Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Фомина М.В,
судей Болотовой Л.А, Брянского В.Ю,
при секретаре судебного заседания Пика А.И,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика А.Р.А. на решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 12 октября 2018 года
по административному делу по исковому заявлению ФКУ ИК- 3 УФСИН России по Ставропольскому краю к А.Р.А. об установлении административного надзора,
заслушав доклад судьи Болотовой Л.А. и пояснения прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края Колячкиной И.В,
установила:
ФКУ ИК- 3 УФСИН России по Ставропольскому краю обратилось суд с административным иском к А.Р.А. об установлении административного надзора.
В обоснование заявленных требований административный истец сослался на то, что А.Р.А, "... " года рождения осужден
24 мая 2017 года мировым судьей судебного участка N 5 Ленинского района г. Ставрополя по ч.3 ст. 30, ч.1 ст. 158, ч.1 ст. 158, ч.2 ст. 69 УК РФ к 9 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима,
08 августа 2017 года Октябрьским районным судом г. Ставрополя по п. "а" ч.3 ст. 158, ч.5 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний, к наказанию назначенному по данному приговору, частично присоединено наказание по приговору мирового судьи судебного участка N 5 Ленинского района г. Ставрополя от 24 мая 2017 и окончательно назначено наказание в виде 1 года 1 месяца лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима,
26 декабря 2017 года Октябрьским районным судом г. Ставрополя по п. "в" ч.2 ст. 158, ч. 5 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний, к наказанию назначенному по данному приговору, частично присоединено наказание по приговору Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 08 августа 2017 года и окончательно назначено наказание в виде 1 года 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. В срок отбывания наказания зачтена отбытая часть наказания по приговору по приговору Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 08 августа 2017 года с 24 мая 2017 года по 26 декабря 2017 года. По апелляционному постановлению Судебной коллегии по уголовным делам Ставропольского краевого суда от 27 февраля 2018 года наказание снижено до 1 года 5 месяцев лишения свободы с отбыванием в колонии строго режима.
Начало срока отбытия 26 декабря 2017 года. Конец срока отбытия наказания 23 октября 2018 года.
Согласно приговору Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 08 августа 2017 года, при назначении наказания учитывалось наличие в действиях А.Р.А. опасного рецидива преступлений.
За период отбывания наказания в местах лишения свободы А.Р.А. поощрений не имеет, имеет 2 взыскания, отбывает наказание в обычных условиях содержания, трудоустроен, задолженность по исполнительным листам не имеет, в браке не состоит, на иждивении несовершеннолетних детей не имеет. Ранее судим, совершил преступление, относящееся к категории тяжких, средней и небольшой тяжести.
На основании изложенного административный истец просил суд установить в отношении А.Р.А, родившегося "... ", после освобождения административный надзор на срок 8 (восемь) лет. Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в отделе МВД России по избранному месту жительства, пребывания, либо фактического нахождения. Установить в отношении поднадзорного лица следующие административные ограничения, обеспечивающие индивидуальное профилактическое воздействие:
запрещение пребывания в барах, кафе, ресторанах, ночных клубах;
запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий, и участия в них;
запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания, с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут;
запрещение выезда за пределы муниципального образования субъекта РФ по месту жительства или пребывания, без разрешения отдела МВД по месту жительства или пребывания.
Обязать А.Р.А. являться в орган внутренних дел по месту его жительства, пребывания или фактического проживания для регистрации 3 раза в месяц.
Обжалуемым решением Георгиевского городского суда Ставропольского края от 12 октября 2018 года административный иск ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ставропольскому краю к А.Р.А. об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, удовлетворен.
Суд установилв отношении А.Р.А, родившегося "... ", после освобождения административный надзор на срок 8 (восемь) лет.
Срок административного надзора судом решено исчислять со дня постановки на учет в отделе МВД России по избранному месту жительства, пребывания, либо фактического нахождения.
Судом установлены в отношении поднадзорного лица, следующие административные ограничения, обеспечивающие индивидуальное профилактическое воздействие:
- запрещение пребывания в барах, кафе, ресторанах, ночных клубах;
- запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий, и участия в них;
- запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания, с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут;
- запрещение выезда за пределы муниципального образования субъекта РФ по месту жительства или пребывания, без разрешения отдела МВД по месту жительства или пребывания.
Суд обязал А.Р.А. являться в орган внутренних дел по месту его жительства, пребывания или фактического проживания для регистрации 3 раза в месяц.
В апелляционной жалобе А.Р.А. просит решение суда отменить. Считает, что суд рассмотрел дело с существенными нарушениями действующего законодательства, поскольку административный надзор применяется к лицам признанным злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, а в отношении него такое постановление не выносилось. Указывает, что оспариваемым решением нарушены его конституционные права, поскольку примененный в отношении него административный надзор, является фактически повторным привлечением к ответственности за одно и тоже преступление.
А.Р.А. будучи надлежащим образом извещен по всем известным суду местам его жительства в судебное заседание не явился. К избранному им месту проживания после освобождения из мест лишения свободы не прибыл, местонахождение его суду апелляционной инстанции не известно, в связи с чем в соответствии с требованиями части 4 статьи 54 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ему назначен представитель - адвокат Криулин С.А. действующий по ордеру.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Учитывая требования ст. 150 КАС РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда приходит к следующему.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" от 06.04.2011 N64-ФЗ (далее - Закона) административный надзор - это осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных федеральным законом.
В силу части 1 статьи 3 Закона, административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
1) тяжкого или особо тяжкого преступления;
2) преступления при рецидиве преступлений;
3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего;
4) двух и более преступлений, предусмотренных ч.1 ст.228, ст.228.3, ч.1 ст.231, ч.1 ст. 234.1 УК РФ.
Согласно части 3 настоящей статьи, в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если:
1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;
2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за:
1) совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 настоящей статьи);
2) совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений;
3) совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного п. "л" ч.2 ст.105, п. "е" ч. 2 ст.111, п. "з" ч.2 ст.117,ч.4 ст.150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), ст.ст.205-205.5, 206, 208, 211, 277-279, 282-282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 УК РФ;
4) совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в ч.2.1 настоящей статьи).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1(п.3) и ч.2 ст. 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством РФ для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 5 ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", срок административного надзора исчисляется в отношении лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Как установлено судом и подтверждается материалами административного дела, А.Р.А. осужден
24 мая 2017 года мировым судьей судебного участка N 5 Ленинского района г. Ставрополя по ч.3 ст. 30, ч.1 ст. 158, ч.1 ст. 158, ч.2 ст. 69 УК РФ к 9 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима,
08 августа 2017 года Октябрьским районным судом г. Ставрополя по п. "а" ч.3 ст. 158, ч.5 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний, к наказанию назначенному по данному приговору, частично присоединено наказание по приговору мирового судьи судебного участка N 5 Ленинского района г. Ставрополя от 24 мая 2017 и окончательно назначено наказание в виде 1 года 1 месяца лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима,
26 декабря 2017 года Октябрьским районным судом г. Ставрополя по п. "в" ч.2 ст. 158, ч. 5 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний, к наказанию назначенному по данному приговору, частично присоединено наказание по приговору Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 08 августа 2017 года и окончательно назначено наказание в виде 1 года 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. В срок отбывания наказания зачтена отбытая часть наказания по приговору по приговору Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 08 августа 2017 года с 24 мая 2017 года по 26 декабря 2017 года. По апелляционному постановлению Судебной коллегии по уголовным делам Ставропольского краевого суда от 27 февраля 2018 года наказание снижено до 1 года 5 месяцев лишения свободы с отбыванием в колонии строго режима.
Начало срока отбытия 26 декабря 2017 года. Конец срока отбытия наказания 23 октября 2018 года.
Согласно приговору Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 08 августа 2017 года, при назначении наказания учитывалось наличие в действиях А.Р.А опасного рецидива преступлений.
За период отбывания наказания в местах лишения свободы А.Р.А. поощрений не имеет, имеет 2 взыскания, отбывает наказание в обычных условиях содержания, трудоустроен, задолженность по исполнительным листам не имеет, в браке не состоит, на иждивении несовершеннолетних детей не имеет.
Судом при установлении административного надзора в отношении А.Р.А. учтено, что он осужден к лишению свободы за совершение преступления, которое в соответствии со ст. 15 УК РФ относится к категории тяжких, при опасном рецидиве преступлений, на момент его совершения срок погашения судимости в соответствии со ст. 86 УК РФ составлял 8 лет после отбытия наказания, в связи с чем суд первой инстанции пришел к выводу о том, что для предупреждения совершения А.Р.А. в дальнейшем преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, в отношении него следует установить административный надзор на срок 8 лет. С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласна.
При выборе конкретных административных ограничений судом приняты во внимание приведенные нормы закона, обстоятельства дела, характеризующие личность осужденного данные. Установленные ограничения являются профилактической мерой, направленной на предупреждение совершения осужденным правонарушений, не ограничивают его законных прав и интересов. Требования закона о сроках административного надзора судом первой инстанции не нарушены.
Обстоятельства дела судом установлены правильно, выводы суда основаны на исследованных материалах дела. Доказательствам дана надлежащая юридическая оценка. Судом нормы материального права применены правильно, нормы процессуального права соблюдены.
Судебная коллегия отмечает, что административный надзор не является мерой уголовной или административной ответственности и устанавливается не в порядке исполнения наказания, а в целях предупреждения совершения лицом повторного преступления, защиты государственных и общественных интересов, что согласуется с нормами ст. 55 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей.
Ссылка административного ответчика на то, что установленный в отношении него административный надзор фактически является вторым наказанием за отбытые преступления, судебная коллегия находит несостоятельными, не основанными на законе.
В связи с изложенным, судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции мотивированными, основанными на исследованных доказательствах, соответствующими установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.
Нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем, оснований к отмене или изменению постановленного по делу решения не имеется.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 12 октября 2018 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.