Ставропольский краевой суд в составе :
председательствующего судьи Свечниковой Н.Г,
при секретаре Картуновой А.А,
с участием
защитника осужденной Гадаевой М.А. - адвоката Перцевой О.В.
прокурора Кривцовой А.Н,
рассмотрев в открытом судебном заседании материал по апелляционной жалобе осужденной Гадаевой М.А. на постановление Советского районного суда Ставропольского края от 27 июня 2018 года об отказе в отсрочке отбывания наказания до достижения ребенком 14-летнего возраста, и приведение приговора суда в соответствие с действующим законодательством,
изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд
установил:
Гадаева М.А. обратилась в Советский районный суд Ставропольского края с ходатайством о приведении приговора Ленинского районного суда г. Грозного от 15.08.2016 года в соответствие с действующим законодательством, а именно в соответствие с изменениями, внесенными в УК РФ Федеральным законом N 33-ФЗ от 07.03.2017 года в части отсрочки от отбывания наказания до достижения ребенком 14 летнего возраста.
Постановлением Советского районного суда Ставропольского края от 27 июля 2018 года в удовлетворении заявленного ходатайства Гадаевой М.А. отказано.
Не согласившись с постановлением суда, Гадаевой М.А. подана апелляционная жалоба, в которой считает вынесенное постановление незаконным, необоснованным и подлежащим изменению, так как у нее на иждивении четверо несовершеннолетних детей, является единственным родителем. По месту жительства характеризуется положительно, на учете не состоит, родительских прав не лишена. Отсутствуют отягчающие наказание обстоятельства. Ссылаясь на данные о ее личности, просит отменить постановление Советского районного суда Ставропольского края от 27.07.2018 года, и удовлетворить заявленное ходатайство, предоставив отсрочку от отбывания наказания до достижения ее младшим ребенком Хасановой С.А, 20.09.2012 года рождения, 14 летнего возраста.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения постановления суда, исходя из следующего.
В соответствии с ч.1 ст.82 УК РФ, беременной женщине, женщине, имеющей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, мужчине, имеющему ребенка в возрасте до четырнадцати лет и являющемуся единственным родителем, кроме лиц, которым назначено наказание в виде ограничения свободы, лишения свободы за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста, лишения свободы на срок свыше пяти лет за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности, лишения свободы за преступления, предусмотренные статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4 и 205.5, частями третьей и четвертой статьи 206, частью четвертой статьи 211, статьей 361 настоящего Кодекса, и сопряженные с осуществлением террористической деятельности преступления, предусмотренные статьями 277, 278, 279 и 360 настоящего Кодекса, суд может отсрочить реальное отбывание наказания до достижения ребенком четырнадцатилетнего возраста.
Согласно ч. 1 ст. 398 УПК РФ исполнение приговора об осуждении лица к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы или лишению свободы может быть отсрочено судом на определенный срок в случае наличия у осужденного малолетних детей - до достижения младшим ребенком возраста 14-ти лет, за исключением осужденных за преступления определенной категории.
По смыслу закона, основанием предоставления лицу отсрочки отбывания наказания является убеждение суда в правомерном поведении осужденного в период отсрочки и в возможности исправиться без изоляции от общества в условиях занятости воспитанием своего ребенка. К такому убеждению суд приходит на основе учета характера и степени тяжести совершенного преступления, условий жизни на свободе, анализа данных об осужденном и его поведении.
Как следует из материалов дела, Гадаева М.А. осуждена за совершение преступлений средней тяжести и тяжкого преступления.
Согласно представленным материалам, у Гадаевой М.А. имеется четверо несовершеннолетних детей : Хасаханова Х.А, 18.12.2004 года рождения, Хасаханова Х.А, 26.12.2005 года рождения, Хасаханов М.А, 29.07.2007 года рождения, Хасаханова Я.А, 01.08.2010 года рождения.
Отец несовершеннолетних детей, Хасаханов А.А, 19.02.1967 года рождения, умер 29.04.2013 года, что подтверждается свидетельством о смерти I-ОЖ N 607920, выданного Заводским отделом ЗАГС г. Грозного ЧР.
Как следует из справки N 922 от 23.07.2018 года, выданной МУ "Управления образования Ачхой-Мартановского муниципального района" ЧР, в отношении несовершеннолетний детей установлена опека, опекуном назначена Хайрахоева М.Т, местом жительства признано считать ЧР, "адрес", данное жилье закреплено за несовершеннолетними до достижения ими 18 лет.
Кроме того, у осужденной имеется еще один ребенок Хасанова С.А, 20.09.2012 года рождения, от которой Гадаева М.А. отказалась 20.08.2013, и которая распоряжением Администрации Ачхой-Мартановского муниципального района N507 от 20.12.2013 передана на воспитание в приемную семью.
Согласно исследованным судом материалам, за время отбывания наказания Гадаева М.А. не имеет поощрений, имеет 1 взыскание, за что подвергалась взысканию в виде водворения в ШИЗО, мероприятия воспитательного характера не посещает, на поручения реагирует слабо, эпизодически выполняет различные поручения по благоустройству территории ИУ, инициативы не проявляет, участия в общественной жизни отряда не принимает, поощрений не имеет и не стремиться их заработать.
Таким образом, на протяжении всего периода отбывания срока наказания поведение осужденной нельзя признать примерным и положительным, о чем правильно указано в обжалуемом постановлении.
При рассмотрении ходатайства суд первой инстанции принял во внимание мнение представителя исправительного учреждения, мнение прокурора, не поддержавших ходатайство осужденной, наличие характеристики из ФКУ ИК-7 УФСИН России по Ставропольскому краю с выводом о нецелесообразности применения отсрочки отбывания наказания осужденной Гадаевой М.А. в связи с отсутствием данных, свидетельствующих об изменении обстоятельств, связанных с воспитанием детей, и условий их жизни.
Проанализировав указанные выше обстоятельства, представленные материалы, принимая во внимание характер и степень общественной опасности совершенных преступлений и обстоятельства их совершения, поведение Гадаевой М.А. в период отбывания наказания, суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для предоставления осужденной отсрочки исполнения наказания до достижения детьми 14-летнего возраста, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении ходатайства.
Оснований для того, чтобы давать иную оценку обстоятельствам, на которые сослался суд в подтверждение принятого решения, не имеется.
Судебное решение основано на объективных данных, содержащихся в представленных материалах, и принято с соблюдением всех норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства, регламентирующих основания и порядок разрешения вопроса о предоставлении отсрочки отбывания наказания.
С учетом категории совершенных Гадаевой М.А. преступлений, их неоднократности, ранее предоставленной отсрочкой от отбывания наказания, срока назначенного и срока уже отбытого ею наказания, поведения Гадаевой М.А. в период отбывания наказания, условий жизни ее детей, которые находятся под опекой и в приемной семье, обоснованность указанного вывода суда первой инстанции сомнений у суда апелляционной инстанции не вызывает.
Данные о том, что малолетние дети осужденной находятся в трудном материальном положении, в материалах дела не имеется.
Вопреки доводам апелляционной жалобы о необходимости приведения приговора Ленинского районного суда г. Грозного в соответствие с действующим законодательством, а именно в соответствие с изменениями, внесенными в УК РФ Федеральным законом N 33-ФЗ от 07.03.2017 года "О внесении изменений в ст.82 УК РФ и УПК РФ в части совершенствования института отсрочки отбывания наказания", суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда, не находит законных оснований для их применения, так как они не улучшают положения осужденной Гадаевой М.А.
Нарушений уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законов, влекущих отмену постановления, при рассмотрении ходатайства осужденной судом не допущено.
В связи с изложенным, апелляционная жалоба осужденной Гадаевой М.А. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 389.20; 389.28 УПК РФ, суд
постановил:
постановление Советского районного суда Ставропольского края от 27 июля 2018 года в отношении осужденной Гадаевой М.А.- оставить без изменения, апелляционную жалобу осужденной Гадаевой М.А. - без удовлетворения.
Судья Н.Г. Свечникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.