Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Салихова Э.И.,
при секретаре Кулагиной Т.И,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда жалобу защитника Николаевой В.П. - Николаева А.Б. на постановление
и.о. заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл, решение судьи Волжского городского суда Республики Марий Эл от 14 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Николаевой В. П, "дата" года рождения, уроженки д. "адрес" "... ", зарегистрированной и проживающей по адресу: "... ", "адрес", являющейся инвалидом "... " группы, пенсионером, ранее не привлекавшейся к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,
установила:
постановлением и.о. заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл от
19 сентября 2018 года 12 N П-04-62/18 Николаева В.П. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере "... " рублей.
Решением судьи Волжского городского суда Республики
Марий Эл от 14 ноября 2018 года постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения, жалоба
Николаевой В.П. - без удовлетворения.
Не согласившись с решением судьи, защитник Николаевой В.П. - Николаев А.Б. подал жалобу в Верховный Суд Республики
Марий Эл, в которой просит решение судьи отменить, принять по делу новое решение, указывает, что в материалах дела отсутствуют координаты земельного участка, в отношении которого проводилась плановая проверка, не учтен план межевания, не привлечен инженер, проводивший межевание земельного участка.
Изучив жалобу, выслушав объяснения защитника Николаевой В.П. - Николаева А.Б, поддержавшего жалобу, объяснения представителей Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл Шубенкиной Н.Ю. и Селюниной О.В, полагавших принятые решения законными и обоснованными, исследовав материалы жалобного производства, дела об административном правонарушении, дела правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровым номером "... ", судья приходит к следующему.
Частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
В соответствии с частью 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;
3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Невыполнение землепользователями (владельцами), в том числе вышеуказанных обязательных мероприятий по защите земель влечет административную ответственность по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В статье 79 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В силу статьи 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года
N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны:
осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду;
соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Как усматривается из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права "... " от "дата" Николаевой В.П. принадлежит "... " доля в праве общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером "... ", категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства, общей площадью "... " кв.м, адрес: "... "
В соответствии с приложением N 1 к постановлению главы администрации Волжского района Республики Марий Эл N 98 от 24 июня 1998 года по КДП "Отымбальский" на земельные доли, предоставляемые в собственность граждан, были выделены только земли сельхозугодий.
"дата" Николаева В.П. обратилась в Управление Росреестра по Республике Марий Эл с заявлением о регистрации права собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером "... ", к заявлению был приложен проект межевания земельного участка от "дата".
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости Николаева В.П. является собственником земельного участка с кадастровым номером "... " который образован из земельного участка с кадастровым номером "... ".
На основании приказа и.о. руководителя Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл
N "... " от "дата" в отношении Николаевой В.П, являющейся собственником земельного участка с кадастровым номером "... ", проведена плановая выездная проверка, в ходе которой установлено, что находящийся в собственности Николаевой В.П. земельный участок с кадастровым номером "... ", категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства, общей площадью "... " кв.м, расположенный по адресу: "... ", "адрес", зарос древесной (береза бородавчатая, ива козья до 10 м высотой) растительностью, что свидетельствует о том, что Николаевой В.П. не выполняются установленные требования и обязательные мероприятия по защите земель и охране почв от зарастания деревьями и сорными растениями.
На основании материала проверки "дата" государственным инспектором отдела государственного земельного надзора Шубенкиной Н.Ю. в отношении Николаевой В.П. составлен протокол об административном правонарушении N "... " по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ, в котором содержатся объяснения Николаевой В.П. о том, что она является инвалидом, не может обрабатывать участок.
Должностное лицо административного органа при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении Николаевой В.П. пришло к выводу о наличии в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, выразившегося в невыполнении установленных требований и обязательных мероприятий, направленных на защиту земель сельскохозяйственного назначения от зарастания деревьями. При назначении административного наказания административным органом применены положения частей 2.2, 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ, размер штрафа снижен ниже низшего предела.
Проверяя законность и обоснованность привлечения Николаевой В.П. к административной ответственности, судья городского суда счел выводы, изложенные в постановлении, правильными.
Оснований не соглашаться с этими выводами, в том числе по доводам жалобы, не усматривается.
В соответствии с актом проверки от "дата" при обследовании земельного участка с кадастровым номером "... " для фиксации точек координат использовался служебный навигатор GPS map 62s Garmin, при проведении обследования каких-либо замечаний от собственника Николаевой В.П. не поступало. Доказательства проведения обследования в отношении иного земельного участка, не принадлежащего Николаевой В.П, либо иных нарушений процедуры обследования земельного участка в материалах дела отсутствуют.
Вопреки доводу жалобы право собственности Николаевой В.П. на земельный участок с кадастровым номером "... " зарегистрировано с учетом представленного заявителем межевого плана от "дата", в связи с чем указанные земельные участки являются идентичными, площадь земельного участка с кадастровым номером "... " совпадает с площадью земельного участка, установленного проектом межевания с учетом допустимой погрешности. В государственный кадастр недвижимости сведения о границах и площади земельного участка внесены на основании межевого плана. Данных о наличии ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, которые могли бы быть приняты судом в подтверждение довода защитника Николаевой В.П. о том, что границы земельного участка с кадастровым номером "... ", в отношении которого проводилась проверка, не совпадают с границами земельного участка, в отношении которого проводилось межевание, не представлено. Согласно пояснениям защитника процедура исправления кадастровой ошибки относительно местоположения границ земельного участка Николаевой В.П. в установленном порядке не инициирована.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных по делу обстоятельств, рассматривались судьей городского суда и обоснованно, по мотивам, изложенным в судебном постановлении, были отвергнуты как несостоятельные.
Административное наказание назначено Николаевой В.П. в пределах, установленных санкцией части 2 статьи 8.7 КоАП РФ, с применением положений частей 2.2, 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности, принцип презумпции невиновности не нарушены. Неустранимые сомнения в виновности Николаевой В.П. отсутствуют.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица административного органа и решение судьи городского суда являются законными и обоснованными, а жалоба не подлежит удовлетворению.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
решила:
постановление и.о. заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл от
19 сентября 2018 года 12 N П-04-62/18, решение судьи Волжского городского суда Республики Марий Эл от 14 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Николаевой В. П. оставить без изменения, жалобу защитника Николаевой В.П. - Николаева А.Б. - без удовлетворения.
Судья Э.И. Салихова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.