Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Медведевой Д.С,
судей Меньшова С.В, Минаева Е.В,
с участием секретаря судебного заседания Фатневой Т.Е,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Шережукова Б.Ш. на решение Курского районного суда Ставропольского края от 14 сентября 2018 года,
по иску Шережукова Б.Ш. к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Ставропольскому краю и ФСИН России о признании за Шережуковым Б.Ш. и членами его семьи право состоять на учёте для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и признании незаконным отказа комиссии ФСИН России в постановке Шережукова Б.Ш. и членов его семьи на учёт для получения единовременной социальной выплаты,
заслушав доклад судьи Меньшова С.В,
УСТАНОВИЛА:
Шережуков Б.Ш. обратился в суд с исковым заявлением к ФСИН России и ФКУ ИК-6 УФСИН России по Ставропольскому краю, в котором просил признать за ним и членами его семьи право состоять на учёте для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также признать незаконным отказ комиссии ФСИН России в постановке Шережукова Б.Ш. и членов его семьи на учеёт для получения единовременной социальной выплаты.
Обжалуемым решением Курского районного суда Ставропольского края от 14 сентября 2018 года в удовлетворении вышеуказанных заявленных исковых требований отказано полном объёме.
В апелляционной жалобе Шережуков Б.Ш. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, ссылаясь на неправильность произведённой судом первой инстанции правовой оценки обстоятельств дела.
В возражениях на апелляционную жалобу полномочные представители ответчиков ФКУ ИК-6 УФСИН России по Ставропольскому краю и ФСИН России просят решение суда оставить без изменения, а доводы апелляционной жалобы без удовлетворения, ввиду их несостоятельности.
Исследовав материалы гражданского дела, заслушав присутствующих в судебном заседании лиц, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к их удовлетворению не нашла.
Из материалов дела следует, что истец Шережуков Б.Ш. занимал должность младшего инспектора первой категории отдела охраны ФКУ ИК-6 УФСИН России по Ставропольскому краю, в настоящее время пенсионер, перед выходом на пенсию стаж его работы как сотрудника УФСИН составил 17лет. Он в установленном законом порядке, а также и члены его семьи, были признаны нуждающимися в жилом помещении.
Решением комиссии УФСИН России по Ставропольскому краю по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья от 16 июня 2014 года было постановлено о направлении документов для принятия решения о постановке на учёт Шережукова Б.Ш. и членов его семьи для получения единовременной социальной выплаты, что подтверждается выпиской из протокола N 10 УФСИН России по Ставропольскому краю.
Из содержания представленной выписки из протокола N 10 от 16 июня 2014 года заседания комиссии ФСИН России по Ставропольскому краю следует, что истец Шережуков Б.Ш. имеет состав семьи из 4-х человек: Шережуков Б.Ш, супруга Шережукова С.А, сын Шережуков Ш.Б, дочь Шережукова М.Б. (л.д. 12).
На момент подачи заявления (рапорта) выслуга лет в календарном исчислении составила 15 лет 07 месяцев 23 дня.
Шережуков Б.Ш. и члены его семьи с 20 мая 2014 года зарегистрированы по адресу: "адрес" жилом помещении общей площадью 67,9 кв.м, принадлежащим на праве собственности Гериеву С.И, всего зарегистрировано 6 человек.
Других жилых помещений в собственности и (или) занимаемые по договорам социального найма на территории Российской Федерации Шережуков Б.Ш. и члены его семьи не имеют. Ранее Шережукову Б.Ш. и членам его семьи социальная выплата на приобретение или строительство жилого помещения не предоставлялась.
Комиссией постановлено: направить заявление (рапорт) ШережуковаБ.Ш. и приложенные к нему документы в комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке его с семьей (состав 4 человека) на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Решением комиссии ФСИН России, оформленным протоколом N 97 от 22 ноября 2016 года, Шережукову Б.Ш. отказано в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты, в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 (ранее сын заявителя с 1996 года по 28 января 2011 года был постоянно зарегистрирован по адресу: "адрес" по данному адресу не была представлена копия финансово-лицевого счёта и выписка из домовой книги; отсутствуют данные о месте регистрации заявителя и его дочери за период 5 лет) (л.д. 10-11).
Указанные обстоятельства правильно установлены судом первой инстанции и подтверждаются надлежащими доказательствами по делу.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции пришёл к выводу, что в соответствии с действующим правовым регулированием решение вопроса о возможности предоставления сотруднику единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения осуществляется только при наличии необходимого пакета документов, и, учитывая, что истцом при обращении с заявлением о постановке на учёт для получения указанной выплаты не были представлены все необходимые документы, согласно пункту 5 Правил, подтверждающие наличие указанных в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ условий для постановки на учёт для получения единовременной социальной выплаты, в связи с чем не усмотрел наличие правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку он сделан с учётом представленных сторонами доказательств, оцененных судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при правильном применении норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
В силу статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Постановлением Правительства Российской Федерации от 24апреля 2013 года N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
В целях постановки на учёт для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись (пункт 5).
На основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учёт. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (пункт 7 Правил N 369).
Согласно Порядку формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам и семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденному Приказом Федеральной службы исполнений наказаний от 29 августа 2013 года N 496 (действовавшему с 20октября 2013 года до 13 декабря 2014 года), соответствующие комиссии формировались как постоянно действующие коллегиальные органы на уровне ФСИН России, территориальных органов ФСИН России и образовательных учреждения ФСИН России (пункт 7).
Полномочиями по принятию решения о постановке сотрудников и граждан на учёт для получения единовременной выплаты, отказе в указанной постановке на учёт и снятии с него на момент возникновения спорных правоотношений обладала комиссия ФСИН России.
В соответствии с пунктом 19 Порядка формирования и работы комиссий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утверждённого приказом ФСИН России от 29 августа 2013 года N 496, документы для получения единовременной выплаты должны быть рассмотрены комиссией ФСИН России в течение 3-хмесяцев с даты приёма указанных документов.
В соответствии с пунктом 23 раздела IV "принятие решений комиссией ФСИН России" выписки из решений комиссии ФСИН России в течение 10 дней со дня их издания направляются в заинтересованные территориальные подкомиссии и подкомиссии, а территориальные подкомиссии и подкомиссии не позднее трёх рабочих дней со дня получения выписок из решений комиссии ФСИН России доводят их до сведения сотрудников и граждан.
Согласно пунктам 10.1 и 10.2 раздела II "функции и полномочия комиссий" Порядка, утверждённого приказом ФСИН России от 29 августа 2013года N 496, на территориальную подкомиссию и подкомиссию возложены функции предварительной проверки сведений, содержащихся в документах для получения единовременной выплаты и проверка представленных документов для получения единовременной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также, установленному порядку их оформления в течение 15 рабочих дней со дня регистрации рапорта, заявления. При выявлении недостатков в вышеуказанных документах, возвращают их сотрудникам и гражданам с указанием в письменном виде причин возврата.
В силу прямого указания закона, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, при условии, что сотрудник, в том числе, является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв.м.
Судебная коллегия обращает внимание, что установление в вышеприведённых нормативных правовых актах, регламентирующих меры социальной поддержки для разных категорий государственных служащих, определённых оснований для предоставления единовременной социальной выплаты направлено, в том числе и против необоснованного сверхнормативного обеспечения жильем за счёт бюджетных средств.
Принимая во внимание, что Шережуков Б.Ш. не предоставил в комиссию требуемый законом документ - копию финансово-лицевого счёта и выписки из домовой книги по адресу: "адрес", где с 1996 года по 28 января 2011 года был постоянно зарегистрирован сын заявителя, а также не представлены данные о месте регистрации заявителя и его дочери за период 5 лет, равно как и документ, подтверждающий невозможность его получения, а предоставленные им документы, не позволили разрешить вопрос нуждаемости в жилье членов семьи заявителя, суд первой инстанции пришёл к верному выводу, что оспариваемый отказ ФСИН России основан на требованиях действующего законодательства.
Оценив все представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из конкретных обстоятельств дела, вышеприведённых норм законодательства, регулирующих спорные правоотношения, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что комиссия ФСИН России обоснованно отказала Шережукову Б.Ш. в постановке на учёт для получения ЕСВ в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации N 369.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведённой судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтённых судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курского районного суда Ставропольского края от 14 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ШережуковаБ.Ш. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.