Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Кононовой Л.И.,
судей Муратовой Н.И, Безгиновой Л.А,
при секретаре Кузьмичевой Е.Г,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца Баль И.В. на решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от 20 августа 2018 года по гражданскому делу по исковому заявлению Баль И.В. к Министерству образования и молодежной политики Ставропольского края о признании лицом, оставшимся без попечения родителей,
заслушав доклад судьи Муратовой Н.И,
установила:
Баль И.В. обратилась в суд с указанным иском, который мотивирован тем, что она в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей, ее отец Б.В.А. умер ***, мать - Б.Г.И. умерла ***. Постановлением главы администрации Андроповского района СК N *** от 30.03.1995 ее попечителем была назначена ее бабушка П.А.Е, которая умерла в *** году. В 2005 году она закончила обучение в средней общеобразовательной школе N *** с.** Андроповского района, в 2009 году окончила обучение в ГОУВПО "Ставропольский государственный университет". До достижения совершеннолетнего возраста она проживала с бабушкой по адресу: Ставропольский край, Андроповский район, с.***, ул.***, д. *. В настоящее время проживает на съемной квартире по адресу: г..Ставрополь, ул.***, д. * кв. *, поскольку не имеет собственного жилья. Полагает, что в соответствии с Федеральным законом РФ от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", она относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. В 2017 году, узнав о том, что в соответствии с Законом N 159-ФЗ некоторые лица, оставшиеся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, были обеспечены жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, она обратилась в отдел образования администрации Андроповского муниципального района, с целью выяснения номера ее очереди в списках на получения жилого помещения. В феврале 2018 года истцом было получено письмо из отдела образования Андроповского муниципального района, в котором указано, что она не имеет права на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку обратилась с соответствующим заявлением после достижения ею 23 лет.
Считает, что она имеет право на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, в связи с чем, имеются все основания для включения ее в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения.
Баль И.В. просила признать ее лицом, оставшимся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей; признать за ней право на включение в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда СК; обязать министерство образования и молодежной политики СК включить Баль И.В. в сводный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору специализированного найма из специализированного жилищного фонда СК.
Решением Ленинского районного суда г.Ставрополя от 20 августа 2018 года в удовлетворении исковых требований Баль И.В. к министерству образования и молодежной политики Ставропольского края о признании Баль И.В. лицом, оставшимся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей; признании за Баль И.В. права на включение в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Ставропольского края; обязании министерства образования и молодежной политики Ставропольского края включить Баль И.В. в сводный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору специализированного найма из специализированного жилищного фонда Ставропольского края - отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе истец Баль И.В. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права и без учета обстоятельств, имеющих значение для дела.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к следующему.
Судом первой инстанции не было дано какой-либо оценки доводам Баль И.В. относительно причин несвоевременного обращения с заявлением о постановке ее на учет для предоставления жилого помещения. Причиной, по которой Баль И.В. не оказалась в списках детей, оставшихся без попечения родителей и имеющих право на внеочередное получение жилья, послужило ненадлежащее выполнение ее попечителем обязанностей по защите ее прав, которая подав заявление в отдел образования Андроповского района, не проявила должного внимания к этому вопросу, что привело к тому, что данные не были переданы в Министерство образования и моложенной политики СК. Несмотря на предпринятые истцом меры, ей не удалось восстановить личное дело в органах опеки по месту регистрации.
Суд установил, что Баль И.В. зарегистрирована по адресу: с.***, ул.***, д.*, где имеет право пользования жилым помещением, но не учел, что в связи с прохождением обучения в ГОУВПО "Ставропольский государственный университет" Баль И.В. с 2005 года постоянно проживает в г.Ставрополе на съемной квартире. Фактически, наличие регистрации по месту жительства не является основанием для отказа на включение в список детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями с положениями Закона N159-ФЗ.
Истец Баль И.В. являлась собственником 1/3 доли в праве собственности на жилое помещение по адресу: с.***, ул.***, д. *, кв.*, но данная сделка была совершена с разрешения органов опеки на основании постановления главы администрации. Денежные средства, полученные от продажи указанного домовладения зачислены на счет Баль И.В. Отчуждение имевшегося в собственности жилого помещения было связанно с тем, что истцу были необходимы средства для проживания и обучения в г.Ставрополе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец Баль И.В, *** года рождения, в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей: ее отец Б.В.А. умер ***, мать - Б.Г.И. умерла *** (л.д.11, 12).
Постановлением главы администрации Андроповского района Ставропольского края N *** от 30.03.1995 попечителем Баль И.В. была назначена ее бабушка П.А.Е. (л.д.13), которая умерла в *** году.
В 2005 году Баль И.В. окончила обучение в средней общеобразовательной школе N *** с.*** Андроповского района Ставропольского края (л.д.14-15), в 2009 году окончила обучение в ГОУВПО "Ставропольский государственный университет" (л.д.16).
Судом также установлено, что до достижения совершеннолетнего возраста Баль И.В. проживала с бабушкой по адресу: Ставропольский край, Андроповский район, с.***, ул.***, д. *; в настоящее время проживает на съемной квартире по адресу: г.Ставрополь, ул.***, д.* кв.*, поскольку не имеет собственного жилья.
В 2017 году истец обратилась в отдел образования администрации Андроповского муниципального района для включения в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
10.11.2017 заместителем министра образования и молодежной политики Баль И.В. дан ответ, что в соответствии с Законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включаются лица только до 23 лет, в то время как ей исполнилось 29 лет.
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 7) Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. "ж" ч. 1 ст. 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В силу п. 1 ст. 8 указанного закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Из смысла указанных положений закона следует, что обязанность органов местного самоуправления по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникает с момента обращения указанных лиц с заявлением о предоставлении жилого помещения, которое должно иметь место до достижения ими возраста 23 лет.
Установив, что до достижения возраста 23 лет Баль И.В. с заявлением о постановке на учет с целью предоставления жилья вне очереди как лицу, оставшемуся без попечения родителей не обращалась, на момент обращения с таким заявлением достигла возраста 29 лет, доказательств наличия объективных и исключительных причин, препятствовавших ее обращению в компетентный орган по вопросу поставки на учет до достижения возраста 23 лет в материалы дела не представила, а также исходя из того, что истец являлась собственником 1/3 доли в праве собственности на жилое помещение по адресу: Ставропольский край, Андроповский район, с.***, ул.***, д. * кв. *, продажа которого с зачислением суммы от продажи на счет Баль И.В. была разрешена постановлением главы администрации от 03.11.2005 N***, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Более того, судом первой инстанции установлено, что истец Баль И.В. зарегистрирована по адресу: Ставропольский край, Андроповский район, с.***, ул.***, д.*, где имеет право пользования жилым помещением.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не дана оценка доводам Баль И.В. относительно причин несвоевременного обращения с заявлением о постановке ее на учет для предоставления жилого помещения, судебной коллегией не могут быть приняты во внимание.
Так, Баль И.В. в жалобе указывает, что не оказалась в списках детей, оставшихся без попечения родителей и имеющих право на внеочередное получение жилья, из-за ненадлежащего выполнения ее попечителем обязанностей по защите ее прав, которая подав заявление в отдел образования Андроповского района, не проявила должного внимания к этому вопросу.
Вместе с тем, нормы гражданского законодательства предусматривают общие для всех граждан РФ правила приобретения дееспособности, согласно которым способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их возникает в полном объеме с наступлением его совершеннолетия, то есть по достижении 18 лет (ст. 21 ГК РФ).
С момента достижения совершеннолетия истец не была лишена возможности самостоятельно реализовать свои права и обратиться в установленном законом порядке в уполномоченный орган, по вопросу постановки на учет для получения жилья, однако до 2017 года данное право реализовать должным образом не пыталась. Незнание истцом законодательства в сфере жилищных прав не является уважительной причиной для их неиспользования.
Доказательств уважительности и исключительности причин, препятствовавших истцу обратиться в компетентный орган по вопросу постановки ее на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением, в период возраста с 18 до 23 лет, суду не представлено и материалы дела не содержат.
Обстоятельств, свидетельствующих о бездействии и непринятии мер, в том числе, органами опеки и попечительства, к постановке истца на учет в несовершеннолетнем возрасте или необоснованном отказе в постановке на такой учет, иные причины, объективно препятствующие своевременному обращению либо исключающие его, не установлены с учетом того, что на протяжении ряда лет, уже, будучи способной самостоятельно защитить свои интересы, истец никаких мер к их отстаиванию не предпринимала.
Доводы жалобы о том, что несмотря на регистрацию в с.***, ул.***, д.* Баль И.В. с 2005 года постоянно проживает в г.Ставрополе на съемной квартире, а также что отчуждение имевшегося в собственности жилого помещения было связанно с тем, что истцу были необходимы средства для проживания и обучения в г.Ставрополе, правильность выводов суда первой инстанции не опровергают, направлены на переоценку доказательств и установление новых обстоятельств по делу.
Таким образом, решение суда является правильным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от 20 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.