Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи ФИО3,
судей ФИО3
при секретаре судебного заседания ФИО3,
рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции, без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), гражданское дело по заявлению ФИО3 к комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности муниципального района " "адрес"" Республики Дагестан (далее - КЧС и ОПБ MP " "адрес"" РД), администрации сельского поселения "сельсовет "адрес"" "адрес" Республики Дагестан и отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации в "адрес" Республики Дагестан (далее - ОМВД России по "адрес" РД) об установлении факта регистрации и постоянного проживания по месту жительства; о возложении обязанности на КЧС и ОПБ MP " "адрес"" РД включить ее несовершеннолетних детей, свёкра и свекровь в списки граждан, имеющих право на получение жилья и единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации, вызванной пожаром в "адрес" Республики Дагестан.
Заслушав доклад судьи ФИО3, судебная коллегия
установила:
ФИО3 обратилась "дата" в "адрес" районный суд Республики Дагестан с заявлением к КЧС и ОПБ MP " "адрес"" РД, администрации СП "сельсовет "адрес"" "адрес" РД и ОМВД России по "адрес" РД:
об установлении факта постоянного проживания и регистрации по месту жительства ее детей: ФИО3, "дата" года рождения, с "дата"; ФИО3, "дата" года рождения, с "дата"; ФИО3, "дата" года рождения, с "дата"; ФИО3, "дата" года рождения, с "дата", по адресу: "адрес", Республика Дагестан, Российская Федерация;
об обязании КЧС и ОПБ MP " "адрес"" РД включить в списки граждан, имеющих право на получение жилья и единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, ее детей: ФИО3, "дата" года рождения, ФИО3, "дата" года рождения; ФИО3, "дата" года рождения; ФИО3, "дата" года рождения.
В обоснование заявления ФИО3 указала, что она вступила в брак с ФИО3, 1981 года рождения, свидетельство серия I-БД N от "дата".
От брака они имеют несовершеннолетних детей: ФИО3, "дата" года рождения, ФИО3, "дата" года рождения, ФИО3, "дата" года рождения, ФИО3, "дата" года рождения и ФИО3, "дата" года рождения.
С рождения по настоящее время ее дети вместе с ней проживают в "адрес" Республики Дагестан.
После пожара, произошедшего "дата" в "адрес" Республики Дагестан, она обратилась о включении ее семьи в списки на получение государственного жилищного сертификата и на получение финансовой помощи за утерю имущества.
Комиссией КЧС MP " "адрес"" ей отказано во включении в списки ее детей и свекра со свекровью, ссылаясь на отсутствие факта регистрации по месту жительства и проживания.
Установление факта постоянного проживания и регистрации детей на территории "адрес" Республики Дагестан необходимо для получения права на включение в списки граждан на получение финансовой помощи за утерю имущества в результате пожара, произошедшего "дата" в "адрес" Республики Дагестан и включения в списки на получение жилья и единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости.
Она как лицо, действующее в интересах несовершеннолетних детей, обращалась в администрацию СП "сельсовет "адрес"" "адрес" РД с заявлением установленной формы, как к органу уполномоченному на осуществление функций по регистрации. Однако по неизвестным ей причинам регистрационные действия не были завершены, и, таким образом ее несовершеннолетние дети оказались не включены в списки пострадавших в результате пожара.
В результате пожара сгорело здание администрации СП "сельсовет "адрес"" "адрес" РД, следовательно, сгорели все документы.
Поскольку документов, подтверждающих факт регистрации и проживания, она получить не может, установление факта проживания возможно только в судебном порядке.
Решением "адрес" районного суда Республики Дагестан от "дата" постановлено:
"Иск ФИО3 к Комиссии по ЧС и ОПБ MP " "адрес"", АСП "сельсовет "адрес"" "адрес" и ОМВД России по "адрес" удовлетворить.
Установить факт регистрации и постоянного совместного проживания несовершеннолетних детей истца ФИО3 "дата" г.р, жителя "адрес" - ФИО3 "дата".р, ФИО3 "дата", ФИО3 "дата" г.р, и ФИО3 "дата" г.р, в "адрес" РД на "дата".
Обязать Комиссию по чрезвычайным ситуациям и ОПБ MP " "адрес"" включить несовершеннолетних детей истицы ФИО3 "дата" г.р, жителя "адрес" - ФИО3 "дата" г.р, ФИО3 "дата" г.р, ФИО3 "дата".р, и ФИО3 "дата" г.р, в списки граждан, имеющих право на оказание государственной помощи для решения жилищной проблемы в связи с его утратой и единовременной финансовой Помощи в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации - пожара в "адрес" "дата".".
Не согласившись с данным решением суда, представителем МВД по РД ФИО3 подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда и переходе к рассмотрению данного дела по правилам производства в суде первой инстанции и об отказе в удовлетворении заявленных ФИО3 требований.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что принятое решение затрагивает интересы МВД по РД, так как регистрацией по месту проживания и пребывания занимаются подразделения миграционной службы органов внутренних дел.
Однако суд не привлек по делу в качестве заинтересованного лица МВД по РД.
О наличии указанного решения МВД по РД стало известно после поступления его из Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - ГУ МЧС России по РД) (письмо ГУ МЧС России по РД от "дата" N).
Факт регистрации по месту проживания устанавливается на основании отметки в паспорте о регистрации по месту пребывания, а в случае утери паспорта на основании данных миграционной службы, установление факта регистрации на основании иных документов (справок) не предусмотрено и такие доказательства не являются относимыми и допустимыми доказательствами по данному делу.
Кроме того, юридический факт не устанавливается, если имеется спор о праве.
Как следует из решения, спор о праве имеется, это вытекает из резолютивной части, в котором указывается обязать КЧС и ОПБ MP " "адрес"" РД включить вышеуказанное лицо в списки граждан, имеющих право на оказание государственной помощи для решения жилищной проблемы в связи с её утратой и единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации - пожара в "адрес" Республики Дагестан "дата".
Вместе с апелляционной жалобой представителем ответчика МВД по РД ФИО3 "дата" подано заявление о восстановлении срока апелляционного обжалования решения "адрес" районного суда Республики Дагестан от "дата".
Определением "адрес" районного суда Республики Дагестан от "дата" МВД по РД отказано в восстановлении срока на подачу апелляционной жалобы на решение "адрес" районного суда Республики Дагестан от "дата".
Не согласившись с данным определением суда, представителем ответчика МВД по РД - ФИО3 "дата" подана частная жалоба на определение суда.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от "дата" постановлено:
"Частную жалобу представителя МВД по РД удовлетворить, определение "адрес" районного суда Республики Дагестан от "дата" отменить, восстановив Министерству внутренних дел по Республике Дагестан срок для подачи апелляционной жалобы".
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от "дата" постановлено:
"Перейти к рассмотрению заявления ФИО3 к комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности муниципального района " "адрес"" Республики Дагестан (далее - КЧС и ОПБ MP " "адрес"" РД), администрации сельского поселения "сельсовет "адрес"" "адрес" Республики Дагестан (далее - администрация СП "сельсовет "адрес"" "адрес" РД) и отделу Министерства внутренних дел Республики Дагестан по "адрес" Республики Дагестан (далее - ОМВД России по "адрес" РД) об установлении факта регистрации и постоянного проживания по месту жительства; о возложении обязанности на КЧС и ОПБ MP " "адрес"" РД включить ее несовершеннолетних детей, свёкра и свекрови в списки граждан, имеющих право на получение жилья и единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации, вызванной пожаром в "адрес" Республики Дагестан "дата", по правилам производства в суде первой инстанции, без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Привлечь к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, МВД по РД".
Представитель ответчика КЧС и ОПБ MP " "адрес"" РД - ФИО3 и представитель третьего лица МВД по РД - ФИО3 требования ФИО3 не признали и в удовлетворении заявленных требований просили отказать.
На судебное заседании в Верховный Суд Республики Дагестан заявитель ФИО3, представители заинтересованных лиц - администрации СП "сельсовет "адрес"" "адрес" РД и ОМВД России по "адрес" РД, извещенные о месте и времени рассмотрения дела, не явились и не ходатайствовали об отложении рассмотрения дела, в связи с чем, дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив доводы заявления, заслушав объяснения представителя заинтересованного КЧС и ОПБ MP " "адрес"" РД - ФИО3 и представителя третьего лица МВД по РД - ФИО3, исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера установлены Федеральным законом от "дата" N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Согласно ст. 18 указанного Федерального закона граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций (абз. 2); на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (абз. 7); на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций (абз. 8); на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций (абз. 9).
В соответствии с п. 2 ст. 18 приведённого Федерального закона порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации; регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации; в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования (п. 1 ст. 24)
В соответствии с пп. "г", "д" п. 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от "дата" N "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий", бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей на человека; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 000 рублей на человека).
Право на получение материальной и финансовой помощи возникает при наличии доказательств постоянного проживания гражданина в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, и установление факта полной или частичной утраты гражданином имущества.
Факт совместного проживания может быть подтвержден справкой с места его жительства соответствующей жилищно-эксплуатационной организации (Единого информационно-расчетного центра), либо справкой товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, либо справкой городской, поселковой и сельской администрации, а также может быть установлен в судебном порядке.
В соответствии с п. 1 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Согласно ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
На основании изложенного, и принимая во внимание наличие в материалах гражданского дела справок, выданных правомочным органом в подтверждение факта проживания, оснований для установления факта проживания в судебном порядке не имеется.
В части требований ФИО3 об обязании КЧС и ОПБ MP " "адрес"" РД включить в списки граждан, имеющих право на получение жилья и единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, ее несовершеннолетних детей: ФИО3 Р, "дата" года рождения, ФИО3 Р, "дата" года рождения; ФИО3, "дата" года рождения; ФИО3, "дата" года рождения, суд исходит из следующего.
В целях оказания помощи гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, Правительство Российской Федерации, действуя в рамках предоставленных ему действующим законодательством полномочий, приняло постановление от "дата" N "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий" (постановлением Правительства Российской Федерации от "дата" N "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий" наименование этого постановления изменено - "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями") далее - постановление Правительства Российской Федерации от "дата" N).
В частности, постановлением Правительства Российской Федерации от "дата" N "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от "дата" N) редакция п. 2 постановления Правительства РФ от "дата" N была уточнена в части условий, при наличии которых граждане приобретают право на получение государственного жилищного сертификата, согласно которой государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам при одновременном выполнении на момент чрезвычайной ситуации следующих условий: постоянное проживание в утраченном жилом помещении и регистрация по месту жительства в утраченном жилом помещении.
Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданину, для которого и для всех членов семьи которого утраченное жилое помещение являлось единственным (абзацы 2, 3 п. 2 постановления Правительства РФ от "дата" N в редакции постановления Правительства РФ от "дата" N).
Постановлением Правительства Российской Федерации от "дата" N " О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий" и постановлением Правительства Российской Федерации от "дата" N были внесены изменения также и в Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов.
Так, в пункте 6 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от "дата" N, от "дата" N, действующих на момент пожара) содержатся следующие нормативные предписания.
Выдача бланков сертификатов высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется Министерством финансов Российской Федерации на основании решения Правительства Российской Федерации, подготовленного Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на основании списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение государственного жилищного сертификата (далее - список).
На основании заявления гражданина, чье жилое помещение было утрачено в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, и после проведения сверки сведений, указанных в заявлении, с данными паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина (для детей - свидетельство о рождении), органом местного самоуправления подготавливается список по форме согласно приложению N, который подписывается главой местной администрации муниципального образования, на территории которого проживают граждане, лишившиеся жилого помещения.
Начальник главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации подписывает списки, подтверждая нахождение адресов граждан в зоне чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, совершения террористического акта или проведения мероприятий по пресечению террористического акта правомерными действиями.
Руководитель территориального органа Федеральной миграционной службы проверяет списки граждан на соответствие указанных в них сведений об адресе регистрации по месту жительства и паспорте сведениям об этих гражданах, которые находятся в распоряжении Федеральной миграционной службы, после чего подписывает их.
Список утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошли чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие, террористический акт или пресечение террористического акта правомерными действиями, и направляется в МЧС России, которое после согласования списка направляет его в Министерство финансов Российской Федерации для осуществления последующего погашения сертификатов.
В соответствии с пп. 7 и 8 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от "дата" N) внесение в утвержденный список изменений осуществляется в соответствии с п. 6 данного порядка. Внесение изменений в утвержденный список путем включения в него дополнительных граждан или семей не допускается. Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, утверждающие список, несут ответственность за достоверность и полноту сведений, содержащихся в списке.
Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что на момент обращения заявителя в суд с требованием о признании права на получение государственного жилищного сертификата была подробно регламентирована правоприменительная процедура реализации права граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации и стихийного бедствия, на получение государственного жилищного сертификата.
Обращение гражданина, претендующего на получение государственного жилищного сертификата, в компетентный орган исполнительной власти с соответствующим заявлением является условием начала этой процедуры, в рамках которой органом местного самоуправления по месту проживания граждан, лишившихся жилых помещений, после проверки сведений, указанных в заявлении, подготавливается список таких граждан.
Этот список подтверждается и подписывается начальником главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации, затем проверяется и подписывается руководителем территориального органа Федеральной миграционной службы, после чего утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и направляется для согласования в МЧС России, а затем в Министерство финансов Российской Федерации для осуществления финансового обеспечения и последующего погашения государственных жилищных сертификатов.
В таком же порядке осуществляется включение в утвержденный список дополнительных граждан, а именно: с соблюдением установленной процедуры, то есть проверки наличия всех условий приобретения гражданами права на получение государственного жилищного сертификата и прохождения согласований, предусмотренных п. 6 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов.
Как усматривается из материалов дела, КЧС и ОПБ MP " "адрес"" РД приняла решение об отказе заявителю во включении его несовершеннолетних детей в список граждан на получение государственного жилищного сертификата.
Данное решение уполномоченного органа не обжаловано, незаконным не признано, в связи с чем, у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований и в части требований обязать включить ее несовершеннолетних детей в список граждан, имеющих право на получение жилья и единовременной финансовой помощи.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 196, 328 - 330 ГПК РФ судебная коллегия
определила:
решение "адрес" районного суда Республики Дагестан от "дата" отменить.
В удовлетворении заявления ФИО3 отказать в полном объеме.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.