Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Братухина В.В,
судей Медведевой И.А. и Салиховой Э.И,
при секретаре Кулагиной Т.И,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Платунова К. А. на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 1 августа2018 года, которым отказано в удовлетворении административного иска Платунова К.А. к Управлению Министерства внутренних дел России по городу Йошкар-Оле о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии, восстановлении на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Медведевой И.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
решением жилищно-бытовой комиссии Управления Министерства внутренних дел России по городу Йошкар-Оле (далее ЖБК УМВД России по г. Йошкар-Оле) от 27 декабря 2017 года (протокол N 15) Платунов К.А. снят с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с предоставлением Министерством государственного имущества Республики Марий Эл в собственность Платунова К.А. земельного участка для строительства индивидуального жилого дома.
Не согласившись с решением, Платунов К.А. обратился в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл с административным исковым заявлением к Управлению Министерства внутренних дел России по городу Йошкар-Оле (далее УМВД России по г. Йошкар-Оле) о признании указанного решения незаконным и восстановлении на учете нуждающихся в жилых помещениях.
В обоснование требований указал, что является ветераном боевых действий и имеет право на получение мер социальной поддержки, установленных статьей 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ). Предоставление земельного участка согласно распоряжению Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 2 февраля 2015 года N 628 не относится к реализации мер социальной поддержки ветеранов и не может являться основанием лишения права, предоставленного подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 названного Федерального закона.
Судом вынесено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Платунов К.А. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и неправильное установление судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Представители УМВД России по г. Йошкар-Оле, МВД по Республике Марий Эл в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежаще, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав Платунова К.А. и заинтересованное лицо Платунову А.В, поддержавших доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Из материалов дела усматривается, что Платунов К.А. с 25 ноября 2002 года включен в список сотрудников УМВД России по г. Йошкар-Оле, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с необеспечением заявителя и членов его семьи жилыми помещениями по установленной норме.
Решением ЖБК УМВД России по г. Йошкар-Оле от 27 декабря 2017 года Платунов К.А. снят с указанного учета на основании пункта 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с предоставлением в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства на основании распоряжения Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 2 марта 2015 года N 628 земельного участка, кадастровый номер "N", общей площадью 1170 кв.м, расположенного по адресу "адрес" (акт передачи земельного участка в собственность от 31 июля 2015 года).
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей.
Согласно абзацу 5 пункта 3 статьи 10 Закона Республики Марий Эл от 27 февраля 2015 года N 3-З "О регулировании земельных отношений в Республике Марий Эл" постоянно проживающим на территории Республики Марий Эл ветеранам боевых действий осуществляется предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома, в границах населенного пункта.
Платунову К.А, являющемуся ветераном боевых действий, согласно заявлению от 20 августа 2010 года, и имеющему право на получение указанных мер социальной поддержки в соответствии с абзацем 8 пункта 1 статьи 14 Закона Республики Марий Эл от 17 июля 2003 года N 32-З "О порядке управления находящимися в государственной собственности земельными участками и регулировании земельных отношений в Республике Марий Эл", действовавшим на момент подачи указанного заявления о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, распоряжением Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 2 марта 2015 года N 628 из целевого земельного фонда земельных участков, находящихся в собственности Республики Марий Эл, предоставлен в собственность бесплатно земельный участок, кадастровый "N", общей площадью 1170 кв.м, расположенный по адресу: "адрес".
Право собственности Платунова К.А. на указанный земельный участок зарегистрировано в ЕГРН 25 сентября 2015 года.
Принимая решение о снятии административного истца с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений, ЖБК УМВД России по г. Йошкар-Оле правомерно исходила из того обстоятельства, что после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации он реализовал в установленном законом порядке свое право на получение от органа государственной власти земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, что в силу пункта 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации является одним из оснований для принятия решения о снятии с учета гражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Доводы апелляционной жалобы о том, что у суда не имелось оснований для признания оспариваемого решения законным в связи с тем, что земельный участок был предоставлен Платунову К.А. как ветерану боевых действий, основаны на неправильном понимании и толковании норм материального права.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1), малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Разрешение же вопросов, связанных с установлением конкретных форм, источников и порядка предоставления гражданам гарантий в жилищной сфере, относится к прерогативе законодателя, который, располагая достаточно широкой дискрецией в данной сфере правового регулирования, вправе предусмотреть в качестве такой гарантии возможность выделения гражданам по их желанию бесплатно земельных участков для строительства жилых домов (определение от 20 ноября 2014 года N 2599-О).
При этом нормы Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ), предусматривающие жилищные гарантии для ветеранов боевых действий (в частности подпункт 3 пункта 1 статьи 16), не исключают применение положений пункта 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации о снятии граждан, в том числе ветеранов боевых действий, с учета лиц, нуждающихся в жилье (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 года N 370-О).
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является по существу правильным, не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а доводы апелляционной жалобы не влияют на правильность принятого решения.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 1 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Платунова К. А. - без удовлетворения.
Председательствующий В.В. Братухин
Судьи И.А. Медведева
Э.И. Салихова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.