Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Бутиной Е.Г,
судей Гуревской Л.С. и Батановой Е.В,
с участием прокурора Иванова М.А,
при секретаре Апкине В.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства обороны Российской Федерации к ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО1, ФИО7 о прекращении права пользования жилым помещением, выселении, снятии с регистрационного учета, возложении обязанности сдать жилое помещение,
по апелляционной жалобе ФИО4 на решение Куйбышевского районного суда "адрес изъят" от Дата изъята,
установила:
в обоснование исковых требований указано, что в целях реализации приказа ФИО8 обороны Российской Федерации от Дата изъята Номер изъят "Об утверждении Положения о Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации" была проведена проверка использования жилого помещения по адресу: "адрес изъят", мкр. Зеленый, "адрес изъят", по результатам которой установлено, что в квартире проживают ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО1 Собственником данного жилого помещения является Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации, закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, отнесено к специализированному жилому фонду Вооруженных Сил Российской Федерации. Спорная квартира предоставлялась ФИО4 на период и в связи с прохождением военной службы. В качестве членов семьи нанимателя были вселены: жена ФИО5, сын ФИО6, дочь ФИО16 В 1998 году ФИО4 уволен с военной службы с зачислением в запас. С момента увольнения ФИО4 с военной службы законных оснований для сохранения права пользования служебным жилым помещением у ответчиков не имеется. Указывает на то, что ФИО4 не подлежал обеспечению жилым помещением на условиях социального найма от Министерства обороны Российской Федерации, поскольку был уволен по основанию, исключающему право на такое обеспечение.
На основании изложенного, с учетом уточнений, просил суд прекратить право пользования ответчиков служебным жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес изъят", "адрес изъят", "адрес изъят", путем выселения без предоставления иного жилого помещения, снять ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО1 с регистрационного учета по указанному адресу, возложить обязанность на ответчиков сдать в установленном порядке жилое помещение, расположенное по адресу:
"адрес изъят", мкр. Зеленый, "адрес изъят", по акту с передачей ключей от указанного жилого помещения и с соответствующими документами, подтверждающими закрытие лицевого счета на квартиру, должностным лицам ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Решением суда от Дата изъята исковые требования удовлетворены.
Прекращено право пользования ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО1, ФИО7 служебным жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес изъят", "адрес изъят", "адрес изъят". Ответчики выселены из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения и сняты с регистрационного учета по указанному адресу.
Суд обязал ответчиков сдать в установленном законом порядке служебное жилое помещение по акту с передачей ключей от жилого помещения и с соответствующими документами, подтверждающими закрытие лицевого счета на квартиру, должностным лицам Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
В удовлетворении заявления ФИО4, ФИО5 о применении к исковым требованиям исковой давности отказано.
В апелляционной жалобе ФИО4 просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. Ссылается на то, что решение принято о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, а именно ФИО17 и ФИО18, которые проживают в спорном жилом помещении, там находятся их личные вещи, о чем указывалось суду, однако, данным обстоятельствам оценка не дана. Не доказаны установленные судом обстоятельства, имеющие значение для дела. В частности, ответчики не могут быть выселены из служебного жилого помещения без предоставления иного, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса РФ. Суд не предлагал представить доказательства в подтверждении права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Суд не применил закон, подлежащий применению. Указывает на то, что ФИО4 и ФИО5 соответствуют критериям, установленным для малоимущих граждан в "адрес изъят", следовательно, вправе претендовать на обеспечение жилым помещением на условиях договора социального найма.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Военная прокуратура Иркутского гарнизона просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ рассмотрела дело в отсутствие неявившихся представителей Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, 3 отдела ( "адрес изъят") ФГКУ "Центральное региональное Управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, ФИО6, ФИО1, ФИО7, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад по делу, объяснения ФИО4, ФИО5, их представителя ФИО19, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ФГКУ "Центральное региональное Управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, ФИО20, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда, заслушав заключение прокурора ФИО14, полагавшего решение суда законным и обоснованным, проверив материалы дела, рассмотрев его в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
В силу положений статьи 5 Федерального закона от Дата изъята N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (до Дата изъята ), Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс РФ) применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Учитывая, что жилищные правоотношения являются длящимися, то при разрешении настоящего спора подлежат применению как положения Жилищного кодекса ФИО2, так и положения Жилищного кодекса РФ.
В соответствии со статьей 6 Жилищного кодекса ФИО2 (действовавшего на момент предоставления спорной квартиры) государственный жилищный фонд находился в ведении местных ФИО23 народных депутатов (жилищный фонд местных ФИО23) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
В пункте 41 постановления Пленума Верховного Суда РФ от Дата изъята Номер изъят "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения. В то же время необходимо иметь в виду, что по действующему до Дата изъята законодательству основанием для вселения в служебное жилое помещение и заключения договора найма служебного жилого помещения являлся установленной формы ордер (статьи 47, 105 Жилищного кодекса ФИО2), а основанием для вселения в общежитие - ордер на занятие по найму жилой площади в общежитии по установленной форме (статья 109 Жилищного кодекса ФИО2).
Согласно положениям статьи 101 Жилищного кодекса ФИО2 служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе ФИО23 народных депутатов.
В соответствии с законодательством Российской Федерации служебные жилые помещения могут предоставляться отдельным категориям военнослужащих (статья 104 Жилищного кодекса ФИО2).
Порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, названным кодексом и другим законодательством ФИО2. Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного ФИО23 народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение (статья 105 Жилищного кодекса ФИО2).
В силу положений статьи 47 Жилищного кодекса ФИО2 на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского ФИО23 народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается ФИО2. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
В пункте 2 постановления ФИО3 от Дата изъята Номер изъят "О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения" регламентировано, что ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.
Таким образом, исходя из смысла вышеприведенных норм права признаком служебного жилого помещения (до Дата изъята ) являлось обязательное наличие решения органа местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежало жилое помещение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения.
Частью 2 статьи 92 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципальных жилищных фондов. Однако использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно пунктам 1, 5 части 3 статьи 11 Жилищного кодекса РФ защита жилищных прав осуществляется судом путем признания жилищного права, прекращения или изменения жилищного правоотношения.
Военная служба по смыслу статьи 6 Федерального закона от Дата изъята N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам.
В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса РФ, пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", приказом ФИО8 обороны РФ от Дата изъята Номер изъят служебные жилые помещения, включенные в жилищный фонд Министерства обороны Российской Федерации, предоставляются военнослужащим, как отдельной категории граждан, по установленным в законе основаниям.
Частью 1 статьи 103 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса РФ.
В силу статьи 35 Жилищного кодекса РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Помимо иных оснований, в соответствии с частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса РФ, договор найма служебного жилого помещения заключается на период прохождения службы. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от Дата изъята N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу пунктов 1, 3 статьи 125 и пункта 3 статьи 214 Гражданского кодекса РФ права собственника от имени Российской Федерации могут осуществлять государственные органы, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации Номер изъят от Дата изъята "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" предусмотрено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности (далее - имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций).
Согласно пункту 12 статьи 1 Федерального закона от Дата изъята N 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от Дата изъята Номер изъят "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации", определено, что Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
Из содержания указанных правовых норм следует, что предоставление специализированного жилого помещения носит временный характер, осуществляется в целях, предусмотренных статьей 93 Жилищного кодекса РФ, и не является мерой улучшения жилищных условий, поэтому граждане - военнослужащие, сохранение жилищных прав за которым прямо не закреплено законом, при увольнении с военной службы обязаны освободить служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 15 Федерального закона от Дата изъята N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 13 статьи 15 Федерального закона от Дата изъята N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей на момент увольнения ФИО4 с военной службы) военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.
Исходя из положений данной статьи закона право на обеспечение жилым помещением возникнет только при увольнении с военной службы и только при наличии определенных условий: при увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более.
Военнослужащие, не указанные в приведенной статье закона, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.
Приказом ФИО8 обороны ФИО9 от Дата изъята "О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском", действовавшим на момент предоставления ФИО4 спорной квартиры, было установлено, что заселение служебных жилых помещений производится после включения таких помещений в число служебных решением исполкома ФИО23 депутатов трудящихся.
Судом установлено, что постановлением главы администрации "адрес изъят" от Дата изъята Номер изъят "О выдаче ордеров на право занятия жилой площади" квартира, расположенная по адресу:
"адрес изъят", мкр. Зеленый, "адрес изъят", признана служебной, что подтверждено архивной справкой администрации "адрес изъят".
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от Дата изъята квартира, назначение: жилое, общая площадь 48,4 кв.м, этаж 6, по адресу: "адрес изъят", мкр. Зеленый, "адрес изъят", является собственностью Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации. Право оперативного управления зарегистрировано Дата изъята за ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России.
Таким образом, квартира, расположенная по адресу: "адрес изъят", мкр. Зеленый, "адрес изъят", имеет статус служебного жилого помещения.
Судом установлено, что с Дата изъята по Дата изъята ответчик ФИО4 проходил военную службу, в том числе в войсковой части 59968
( "адрес изъят"), что подтверждается выпиской из послужного списка майора ФИО4, выпиской из приказа Номер изъят.
На основании удостоверения Номер изъят на право занятия служебной жилой площади, выданного Дата изъята исполнительным комитетом "адрес изъят" ФИО23 народных депутатов, ФИО4 и членам его семьи: ФИО5 (супруга), ФИО6 (сын), ФИО16 (дочь), была предоставлена в пользование квартира, состоящая из двух комнат, расположенная по адресу: "адрес изъят", мкр. Зеленый, "адрес изъят". Данное удостоверение получено ФИО4 Дата изъята.
Согласно поквартирной карточке по форме 17, карточке лицевого счета Номер изъят семья ФИО24 зарегистрирована по адресу: "адрес изъят", мкр. Зеленый, "адрес изъят". В настоящее время ФИО24, а также супруг их дочери ФИО7 занимают указанное жилое помещение и проживают в спорной квартире.
В соответствии с выпиской из приказа командира войсковой части 74162 Номер изъят от Дата изъята майор ФИО4 уволен с военной службы с зачислением в запас по подпункту "б" пункта 1 статьи 51 Федерального закона от Дата изъята N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" по истечении срока контракта. Выслуга лет в ВС РФ составила: в календарном исчислении 15 лет 2 месяца 28 дней, в льготном исчислении 20 лет 4 месяца 10 дней. Контракт о прохождении военной службы в кадрах ВС РФ заключен сроком на 5 лет с Дата изъята. Основание: рапорт офицера от Дата изъята.
Разрешая спор, суд с учетом требований норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, исходил из того, что с момента увольнения ответчика ФИО4 с военной службы, законных оснований для сохранения права пользования служебным жилым помещением у него и членов его семьи не имеется, с указанного момента данные лица занимают служебное жилое помещение Министерства обороны Российской Федерации без соответствующего согласия собственника, то есть самовольно, в связи с чем, основания для отказа в восстановлении нарушенного права собственника жилого помещения Министерства обороны Российской Федерации отсутствуют и ответчики подлежат выселению из спорного жилого помещения в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения.
Оценив собранные по делу доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, учитывая, что ФИО4 и члены его семьи в едином реестре нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по избранному месту жительства, не состоят, сведений о том, что ответчик и члены его семьи признавались в установленном законом порядке малоимущими, материалы дела не содержат, доказательств, подтверждающих предоставление ФИО4 жилого помещения в связи с возникшими в 2017 году после увольнения с военной службы трудовыми отношениями не представлено, суд обоснованно удовлетворил требования Министерства обороны Российской Федерации о прекращении права пользования квартирой, выселении из служебного жилого помещения, возложении обязанности сдать в установленном порядке служебное жилое помещение по акту с передачей ключей с документами, подтверждающими закрытие лицевого счета на квартиру, а также пришел к правомерному выводу о том, что ФИО5 не приобрела самостоятельного права пользования служебным жилым помещением, поскольку вселена в спорное жилое помещение как член семьи нанимателя.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании имеющихся в деле доказательств, оценка которым дана согласно ст. 67 ГПК РФ.
Довод жалобы о том, что ответчики не могут быть выселены из служебного жилого помещения без предоставления другого, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса РФ, судебной коллегией отклоняются.
Статьей 13 Федерального закона от Дата изъята N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса РФ, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса РФ.
Таким образом, данная статья дополняет определенный частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса РФ перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.
В пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от Дата изъята Номер изъят "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставляемых им до введения в действие Жилищного кодекса РФ. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса РФ. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса ФИО2.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 108 Жилищного кодекса ФИО2 без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет, (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
Исходя из приведенных положений законодательства и статьи 13 Вводного закона для приобретения лицом права на дополнительные гарантии (невозможность выселения из занимаемого служебного помещения без предоставления другого жилого помещения), установленные Жилищным кодексом ФИО2, необходимо, чтобы данное право возникло до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации ( Дата изъята ). В этом случае положения статьи 108 Жилищного кодекса ФИО2 применяются к правоотношениям по пользованию жилым помещениям и после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии других обязательных условий (граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете). Если же лицо не приобрело право на дополнительные гарантии, предусмотренные этой статьей, то на него положения данной нормы не распространяются.
Таким образом, предусмотренные частью 2 статьи 102 и части 2 статьи 103 Жилищного кодекса РФ случаи, при которых граждане не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления других жилых на сложившиеся между сторонами правоотношения не распространяются.
При таких обстоятельствах, спорное жилое помещение было предоставлено ответчику и членам его семьи до введения в действие Жилищного кодекса РФ для проживания на период прохождения военной службы. В настоящее время ответчик ФИО4 не подлежит обеспечению жилым помещением на условиях социального найма от Министерства обороны Российской Федерации, поскольку был уволен по основанию, исключающему право на такое обеспечение.
Довод о том, что суд не предлагал представить доказательства в подтверждении права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, о том, что ФИО4 и ФИО5 соответствуют критериям, установленным для малоимущих граждан в "адрес изъят", следовательно, вправе претендовать на обеспечение жилым помещением на условиях договора социального найма, не могут быть приняты во внимание.
Из содержания приведенных положений статьи 13 Вводного закона, разъяснений Верховного Суда Российской Федерации по ее применению следует, что право на дополнительные гарантии, то есть невозможность выселения граждан из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, возникает у лиц, названных в статье 108 Жилищного кодекса ФИО2, при одновременном наличии следующих условий:
- указанные граждане относятся к категориям лиц, выселение которых из служебных жилых помещений и общежитий без предоставления другого жилого помещения до введения в действие Жилищного кодекса РФ не допускалось ст. 108 Жилищного кодекса ФИО2;
- такой статус указанные лица должны были приобрести до Дата изъята ;
- эти граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете.
Материалы дела не содержат сведений об отношении ФИО4 к какой -либо категории граждан, указанных в ст. 108 Жилищного кодекса ФИО2, выселение которых невозможно без предоставления другого жилого помещения, не было указано на это и в суде апелляционной инстанции.
При этом факт отсутствия сведений о возможности состоять на учете в качестве нуждающегося по состоянию на Дата изъята, равно как и факт возможности состоять на учете в качестве такового во время рассмотрения данного гражданского дела, не имеет значения, поскольку отсутствует одно из составляющих для выселения из служебного жилого помещения с предоставлением другого жилья - отношение к категориям лиц, выселение которых из служебных жилых помещений и общежитий без предоставления другого жилого помещения до введения в действие Жилищного кодекса РФ не допускалось ст. 108 Жилищного кодекса ФИО2.
Довод о том, что решение принято о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле ФИО17 и ФИО18, которые проживают в спорном жилом помещении, там находятся их личные вещи, отклоняются судебной коллегией, поскольку доказательств их проживания на момент вынесения судом решения материалы дела не содержат. Кроме того, истец в случае наличия достоверных доказательств указанного обстоятельства не лишен возможности при наличии правовых оснований обратиться в суд с соответствующим иском к иным лицам, проживающим в данном жилом помещении.
В целом доводы жалобы следует признать несостоятельными, поскольку они направлены на переоценку установленных судом обстоятельств. Данные доводы жалобы приводились в обоснование позиции ответчиков в суде первой инстанции, являлись предметом рассмотрения в суде, исследованы судом и подробно изложены в постановленном решении. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда второй инстанции не имеется, так как выводы суда полностью соответствуют обстоятельствам данного дела.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, влекущих отмену судебного постановления, в связи с чем, решение суда, проверенное в силу ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 16 июля 2018 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судья - председательствующий
Е.Г. Бутина
Судьи
Л.С. Гуревская
Е.В. Батанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.