Ставропольского краевого суда Песоцкий В.В., рассмотрев жалобу представителя юридического лица ООО "Весна" по доверенности Кузьминовой Н.В. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу от 04 июня 2018 года, решение судьи Предгорного районного суда Ставропольского края от 08 августа 2018 года и решение судьи Ставропольского краевого суда от 19 сентября 2018 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственности "Весна" (далее - ООО "Весна") по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу от 04 июня 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Предгорного районного суда Ставропольского края от 08 августа 2018 года и решением судьи Ставропольского краевого суда от 19 сентября 2018 года, юридическое лицо - ООО "Весна" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административным правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
В жалобе, поданной в Ставропольский краевой суд, представитель ООО "Весна" Кузьминова Н.В. просит отменить состоявшиеся по делу акты, как вынесенные с нарушением требований закона о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств дела, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей, на должностных лиц от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Статья 65 Водного кодекса Российской Федерации признает водоохранными зонами территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Установлено, что 29 марта 2018 года должностным лицом Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу проводился рейдовый осмотр в границах водоохранной зоны реки Подкумок, в ходе которого в 15 часов 30 минут по координатам 43575.89 СШ и 42465.80 ВД установлено, что в водоохранной зоне реки Подкумок производится строительство тепличного комплекса ООО "Весна" на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 26:29:160208:616, площадью 173971,00 кв.м, расположенном по адресу: Ставропольский край Предгорный район пос. Подкумок ул.... Разрешенное использование земельного участка - овощеводство (с использованием теплиц). Указанный земельный участок частично входит в водоохранную зону р. Подкумок. Иных зон с особыми условиями территории по данным кадастрового учета, согласно кадастровой выписки и сведений публичной кадастровой карты Росреестра не зарегистрировано. Согласно заключения о согласовании планируемой деятельности в рамках проекта "Тепличный комплекс "ООО Весна" пос. Подкумок, Предгорный район" выданное Азово-Чермномрским территориальным управлением Росрыболовство сбор производственных отходов, строительного и бытового мусора на строительной площадке предусматривается в металлические контейнеры, установленные в строго отведенных местах. Вывоз осуществляется специализированной организацией автотранспортом по мере накопления. Складирование строительного мусора на строительной площадке не предусматривается.
Согласно протокола N 1 от 16 мая 2018 года по координатам 43058/17.3//СШ 42047/10.3//ВД отобраны пробы отходов, состоящие из отходов строительства. Отходы располагались на открытом грунте, не имеющем водонепроницаемого покрытия, под навесом, также не оборудованным системой сбора и очистки стоков.
Согласно протокола N 2 от 16 мая 2018 года по координатам 43°58"24.40"СШ 42°47"17.50"ВД отобраны пробы отходов, состоящие из отходов строительства. Отходы располагались на открытом грунте, не имеющем водонепроницаемого покрытия, под навесом, также не оборудованном системой сбора и очистки стоков. В ходе отбора проб осуществлялась фото и видеозапись. По результатам измерений проведенных специалистами филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" - "ЦЛАТИ по Ставропольскому краю" расстояние от свалки до уреза воды реки Подкумок составляет 70.1 метра. Замер расстояния проводился с помощью лазерного дальномера "Bosch GLM 250 VF" (свидетельство о поверке N 13410617 от 08.06.2017 г.).
Согласно экспертному заключению N 55 от 23 мая 2018 года в результате проведенного анализа пробы отхода N 48-о выявлена кратность разведения водной вытяжке из отхода - отходы с земельного участка с координатами: N 43°58"24.4" Е 042°47"17.5", при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует. (Смертность рачков Daphnia magna Straus не более 10% за 96 часов (БКРю-ад): снижение уровня флуоресценции хлорофилла и снижение численности клеток водорослей Sdenedesmus quadricauda не более 20% за 72 часа (БКРтол?")") - (БКР=Р).
Признавая ООО "Весна" виновным в совершении указанного административного правонарушения, должностное лицо исходило из того, что участок на котором размещены отходы, не оборудован и не соответствует требованиям, предъявляемым к местам накопления отходов. В схеме расположения площадок для накопления и отгрузки отходов данный участок не обозначен.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в использовании прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности.
Установив все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения данного дела, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которые оценены в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, судебные инстанции пришли к выводу о наличии в действиях ООО "Весна" состава вменяемого административного правонарушения.
Факт совершения ООО "Весна" указанного административного правонарушения подтверждается совокупностью достоверных и допустимых доказательств, в том числе протоколом об административном правонарушении, фотографиями, выпиской из ЕГРЮЛ и другими доказательствами, которые были всесторонне и полно исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данные доказательства составлены должностным лицом административного органа в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона. Причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения в рамках рейдового мероприятия.
Рейдовое мероприятие осуществлялось в целях обнаружения нарушений требований природоохранного законодательства на указанной территории, а также выявления лиц, совершивших данные противоправные действия.
Непосредственное обнаружение должностным лицом достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, послужило поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, что согласуется с требованиями пункта 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению ООО "Весна" действующих норм и правил водоохранного законодательства, не представлено.
Все положенные в основу постановления должностного лица и судебных решений по делу об административном правонарушении доказательства отвечают требованиям относимости, допустимости и достоверности, предусмотренным статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Процедуры, предписанные нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были соблюдены, нарушения прав на защиту не усматривается.
Существенных нарушений, которые могли бы повлечь признание доказательств недопустимыми, в деле об административном правонарушении не выявлено.
Оспаривая вступившие в законную силу судебные акты, заявитель в жалобе, настаивая на их отмене, воспроизводит доводы, которые были изложены в жалобе на решение судьи районного суда и обстоятельства, приведенные в акте обследования на предмет соблюдения природоохранных требований, на основании которого был составлен протокол по делу об административном правонарушении и вынесено постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности.
Доводы жалобы о незаконном применении при разрешении дела ряда положений законодательства не могут быть признаны состоятельными, поскольку статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает собственника или пользователя использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, а статья 65 Водного кодекса Российской Федерации запрещает размещение мест захоронения отходов производства и потребления в границах водоохранных зон.
В целом доводы жалобы сводятся к несогласию с оценкой судебными инстанциями доказательств, представленных в материалы дела, и фактических обстоятельств правонарушения. Однако переоценка имеющихся по делу доказательств и установленных на их основе обстоятельств не входит в полномочия суда, пересматривающего судебные постановления, вступившие в законную силу, поскольку это нарушает принцип правовой определенности.
При таких обстоятельствах, судья районного суда, с мнением которого согласился судья краевого суда, пришел к правильному и обоснованному выводу о наличии в действиях ООО "Весна" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание в виде административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено ООО "Весна" соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оно является справедливым и соразмерно содеянному.
Порядок и срок давности привлечения ООО "Весна" к административной ответственности не нарушены.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу от 04 июня 2018 года, решение судьи Предгорного районного суда Ставропольского края от 08 августа 2018 года и решение судьи Ставропольского краевого суда от 19 сентября 2018 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО "Весна", оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
И.о. заместителя председателя В.В. Песоцкий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.