Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Попова Г.В,
судей Медведевой И.А. и Салиховой Э.И,
при секретаре Демаковой В.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Мартюшева В. Е. на решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 28 августа2018 года, которым
административные исковые требования Межрайонной ИФНС России N 6 по Республике Марий Эл к Мартюшеву В. Е. удовлетворены.
С Мартюшева В. Е. постановлено взыскать в пользу Межрайонной ИФНС России N 6 по Республике Марий Эл задолженность по земельному налогу за 2015 год в сумме 28951 руб, задолженность по земельному налогу за 2016 год в сумме 122146 руб, пени по земельному налогу в сумме 664 руб. 82 коп, всего в сумме 151761 руб. 82 коп.
С Мартюшева В. Е. в бюджет муниципального образования "Юринский муниципальный район" Республики Марий Эл постановлено взыскать государственную пошлину в сумме 300 руб.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Медведевой И.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная ИФНС России N 6 по Республике Марий Эл (далее МИФНС России N 6 по Республике Марий Эл) обратилась в суд с административным иском к Мартюшеву В.Е. о взыскании недоимки по земельному налогу и пеней, мотивируя свои требования тем, что административный ответчик согласно сведениям регистрирующих органов являлся собственником земельного участка, с кадастровым номером "N", расположенного по адресу: "адрес", площадью 1553 кв.м, вид разрешенного использования для размещения: объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания; административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии; объектов коммунального хозяйства; улиц, проспектов, площадей, аллей, бульваров, переулков, проездов, тупиков, кадастровой стоимостью на 2015 год в размере 2412616 руб, на 2016 год - 8143092 руб, дата регистрации права - 24 декабря 2014 года, дата прекращения права - 26 июня 2017 года.
С учетом положений законодательства налоговым органом был произведен перерасчет земельного налога за 2015 год в сумме 36 189 руб.(кадастровая стоимость 24126161 руб, налоговая ставка -1,5%), за 2016 год в сумме 122146 руб. (кадастровая стоимость 8143092 руб, налоговая ставка 1,5%), итого начислено 151097 руб. с учетом ранее уплаченной суммы налога 7238 руб.
Мартюшев В.Е. с 16 сентября 2015 года является пользователем личного кабинета налогоплательщика, в связи с чем налоговое уведомление от 9 сентября 2017 года N 48377583 с начислением указанных сумм земельного налога было направлено через его личный кабинет.
28 ноября 2017 года налогоплательщиком были уплачены налог на имущество в сумме 121 руб. и земельный налог в сумме 10 руб,94 руб, по иным объектам налогообложения, поименованным в указанном уведомлении, земельный налог в сумме 151097 руб. не уплачен.
4 декабря 2017 года Межрайонной ИФНС России N 6 по Республике Марий Эл составлен акт N 230 о выявлении недоимки у налогоплательщика Мартюшева В.Е. в сумме 151097 руб.
В соответствии со статьями 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации Мартюшеву В.Е. 18 декабря 2017 года через личный кабинет направлено требование об уплате налогов и пеней N 3530 в сумме недоимки по земельному налогу 151097 руб. и пеней 664 руб. 82 коп.
Вынесенный 23 мая 2018 года мировым судьей судебного участка N 22 Горномарийского судебного района Республики Марий Эл судебный приказ о взыскании указанных сумм недоимки и пеней 29 мая 2018 года был отменен мировым судьей в связи с поступившими от должника возражениями относительно его исполнения.
Учитывая изложенное Межрайонная ИНФНС России N 6 по Республике Марий Эл просила взыскать с Мартюшева В.Е. в исковом порядке недоимку по земельному налогу за 2015 - 2016 годы в сумме 151097 руб, пени в сумме 664 руб. 82 коп.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Мартюшев В.Е, указывая, что судом при вынесении решения не были учтены сведения об уплате земельного налога в 2015 году, уменьшении кадастровой стоимости земельного участка, что привело к неправильному расчету недоимки за 2016 год, а также пропуск срока на обращение в суд.
В возражениях на апелляционную жалобу и дополнениях к ним Межрайонная ИФНС России N 6 по Республике Марий Эл просит решение суда изменить в части корректировки налоговых обязательств административного ответчика за 2016 год и пеней, в остальной части решение суда оставить без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель Межрайонной ИФНС России N 6 по Республике Марий Эл не явился, в соответствии с частью 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав Мартюшева В.Е, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Обязанность граждан - налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов закреплена в статье 57 Конституции Российской Федерации, а также части 1 статьи 3, пункте 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно пункту 3 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Пунктом 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (абзац второй); налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (абзац третий).
Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика (пункт 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 4 статьи 57 названного Кодекса в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговое уведомление N 48377583 об уплате земельного налога за 2015-2016 год по указанному выше объекту направлено Мартюшеву В.Е. 9 сентября 2017 года, срок уплаты налога установлен в соответствии с пунктом 1 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации не позднее 1 декабря 2017 года. Требование об уплате недоимки по земельному налогу 151097 руб. и пеней 664 руб. 82 коп. N 3530 направлено в адрес налогоплательщика 18 декабря 2017 года, установлен срок погашения задолженности до 19 января 2018 года.
Заявление о вынесении судебного приказа о взыскании указанных сумм недоимки и пеней направлено мировому судье судебного участка N 22 Горномарийского судебного района Республики Марий Эл 19 апреля 2018 года.
После отмены 29 мая 2018 года судебного приказа Межрайонная ИФНС России N 6 по Республике Марий Эл 22 июня 2018 года предъявила в Горномарийский районный суд Республики Марий Эл исковые требования к Мартюшеву В.Н.
Учитывая изложенное, установленные законом сроки взыскания налоговой задолженности, вопреки доводам апелляционной жалобы, налоговым органом соблюдены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации, земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Земельный налог на территории муниципального образования "Полевской городской округ" Свердловской области введен решением Думы Полевского городского округа от 30 октября 2014 года N 212 "О введении на территории Полевского городского округа земельного налога в новой редакции", согласно которому ставки земельного налога установлены в следующих размерах:
1) 0,3 % в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования и используемых для сельскохозяйственного производства;
- предназначенных для размещения жилых домов многоэтажной застройки и повышенной этажности застройки;
- предназначенных для размещения домов индивидуальной жилой застройки;
- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и животноводства, а также дачного хозяйства;
- предназначенных для размещения объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;
2) 1.5 % в отношении земель сельскохозяйственного назначения, не используемых для сельскохозяйственного производства;
3) 1,5 % в отношении прочих земельных участков (пункт 6 в редакции решения Думы Полевского городского округа от 30 октября 2014 года N 212).
С учетом приведенных положений, налоговая ставка в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:59:0216001:313, исходя из видов его разрешенного использования, составляет 1,5 % его кадастровой стоимости.
Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (пункт 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации).
Объектом налогообложения, в силу пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации, признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Согласно статье 390 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 4 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
Кадастровая стоимость спорного земельного участка на 2015 год была установлена на основании постановления Правительства Свердловской области от 7 июня 2011 года N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель, расположенных на территории Свердловской области", утратившему силу согласно постановлению Правительства Свердловской области от 13 января 2016 года N 13-ПП.
Кадастровая стоимость принадлежащего административному ответчику земельного участка на 2015 год в размере 2412616 руб. не пересмотрена в установленном порядке и применяется для целей налогообложения в 2015 году.
Поскольку при расчете налога в 2015 году согласно налоговому уведомлению N 60104745 от 6 августа 2016 года налоговая ставка определена неверно (0,3 вместо 1,5 процента), налоговый орган вправе был в течение трех лет произвести перерасчет подлежащего уплате земельного налога.
При этом доводы апелляционной жалобы административного ответчика о незаконности действий по перерасчету, как ухудшающих положение налогоплательщика, основаны на неправильном применении норм материального права.
В соответствии с пунктом 4 статьи 397 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
Положения пункта 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат применению к спорным правоотношениям, поскольку перерасчет налога произведен не в связи с изменением налогового законодательства, а в связи с технической ошибкой, допущенной при применении ставки налога.
Следовательно, перерасчет земельного налога за 2105 год согласно налоговому уведомлению от 9 сентября 2017 года N 48377583 Мартюшеву В.Е. произведен обоснованно.
Установлено, что кадастровая стоимость принадлежащего административному ответчику указанного выше земельного участка по состоянию на 1 января 2016 года в размере 8143092 руб.06 коп. определена на основании приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 29 сентября 2015 года N 2588 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов отдельных муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области".
Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 24 января 2018 года N 110 в кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов отдельных муниципальных образований Свердловской области, утвержденную указанным выше приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 29 сентября 2015 года N 2588 были внесены изменения, кадастровая стоимость спорного земельного участка в связи с исправлением ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости, была изменена и составила 730733 руб. 09 коп.
Согласно положениям абзаца 5 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления ошибок, допущенных при определении его кадастровой стоимости, учитывается при определении налоговой базы, начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость.
Как следует из письма Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Свердловской области от 27 августа 2018 года N 18-26/32855С, в соответствии с внесенными изменениями кадастровой стоимости произведен перерасчет земельного налога за 2016 год по налоговому уведомлению N 48377583 от 9 сентября 2017 года, исчисленная ранее сумма земельного налога уменьшена на 111185руб.
Учитывая изложенное, доводы административного ответчика о перерасчете сумм недоимки по земельному налогу за 2016 года и пеней заслуживают внимание, а выводы суда об отказе в применении для исчисления земельного налога с 1 января 2016 года измененной кадастровой стоимости основаны на неправильном применении норм материального права и неправильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Таким образом, сумма недоимки по земельному налогу, подлежащему уплате за 2016 год, составит 10961 руб, а общая сумма задолженности: 36189 - 7238+10961 = 39912 руб.
Частью 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Корректировке подлежит и сумма пеней по требованию N 3530 от 18 декабря 2017 года за период с 2 по 17 декабря 2017 года, пени составят 175 руб. 61 коп.
Следовательно, решение суда в соответствии с пунктами 1 и 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит изменению.
Принимая во внимание имеющиеся основания для изменения решения суда, подлежит изменению на основании абзаца 3 подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации размер взыскиваемой с ответчика государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Гономарийского районного суда Республики Марий Эл от 28 августа 2018 года изменить в части.
Взыскать с Мартюшева В. Е, проживающего по адресу: "адрес", задолженность по земельному налогу за 2016 год в сумме 10961 руб, пени по земельному налогу за 2015 и 2016 годы в сумме 175 руб. 61 коп.
В части подлежащей взысканию задолженности по земельному налогу за 2015 год в сумме 28 951 руб. решение Гономарийского районного суда Республики Марий Эл от 28 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мартюшева В. Е. - без удовлетворения.
Общий размер подлежащей взысканию с Мартюшева В. Е, проживающего по адресу: "адрес", недоимки по земельному налогу за 2015 - 2016 годы составляет 39912 руб, пеней - 175 руб. 61 коп.
Взыскать с Мартюшева В. Е. в бюджет муниципального образования "Юринский муниципальный район" Республики Марий Эл государственную пошлину в сумме 1402 руб. 63 коп.
Председательствующий Г.В. Попов
Судьи И.А. Медведева
Э.И. Салихова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.