Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Вачковой И.Г,
судей Сивохина Д.А. и Шилова А.Е,
при секретаре Асабаевой Д.Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Вафина В.В, Киселева В.Б. и Смирновой С.А. об оспаривании постановления администрации сельского поселения Приморский муниципального района Ставропольский Самарской области от 5 февраля 2018 г. N 3 и об устранении нарушений прав и законных интересов административных истцов,
по апелляционным жалобам Вафина В.В, Киселева В.Б, Смирновой С.А, Тарских Д.В. и Хамидуллина А.А. на решение Ставропольского районного суда Самарской области от 25 сентября 2018 г.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А, объяснения Тарских Д.В. и представителя Вафина В.В, Киселева В.Б, Смирновой С.А. - Смирновой С.А. в поддержание доводов апелляционных жалоб, объяснения главы администрации сельского поселения муниципального района Ставропольский Самарской области Лапаева С.В, представителя администрации муниципального района Ставропольский Самарской области Смирнова А.Н, представителя министерства строительства Самарской области Сидоренко С.В, заинтересованных лиц Калининой Т.З. и Абрамовой М.С, возражавших против удовлетворения апелляционных жалоб, судебная коллегия
установила:
Вафин В.В, Киселев В.Б. и Смирнова С.А. обратились в Ставропольский районный суд Самарской области с административным исковым заявлением о признании незаконным постановления администрации сельского поселения Приморский муниципального района Ставропольский Самарской области (далее - администрация сельского поселения Приморский) от 5 февраля 2018 г. N 3 и об устранении нарушений прав и законных интересов заявителя.
Административное исковое заявление основано на статьях 31 и 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации и мотивировано неправомерным отклонением администрацией сельского поселения Приморский предложения административных истцов о внесении изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Приморский Ставропольского района Самарской области, утвержденные Собранием представителей сельского поселения Приморский муниципального района Ставропольский Самарской области от 30 декабря 2013 г. N 30, в части изменения территориальной зоны земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N, N, N, N N; N; N, расположенных на "адрес"
Решением Ставропольского районного суда Самарской области от 2 апреля 2018 г. в удовлетворении заявленных Вафиным В.В, Киселевым В.Б. и Смирновой С.А. требований отказано.
Определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 3 июля 2018 г. решение Ставропольского районного суда Самарской области от 2 апреля 2018 г. отменено на основании пункта 4 части 1 статьи 310 КАС РФ, административное дело направлено в тот же суд на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Хамидуллин А.А, Бибиков З.Д, Митягина О.А, Хамидуллин З.М, Кузьмичева А.С, Тарских Д.В, Амшуков М.А. и Гафурова А.С.
Решением Ставропольского районного суда Самарской области от 25 сентября 2018 г. в удовлетворении заявленных Вафиным В.В, Киселевым В.Б. и Смирновой С.А. требований отказано.
В апелляционных жалобах Вафин В.В, Киселев В.Б, Смирнова С.А, Тарских Д.В. и Хамидуллина А.А. ставят вопрос об отмене решение суда как постановленного с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела и оценив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не нашла оснований для отмены обжалованного судебного акта в силу следующего.
Материалами дела подтверждается, что административные истцы являются собственниками земельных участков, с кадастровыми номерами N; N; N; N; N, N; N; N; N,расположенных по адресу: "адрес", назначение - земли населенных пунктов, разрешенный вид использования - блокированная жилая застройка.
Поименованные земельные участки располагаются в функциональной зоне Ж1 - зоне индивидуальной жилой застройки (Генеральный план сельского поселения Приморский и Правила землепользования и застройки сельского поселения Приморский, утвержденные Собранием представителей сельского поселения Приморский муниципального района Ставропольский Самарской области от 30 декабря 2013 г. N 30).
Распоряжениями администрации муниципального района Ставропольский Самарской области от 4 июля 2016 г. утверждены градостроительные планы земельных участков, на которых осуществлено строительство блокированного жилого дома с количеством блоков - 9.
1 сентября 2016 г. (с учетом дополнительных соглашений от 17 марта 2017 г, от 6 июля 2017 г, от 17 января 2018 г. и от 1 июня 2018 г.), 6 июля 2017 г, 2 марта 2018 г. между Вафиным В.В, Смирновой С.А, Киселевым В.Б. - арендодателями и арендаторами - Тарских Д.В, Гафуровой А.С, Митягиной О.А, Кузьмичевым А.С, Амшуковым М.А, Хамидуллиной З.М, Хамидуллиным А.А, Бибикова З.Д. заключены договоры аренды 9 вышеуказанных земельных участков, в соответствии с пунктами 1.1 и 1.2 которых арендаторам предоставлено право выкупа земельных участков, получение технических условий на подключение электричества и водоснабжения, разработку проекта с последующим получением разрешения на строительство, строительства и ввода жилого автономного блока в эксплуатацию.
7 апреля 2017 г. администрацией муниципального района Ставропольский Самарской области Тарских Д.В, Гафуровой А.С, Митягиной О.А, Кузьмичеву А.С, Амшукову М.А, Хамидуллиной З.М, Хамидуллину А.А, Бибикову З.Д. выданы разрешения на строительство на вышеуказанных земельных участках автономных жилых блоков блокированного жилого дома в зоне Ж2 - зоне многоквартирной жилой застройки.
17 ноября 2017 г. администрацией муниципального района Ставропольский Самарской области в порядке ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вынесено постановление N 9268, которым выданные 7 апреля 2017 г. разрешения на строительство отменены как не несоответствующие требованиям пункта 2 части 2 статьи 49 ГрК РФ.
Постановлением 28 ноября 2017 г. N 9507 администрацией муниципального района Ставропольский от 28 ноября 2017 г. в постановление N 9268 с целью исправления технической ошибки внесены изменения - в преамбуле постановления вместо "пункта 2 части 2 статьи 49 ГрК РФ" следует читать "часть 13 статьи 51 ГрК РФ".
Решением Ставропольского районного суда Самарской области от 15 августа 2018 г. удовлетворены требования Вафина В.В, Тарских Д.В, Гафуровой А.С, Митягиной О.А, Кузьмичева А.С, Амшукова М.А, Хамидуллиной З.М, Хамидуллина А.А. и Бибиковой З.Д. к администрации муниципального района Ставропольский Самарской области: постановление N 9268 от 17 ноября 2017 г. и постановление N 9507 28 ноября 2017 г. признаны незаконными.
Определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 11 декабря 2018 г. решение Ставропольского районного суда Самарской области от 15 августа 2018 г. отменено, по делу постановлен новый судебный акт, которым отказано в удовлетворении требований Вафина В.В, Тарских Д.В, Гафуровой А.С, Митягиной О.А, Кузьмичева А.С, Амшукова М.А, Хамидуллиной З.М, Хамидуллина А.А. и Бибиковой З.Д.
Вафин В.В, Киселев В.Б, Смирнова С.А. 9 ноября 2017 г. обратились к главе сельского поселения Приморский с заявлениями о внесении изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Приморский (далее - Правила) и генеральный план сельского поселения Приморский, поселка Приморский, муниципального района Ставропольский в части изменения территориальной зоны для указанных земельных участков на территориальную зону Ж2 "Зона многоквартирной жилой застройки", при этом изменения зонирования никак не мотвировали.
Администрация сельского поселения Приморский постановлением от 5 февраля 2018 г. N 3, руководствуясь Уставом сельского поселения Приморский с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении Комиссии по подготовке проекта Правил от 7 декабря 2017 г. N 8 отклонила предложение о внесении изменений в Правила, сославшись на Федеральный закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и на статьи 33, 34 и 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В силу части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Разрешенное использование земельных участков определяется градостроительными регламентами соответствующих территориальных зон и правилами землепользования и застройки (статьи 1 и 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях создания условий для устойчивого развития территорий, в том числе сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, создания условий для планировки территорий, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц решением Собрания представителей сельского поселения Приморский от 30.12.2013 N 30 утверждены Правила землепользования и застройки сельского поселения Приморский.
Внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно частям 2, 4 и 5 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является, в том числе, поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов. Предложения направляются в комиссию, в том числе, физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений. Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации.
Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключение комиссии, в течение 30 дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.
Из буквального толкования приведенных норм следует, что основной целью внесения изменений в Правила является повышение экономической эффективности использования земель, увеличение их стоимости и стоимости находящихся на них объектах при соблюдении баланса прав собственников земельных участков и публичных прав и интересов. Произвольное немотивированное изменение режима использования земель, не отвечающее указанным целям, не допускается.
Оценив представленные в дело доказательства, установив, что установленная зона Ж1 не нарушает права административных истцов по использованию объектов капитального строительства, возведенных на земельных участках, не причиняет им вред как собственникам земельных участков и не снижает стоимость как земельных участков так и возведенных на них объектов строительство, в смысле, придаваемом этим понятиям статьей 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции учел, что иных надлежащих мотивированных пояснений о целесообразности внесения изменения в Правила относительно спорных земельных участков Вафин В.В, Киселев В.Б. и Смирнова С.А. не привели, и пришел к правильному выводу об отсутствии у администрации сельского поселения Приморский оснований для изменения действующих Правил.
При этом обоснованно исходил, из того, что оспариваемое постановление было вынесено уполномоченным лицом в пределах своих полномочий, соответствует требованиям действующего законодательства.
При оценке доводов апелляционных жалоб судебная коллегия исходит из того, что внесение изменений в Правила в части изменения территориальной зоны земельных участков исходя из доводов административных истцов противоречит целям принятия Правил, установленным в статье 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Кроме того, право обращения Вафина В.В, Киселева В.Б. и Смирнова С.А. с заявлением о внесении изменений в инициативном порядке не порождает безусловную обязанность органа местного самоуправления принять соответствующее решение о внесении таких изменений.
По смыслу части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия и улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.
Согласно части 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка вправе возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка. Приведенной норме корреспондируют нормы статей 1, 40 и 85 Земельного кодекса Российской Федерации Российской Федерации.
Принимая во внимание наличие у Вафина В.В, Киселева В.Б. и Смирновой С.А. перед возведением объекта капитального строительства информации о правовом режиме принадлежащих им земельных участков, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспоренное постановление администрации сельского поселения Приморский не влечет нарушение прав и законных интересов административных истцов.
Одним из доводов апелляционной жалобы и незаконности оспариваемого решения суда является довод о том, что по поставленному административными истцами в заявлениях от 9 ноября 2018 г. вопросу об изменении зонирования земельных участков не были проведены публичные слушания, в результате чего не обеспечено соблюдение публичных интересов и соблюдение прав и законных интересов правообладателей земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства.
Отклоняя данный довод, судебная коллегия исходит из того, что действующее законодательство не содержит обязательных требований по вынесению каждого поступившего предложения о внесении изменений в правила застройки и землепользования на публичные слушания, и, учитывая, что Глава сельского поселения Приморский вправе с учетом решения комиссии отклонить предложения физических лиц о внесении изменений в указанные выше Правила, при таких обстоятельствах каких-либо нарушений прав и законных интересов Вафина В.В, Киселева В.Б, Смирновой С.А. при рассмотрении их заявлений не допущено.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального права, норм процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в апелляционной жалобе.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Ставропольского районного суда Самарской области от 25 сентября 2018 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Вафина В.В, Киселева В.Б, Смирновой С.А, Тарских Д.В. и Хамидуллина А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.