Судья Смоленского областного суда Туникене М.В., рассмотрев жалобу ВРИО заместителя руководителя государственной инспекции труда - заместителя главного государственного инспектора труда в Смоленской области (по охране труда) ФИО1 на решение судьи Сафоновского районного суда Смоленской области от 1 октября 2018г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в отношении МУП "Водоканал",
установил:
постановлением ВРИО заместителя руководителя государственной инспекции труда - заместителя главного государственного инспектора труда в Смоленской области (по охране труда) от 25.07.2018г. N 67/6-27-18-ИЗ/12 МУП "Водоканал" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Решением судьи Сафоновского районного суда Смоленской области от 01.10.2018г. вышеуказанное постановление отменено, производство по административному делу прекращено за отсутствием в деянии МУП "Водоканал" состава административного правонарушения.
В рассматриваемой жалобе должностное лицо, вынесшее постановление об административном правонарушении, просит решение судьи, как необоснованное отменить, указывая на нарушение норм материального права.
Ознакомившись с жалобой, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.5.27 КоАП РФ нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Согласно абз.1 ч.1 ст.76 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Государственной инспекции труда в Смоленской области от 15.06.2018г. N67/10-16-18-СП по факту произошедшего в МУП "Водоканал" смертельного несчастного случая (гибели работников ФИО 2 и ФИО 3), проведена внеплановая выездная проверка соблюдения работодателем законодательства по охране труда.
В ходе проведения проверки выявлены нарушения МУП "Водоканал" норм действующего трудового законодательства, а именно: нарушение ст.76 Трудового кодекса РФ, выразившееся в допуске к работе слесаря аварийно-восстановительных работ по канализации ФИО3, появившегося на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения; а также нарушения приказа МУП "Водоканал" N49-П от 08.02.2018г. "Об организации охраны труда на предприятии"; п.2.1 Правил внутреннего трудового распорядка; п.п.3.3, 3.14 должностной инструкции мастера участка.
В связи с выявленными нарушениями закона 20.07.2018г. должностным лицом Государственной инспекции труда в Смоленской области в отношении МУП "Водоканал" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, на основании которого 25.07.2018г. вынесено оспариваемое постановление N67/6-27-18-ИЗ/12.
Также, как усматривается из материалов дела, в рамках этой же проверки постановлением того же должностного лица - ВРИО заместителя руководителя государственной инспекции труда - заместителя главного государственного инспектора труда в Смоленской области (по охране труда) от 25.07.2018г. N 67/6-27-18-ИЗ/13 МУП "Водоканал" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ за нарушение работодателем требований ст.212 Трудового кодекса РФ, выразившееся в не обеспечении безопасности работников при осуществлении работ-допуска слесарей аварийно-восстановительных работ по канализации ФИО3 и ФИО2 до работы в канализационном колодце без наряда-допуска и не осуществление работодателем контроля за работой слесарей аварийно-восстановительных работ, что привело к несчастному случаю на производстве, а также нарушения п.5.2.1, п.2.4.2, п.5.2.4 Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства, утвержденных Постановлением Минтруда России от 16.08.2002 N61, с назначением административного наказания-административного штрафа в размере 80000 рублей. Данное постановление не обжаловалось и вступило в законную силу.
Отменяя постановление ВРИО заместителя руководителя государственной инспекции труда - заместителя главного государственного инспектора труда в Смоленской области (по охране труда) ФИО1 от 25.07.2018г. N 67/6-27-18-ИЗ/12 и прекращая в отношении МУП "Водоканал" производство по делу за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, судья районного суда исходил из того, что совершенное МУП "Водоканал" правонарушение в рассматриваемом случае образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, переквалификация которого на другую статью (часть статьи) КоАП РФ невозможна, ввиду ухудшения положения МУП "Водоканал".
Однако с состоявшимся по делу решением согласиться нельзя.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно материалам дела МУП "Горводоканал" допущены нарушения требований ст.76 Трудового кодекса РФ в части допуска работника ФИО3 до работы в состоянии алкогольного опьянения, то есть нарушения дисциплины труда и трудового распорядка, которые не относятся к общим требованиям по охране труда.
Указанное деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 КоАП РФ.
Административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, предусмотрена ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, которая является специальной по отношению к ч. 1 ст. 5.27 названного Кодекса.
Таким образом, совершенное МУП "Горводоканал" противоправное, виновное деяние не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и влечет административную ответственность по ч.1 ст.5.27 названного Кодекса, в связи с чем вывод судьи районного суда об обратном, является необоснованным.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 названного Кодекса составляет один год.
Из материалов дела усматривается, что административное правонарушение совершено 14.06.2018г. Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности предприятия истекает 14.06.2019г.
При таких обстоятельствах решение судьи районного суда в части прекращения производства по делу подлежит отмене.
Поскольку по делу допущены существенные нарушения процессуальных требований, то на основании п. 4 ст. 30.7 КоАП РФ оно подлежит направлению на новое рассмотрение в тот же суд.
Доводы представителя МУП "Водоканал" о том, что правонарушения, вмененные предприятию, охватываются санкциями, предусмотренными ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, поскольку выявлены в рамках одной проверки, не принимаются, как несостоятельные, поскольку вышеупомянутое постановление от 25.07.2018г. N 67/6-27-18-ИЗ/13 и обжалуемое по настоящему делу постановление от 25.07.2018г. N 67/6-27-18-ИЗ/12 вынесены на основании различных обстоятельств и доказательств, послуживших основанием для привлечения предприятия к административной ответственности, что подтверждается буквальным содержанием названных постановлений.
Руководствуясь ст.ст. 30.3, 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Сафоновского районного суда Смоленской области от 26 сентября 2018г, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ, в отношении МУП "Водоканал" отменить, дело по жалобе МУП "Водоканал" возвратить на новое рассмотрение в Сафоновский районный суд Смоленской области.
Судья М.В. Туникене
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.