Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Киселева Г.В.
судей: Мирошниченко Д.С, Журавлевой О.В,
при секретаре судебного заседания Кузьмичевой Е.Г,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Ж.С.В. на решение Ленинского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 31 июля 2018 года по делу по исковому заявлению Ж.С.В. к ГУ МВД по СК, ФСВ Национальной гвардии РФ о взыскании денежной компенсации за поднаем жилого помещения,
заслушав доклад судьи Мирошниченко Д.С,
установила:
Ж.С.В. обратился в суд с иском к ГУ МВД по СК, ФСВ Национальной гвардии РФ о взыскании денежной компенсации за поднаем жилого помещения.
В обоснование требований указал, что он проходил военную службу в войсковой части N внутренних войск МВД России в городе Зеленокумске. Протоколом жилищной комиссии войсковой части N от 01 апреля 2016 года он признан нуждающимся в получении жилого помещения в форме жилищной субсидии.
Приказом командующего войсками Северо-Кавказского регионального командования внутренних войск МВД России от 26 октября 2016 года N л/с, он уволен с военной службы и исключен из списков личного состава войсковой части N.
Указом Президента Российской Федерации от 05 апреля 2016 года N "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации преобразованы в войска национальной гвардии Российской Федерации. В целях разъяснения порядка выплаты ему денежной компенсации за поднаем жилого помещения, он обратился с соответствующим заявлением в адрес руководителя Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. Письмом Росгвардии от 28 апреля 2017 года N ему разъяснено, что за выплатой денежной компенсации за поднаем жилого помещения ему необходимо обратиться в адрес ГУ МВД России по Ставропольскому краю. Он подготовил необходимые документы и приложил их заявлению о выплате денежной компенсации за поднаем жилого помещения, которое направил в адрес ГУ МВД России по Ставропольскому краю. ГУ МВД России по Ставропольскому краю в своем ответе от 29 ноября 2017 года N в выплате ему денежной компенсации за поднаем жилого помещения отказало со ссылкой на то, что на пенсионном обеспечении у них он не состоит.
Просил признать незаконным отказ ГУ МВД России по Ставропольскому краю в выплате денежной компенсации за поднаем жилого помещения за период с 01 января 2017 года по 31 января 2018 года; признать за Ж.С.В. право на получение денежной компенсации за поднаем жилого помещения; взыскать с ГУ МВД России по Ставропольскому краю в его пользу денежную компенсацию в размере 55800,00 руб.; взыскать с ГУ МВД России по Ставропольскому краю в его пользу государственную пошлину в размере 1900,00 руб.; обязать ГУ МВД России по Ставропольскому краю выплачивать с 01 февраля 2018 года Ж.С.В. денежную компенсацию за поднаем жилого помещения.
Решением Ленинского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 31 июля 2018 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Ж.С.В. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, исковые требования удовлетворить в полном объеме. Указывает, что действия ГУ МВД России по Ставропольскому краю противоречат требованиям законодательства, так как в соответствии с положением о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, членам их семей, решение о выплате денежной компенсации принимается органом Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, осуществляющем пенсионное обеспечение по месту жительства лиц, уволенных с военной службы. Полагает, что с ГУ МВД России по Ставропольскому краю подлежит взысканию денежная компенсация за поднаем жилого помещения, так как управление является органом, осуществляющим пенсионное обеспечение бывших военнослужащих внутренних войск МВД России в Ставропольском крае.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лицо участвующее в деле, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы, до получения жилых помещений по установленным нормам предоставляются служебные жилые помещения, жилые помещения маневренного фонда или общежития, а в случае их отсутствия воинские части по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 инструкции о предоставлении военнослужащим -гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, в случае невозможности предоставления военнослужащим и членам их семей служебных жилых помещений по нормам, указанным в п. 3 инструкции, при их согласии могут предоставляться меньшие по площади служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
На основании п. 2 положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909 (далее - положение), денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений выплачивается по желанию военнослужащих в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, заключенным в письменной форме, но не более установленных размеров лишь в случае невозможности обеспечения их жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, одним из определяющих условий для выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим является невозможность обеспечения их служебными жилыми помещениями, жилыми помещениями маневренного фонда или общежитием.
В соответствии с п. п. 2 и 3 положения, денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащему выплачивается ежемесячно одновременно с выплатой денежного довольствия за истекший месяц по месту его военной службы.
Аналогичные положения были закреплены в п. 12 инструкции о мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений (далее - инструкция), в соответствии с которым выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим и членам их семей, а также членам семей погибших (умерших) военнослужащих осуществляется ежемесячно по их желанию в случае отсутствия обеспечения их жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации через финансово-экономические органы по месту (последнему месту) прохождения военной службы на основании приказа командира воинской части (начальника организации).
Согласно п. 14 инструкции выплата денежной компенсации производится со дня найма (поднайма) жилого помещения после прибытия к месту военной службы на основании рапорта военнослужащего, в котором помимо прочего указывается дата начала найма (поднайма) жилья.
Из изложенных положений нормативных актов следует, что основанием для начала выплаты ежемесячной денежной компенсации является приказ командира воинской части, изданный на основании рапорта военнослужащего, признанного нуждающимся в жилом помещении по месту военной службы, с приложением к нему документов, подтверждающих право на получение этой компенсации; ежемесячная денежная компенсация выплачивается военнослужащему, как правило, начиная с месяца, в котором военнослужащий представил договор найма (поднайма) жилья.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Ж.С.В. проходил военную службу в войсковой части 5588 внутренних дед МВД России.
Протоколом жилищной комиссии войсковой части 5588 от 01 апреля 2016 года признан нуждающимся в получении жилого помещения в форме жилищной субсидии.
Приказом командующего войсками Северо-Кавказского регионального командования внутренних войск МВД России от 26 октября 2016 года N 48 л/с, он уволен с военной службы и исключен из списков личного состава войсковой части 5588.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что истцу сразу после заключения договора найма жилого помещения необходимо было обратиться к командованию части с соответствующим рапортом с приложением требуемых документов.
Довод апелляционной жалобы о том, что с ГУ МВД России по Ставропольскому краю в пользу истца подлежит взысканию денежная компенсация за поднаем жилого помещения, является несостоятельным.
В соответствии с п. 2 положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, решение о выплате денежной компенсации принимается органом Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в котором законом предусмотрена военная служба, осуществляющим пенсионное обеспечение по месту жительства лиц, уволенных с военной службы.
Ст. 1 Федерального закона от 30 ноября 2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" служба в органах внутренних дел - федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел), а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации. Законом 342-ФЗ военная служба в органах внутренних дел не предусмотрена.
Судом установлено, что документы для назначения пенсии в отдел пенсионного обеспечения ЦФО ГУ МВД России по Ставропольскому краю не поступали, пенсия истцу не назначалась. Таким образом, ГУ МВД России по Ставропольскому краю не осуществляет пенсионное обеспечение Ж.С.В.
Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для отмены и изменения решения суда первой инстанции, все обстоятельства, изложенные в жалобах, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении указанного гражданского дела судом правильно определены обстоятельства имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, установленным им в ходе судебного разбирательства, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, судом не допущено, то есть, оснований для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения, указанных в ст. 330 ГПК РФ, в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Ленинского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 31 июля 2018 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.