку заседания Комиссии;
- назначает дату заседания Комиссии;
- председательствует на заседании Комиссии;
- подписывает постановления, определения, представления Комиссии;
- подписывает протоколы о рассмотрении материалов (дел);
- обеспечивает соблюдение законности принимаемых Комиссией решений;
- осуществляет иные полномочия.
5.6. Заместитель председателя исполняет полномочия председателя в период его временного отсутствия.
5.7. Ответственный секретарь Комиссии:
- обеспечивает подготовку материалов к рассмотрению на заседании;
- оповещает членов комиссии о дате, времени и месте проведения заседания;
- знакомит заинтересованных лиц с материалами, подготовленными к заседанию;
- ведет и оформляет протокол заседания Комиссии;
- обеспечивает подготовку и оформление текстов постановлений, определений, представлений Комиссии;
- принимает необходимые меры для обеспечения исполнения вынесенных Комиссией постановлений;
- осуществляет контроль исполнения постановлений, принятия мер по представлениям Комиссии;
- готовит обобщения и справки о деятельности Комиссии;
- осуществляет иные полномочия.
5.8. В случае отсутствия ответственного секретаря его полномочия исполняет специалист по делам несовершеннолетних.
5.9. Производство по делам об административных правонарушениях и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях осуществляются в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Кодексом Кабардино-Балкарской Республики об административных правонарушениях.
5.10. Производство по иным делам (материалам), поступившим в Комиссию, в рамках ее полномочий осуществляется аналогично производству по делам об административных правонарушениях.
5.11. Несовершеннолетний, его родители или иные законные представители, либо другие лица, участники производства по рассматриваемому на Комиссии делу, адвокат имеют право ознакомиться с материалами, подготовленными к рассмотрению, до начала ее заседания.
Право указанных лиц на ознакомление с материалами разъясняется в письменном виде перед заседанием Комиссии.
На заседании Комиссии обязательно присутствие несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей), в необходимых случаях представителя образовательного учреждения, школы, зонального инспектора.
Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Комиссия вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Комиссия вправе удалить несовершеннолетнего с заседания на время исследования обстоятельств, обсуждение которых может отрицательно повлиять на него.
Комиссия может проводить выездные заседания по месту работы или жительства лиц, дела которых рассматриваются.
5.12. Материалы о направлении несовершеннолетних правонарушителей в специальные учебно-воспитательные учреждения рассматриваются с обязательным участием прокурора.
5.13. Адвокат несовершеннолетнего допускается к участию в работе комиссии с момента подготовки материалов к заседанию Комиссии.
При необходимости или по просьбе адвоката может быть вызван потерпевший.
5.14. При рассмотрении материалов в отношении несовершеннолетних, совершивших общественно-опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, до достижения возраста, с которого, согласно закону, наступает уголовная ответственность или совершивших общественно-опасные деяния, содержащие признаки состава преступления, в возрасте от 14 до 18 лет, в отношении которого отказано в возбуждении уголовного дела или уголовное дело прекращено по не реабилитирующим основаниям, Комиссия:
- запрашивает сведения, подтверждающие или опровергающие совершение несовершеннолетним общественно-опасного деяния;
- вызывает свидетелей по делу для выяснения полных и объективных обстоятельств по делу;
- выясняет условия его жизни и воспитания, способствовавшие совершению общественно опасного деяния;
- привлекает специалистов для пояснения ситуации;
- неустранимые сомнения в виновности несовершеннолетнего толкуются в его пользу.
5.15. Заседание Комиссии оформляется протоколом.
5.16. При рассмотрении обращений (жалоб) Комиссия руководствуется требованиями Федерального законодательства и законодательства Кабардино-Балкарской Республики.
5.17. Получив обращение (жалобу), Комиссия вправе:
- принять обращение (жалобу) к рассмотрению;
- передать обращение (жалобу) органам государственной власти, органам местного самоуправления, их должностным лицам, государственным или муниципальным служащим, к компетенции которых относится разрешение обращения (жалобы) по существу;
- разъяснить заявителю правовые нормы, которые тот может использовать для защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов;
Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих см. главу 22 Кодекса административного судопроизводства РФ от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ, а также Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации
- отказать в удовлетворении обращения (жалобы) с указанием мотивов отказа.
5.18. При рассмотрении обращения (жалобы) Комиссия обязана представить возможность органам государственной власти, органам местного самоуправления, их должностными лицами, государственным или муниципальным служащим, организациям, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, чьи решения или действия обжалуются, дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом.
5.19. Комиссия не вправе передавать полученное обращение (жалобу) или поручать проверку органам государственной власти, органам местного самоуправления муниципального образования, их должностным лицам, государственным и муниципальным служащим, организациям, решения или действия (бездействия) которых обжалуются.
5.20. О результатах рассмотрения обращения (жалобы) Комиссия обязана известить заявителя в месячный срок.
6. Акты, принимаемые Комиссией
6.1. Комиссия в целях реализации своих полномочий принимает постановления, выносит определения и вносит представления.
6.2. Постановления принимаются по результатам рассмотрения конкретных материалов в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей и других лиц, представлений органов управления образованием, образовательных учреждений, работодателей, обращений и ходатайств иных органов и организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Постановление принимается простым большинством голосов членов Комиссии, участвующих в заседании. Никто из членов Комиссии не может воздержаться при голосовании. Голос председательствующего не имеет преимущества.
Постановления Комиссии обязательны для исполнения государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами в десятидневный срок.
В постановлении содержится одно из следующих решений Комиссии:
1) о назначении административного наказания в соответствии с административным законодательством;
2) о прекращении производства по делу (при наличии обстоятельств, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях);
3) о применении мер воспитательного воздействия, предусмотренных настоящим Положением;
4) об освобождении от административной ответственности при совершении административного правонарушения;
5) о передаче материалов дела в прокуратуру, в орган предварительного следствия или в орган дознания, в случае, если в действиях (бездействиях) содержатся признаки преступления;
6) о согласии на оставление общеобразовательного учреждения до получения основного общего образования несовершеннолетним, достигшим возраста пятнадцати лет;
7) о согласии на исключение из образовательного учреждения до получения основного общего образования несовершеннолетнего, достигшего возраста пятнадцати лет, если меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в образовательном учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников образовательного учреждения, а также нормальное функционирование образовательного учреждения.
Постановление о применении мер воспитательного воздействия, устройства несовершеннолетнего либо принятия мер к защите прав или охраняемых законом интересов несовершеннолетнего выносится в форме, аналогичной постановлению по делу об административном правонарушении.
Члены Комиссии при вынесении решения по делу оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обязательств дела в их совокупности.
6.3. Определения выносятся при подготовке к рассмотрению материалов комиссией и при рассмотрении дела:
1) о назначении даты, времени и места рассмотрения дела;
2) о вызове лиц, участвующих в деле, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы;
3) об отложении рассмотрения дела;
4) о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которое составило протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильное составление протокола и оформления других материалов дела, либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела;
5) о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции Комиссии;
6) о самоотводе и отводе члена Комиссии в рамках административного законодательства;
7) о принудительном приводе лиц, так как рассмотрение дела в их отсутствии препятствует всестороннему полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом.
6.4. Представления вносятся в государственные органы и учреждения, органы местного самоуправления, иные органы и организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности в целях устранения причин и условий безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также нарушений законодательства, направленного на защиту их прав и интересов.
Должностные лица указанных органов и организаций в течение месяца со дня получения представления Комиссии обязаны рассмотреть его и сообщить комиссии о принятых мерах.
Непринятие мер влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики.
6.5. Акты, принимаемые Комиссией по рассмотренным материалам, могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
7. Меры, принимаемые Комиссией
Нумерация пунктов настоящего раздела приводится в соответствии с источником опубликования
7. Рассмотрев материалы в отношении несовершеннолетнего, Комиссия с учетом мотивов, характера и тяжести совершенного им проступка, особенностей его возраста, социального положения и поведения может применить к нему меры воздействия:
1) вынести предупреждение (при рассмотрении дела об административном правонарушении);
2) объявить выговор или строгий выговор;
3) обязать принести публичное или в иной форме извинение потерпевшему за причинение морального и/или материального вреда;
4) наложить административный штраф в случаях, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях;
5) передать несовершеннолетнего на поруки трудовому коллективу, общественной организации по их ходатайству;
6) направить несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа или иное реабилитационное учреждение при отсутствии медицинских противопоказаний для содержания в них, с согласия родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего, если он достиг возраста 14 лет;
7) освободить несовершеннолетнего, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием;
8) ходатайствовать перед судом о направлении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа;
9) предложить несовершеннолетнему пройти курс лечения, рекомендованный специалистами: наркологом, психиатром, психологом;
10) обратиться в органы опеки и попечительства с ходатайством об их обращении в суд об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами.
В случае принятия Комиссией решения о помещении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа соответствующее постановление Комиссии и представленные материалы незамедлительно направляются в орган внутренних дел или прокуратуру.
Постановление Комиссии о постановке на учет несовершеннолетнего действует до исправления несовершеннолетнего и может быть отменено соответствующей Комиссией по ходатайству заинтересованных лиц, если несовершеннолетний примерным поведением доказал свое исполнение.
Постановление Комиссии о передаче несовершеннолетнего на поруки трудовому коллективу, общественной организации действует до исправления несовершеннолетнего и может быть отменено соответствующей Комиссией по ходатайству трудового коллектива или общественной организации, если несовершеннолетний примерным поведением доказал свое исправление.
В случае, когда избранная мера воздействия оказалась недейственной, Комиссия вправе применить к несовершеннолетнему более строгую меру воздействия.
7.1. Рассмотрев материалы в отношении родителей, иных законных представителей несовершеннолетних, либо других лиц, Комиссия может применить следующие виды воздействия:
1) вынести предупреждение (при рассмотрении дела об административном правонарушении);
2) вынести общественное порицание;
3) предложить возместить материальный вред, причиненный несовершеннолетним;
4) обратиться с ходатайством в орган опеки и попечительства о немедленном отобрании несовершеннолетнего у родителей или законных представителей, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни или здоровью несовершеннолетнего, а также об отстранении опекуна или попечителя от исполнения ими своих обязанностей либо о досрочном расторжении договора с приемными родителями о передаче несовершеннолетнего на воспитание в семью;
5) обратиться в суд с заявлением об ограничении или о лишении родительских прав;
О лишении родительских прав см. статью 69 Семейного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ
6) обратиться в суд с заявлением о выселении родителей (одного из них) без предоставления другого жилого помещения, если их проживание на совместной жилой площади с несовершеннолетним, в отношении которого они лишены родительских прав, признано невозможным;
7) наложить административное наказание в случаях, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях.
7.2. Комиссии совместно с другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних выявляют детей, проживающих в социально опасных условиях, а также занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, оставивших образовательные учреждения, неработающих, ведут их персональный учет, принимают решения об устройстве этих несовершеннолетних и контролируют выполнение принятых решений.
Порядок учета и предоставления информации о выявленных и нуждающихся в устройстве несовершеннолетних устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7.3. Решения Комиссии, основанные, в случае необходимости на заключениях и рекомендациях психолого-медико-педагогической консультаций, с указанием конкретной формы устройства несовершеннолетнего, направляются в:
1) органы управления образованием для устройства в образовательные учреждения, учреждения начального профессионального образования, образовательные учреждения для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;
2) органы социальной защиты населения для устройства в специализированные социально-реабилитационные учреждения, социальные приюты;
3) органы здравоохранения для обследования, наблюдения или лечения в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ, а также выявленных заблудившихся, подкинутых и других детей в возрасте до четырех лет, оставшихся без попечения родителей или законных представителей, либо оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
4) органы занятости населения для оказания помощи в трудоустройстве, профориентации, получении специальности;
5) органы по делам молодежи, культуры, досуга, спорта и туризма для занятий в художественных, технических, спортивных и других клубах, кружках и секциях;
6) органы опеки и попечительства;
7) органы внутренних дел.
7.4. В случаях, когда возвращение несовершеннолетнего из специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа, освобождения из воспитательной колонии, возвращение его на прежнее место жительства либо по месту пребывания родителей или иных законных представителей невозможно или нежелательно, в связи с отсутствием родителей или законных представителей, лишением родительских прав, а также в силу иных причин, способных отрицательно повлиять на поведение несовершеннолетнего, комиссия по месту нахождения указанных учреждений на основании письменного заявления несовершеннолетнего и мотивированного заключения администрации соответствующего учреждения в течение десяти дней со дня подачи заявления принимает меры по устройству несовершеннолетнего с учетом его интересов, а также по созданию для него жилищно-бытовых условий.
В необходимых случаях Комиссия обращается в соответствующий орган опеки и попечительства для установления над несовершеннолетним опеки и попечительства.
8. Заключительные положения
8.1. Материально-техническое и кадровое обеспечение деятельности Комиссии осуществляется в соответствии со статьями 8, 9 и 10 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 28 декабря 2008 года N 81-РЗ "О комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Кабардино-Балкарской Республике и наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по образованию и организации комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Закона следует читать как "от 29 декабря 2008 года"
8.2. Контроль деятельности Комиссии осуществляется Республиканской межведомственной комиссией, а также органами местного самоуправления в пределах их компетенции и в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством Кабардино-Балкарской Республики.
Заместитель Главы городского округа Нальчик |
В.Б. Назранов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Совета местного самоуправления городского округа Нальчик Кабардино-Балкарской Республики от 29 января 2010 г. N 206 "Об утверждении Положения о территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав городского округа Нальчик"
Текст решения опубликован в газете "Нальчик" от 11 февраля 2010 года N 5 (91)