Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего: М. А.М.
судей: Багаутдиновой Ш.М, Галимовой Р.С.
при секретаре: Алиеве А.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Магомедова Ш.Л. на решение Хасавюртовского городского суда РД от "дата", которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Магомедова Ш. Л. к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан о признании незаконным отказа Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан о представлении ему и членам его семьи единовременной денежной выплаты на приобретение(строительства) жилого помещения и обязании Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан предоставить ему и совместно проживающим с ним членам семьи единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения - отказать".
Заслушав доклад судьи Багаутдиновой Ш.М, выслушав по доводам апелляционной жалобы Магомедова Ш.Л, судебная коллегия
установила:
М. Ш.Л. обратился в суд с иском к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан о признании незаконным отказа Минстроя и ЖКХ РД о представлении ему и членам его семьи единовременной денежной выплаты на приобретение(строительства) жилого помещения и обязании Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан предоставить ему и совместно проживающим с ним членам семьи единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения, ссылаясь на следующие обстоятельства.
М. Ш.Л, прослужил в органах МВД более 31 года и был уволен приказом министра МВД ДАССР от "дата" Nл/с, в связи, с достижением предельного возраста для службы.
Распоряжением администрации "адрес" от "дата" N он и члены его семьи были приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. По сегодняшний день они состоят на указанном учете, так как они не были обеспечены жильем. Своего жилья у него нет, что также подтверждается справкой отдела учета и распределения жилья администрации "адрес" от "дата" N.
В соответствии с указанным, он имеет право на получение от государства ЕДВ, для приобретения жилья, с учетом количества членов его семьи.
"дата", он через представителя обратился в Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ РД с просьбой обеспечить его и членов его семьи, единовременной денежной выплатой на приобретение или строительство жилого помещения. Письмом Минстроя РД от "дата" N.2- N ему было отказано в выплате ЕДВ.
Судом постановлено указанное выше решение, которое по доводам жалобы просит отменить истец, как незаконное.
В обоснование жалобы указывает, что в связи с произошедшим "дата" в "адрес" Республики Дагестан пожаром, в результате которого жители этого села лишились жилых помещений, Постановлением Правительства РД от 18.10.2010г. N во исполнение положений закона был утвержден реестр жилых домов, признанных непригодными для проживания, и список граждан на получение государственных жилищных сертификатов, куда был включен и он, М. Ш.Л.
В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от "дата"г. N-р в 2011г. Правительству Республики Дагестан выделены бюджетные ассигнования для частичного покрытия расходов на ликвидацию последствий пожара, произошедшего "дата" в "адрес", Республика Дагестан), бюджетные ассигнования в размере 35800 000 рублей на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости.
С учетом указанного, полагает, что в рассматриваемом случае выдача жилищного сертификата не отменяет права нуждающегося в улучшении жилищных условий на получение НДВ, так как он не обеспечивался со стороны государства в порядке, предусмотренном ФЗ "О статусе военнослужащих" в одной из предусмотренных трех форм по выбору. При реализации же положений этого закона будет иметь место улучшение его жилищных условий.
Из представленной справки с Администрации МО " "адрес"" от 07 мая 2018г. N 167 следует, что он по сей день состоит на учете как 6 нуждающийся в улучшении жилищных условий, так как ему не была предоставлена благоустроенная квартира.
Поскольку Магомедов III.Л, был поставлен органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года, общая продолжительность его службы в органах МВД составила более 10 лет, сам по себе факт включения его в список граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, обеспечиваемых жилыми помещениями за счет федерального бюджета Российской Федерации, свидетельствует о наличии у него права на обеспечение жилым помещением.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истца, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
Отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обслуживанием сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дела, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий регулируются нормами Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу ч.1 ст.4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе, службы в органах внутренних дел.
Согласно ч.6 ст.4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ, право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Сотрудникам, гражданам Российской Федерации, указанным в части 1 настоящей статьи, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата (часть 2 статьи 6 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и членам их семей устанавливаются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 года N 1223 (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
Согласно п.5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника с приложением указанных в данном пункте документов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, М. Ш.Л, прослужил в органах МВД более 31 года и был уволен приказом министра МВД ДАССР от "дата" Nл/с, в связи, с достижением предельного возраста.
Распоряжением администрации "адрес" от 30.09.1998 г. N он и члены его семьи были приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел и принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до 01.03.2005, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность.
Разрешая настоящий спор, суд с учетом, установленных по делу обстоятельств, правильно руководствовался вышеприведенными нормами материального права и пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы истца о том, что достаточным правовым основанием для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения является волеизъявление Магомедова Ш.Л. на получение указанной выплаты, и принятие его и членов его семьи на учет до 2005 года Распоряжением администрации "адрес" от 30.09.1998 г. N1191 в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, по мнению судебной коллегии, являются ошибочными и основанными на неверном толковании законодательства, регулирующего сложившиеся между сторонами правоотношения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении N 505-О от 05.03.2014 г, данная льгота не предоставлена тем гражданам, которые были уволены со службы в органах внутренних дел, но не состояли на учете ни в качестве имеющих право на единовременную социальную выплату (в органах внутренних дел), ни в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в органах местного самоуправления).
Предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, только тем уволенным со службы в органах внутренних дел гражданам Российской Федерации, которые в период службы в органах внутренних дел были в установленном законом порядке приняты на соответствующий учет, по своей правовой природе является входящей в систему мер социальной защиты данной категории граждан льготой, направленной на удовлетворение потребности в жилье нуждающихся в нем граждан, которые не реализовали свое право на получение жилого помещения в период службы.
Вместе с тем данная льгота не предоставлена тем гражданам, которые были уволены со службы в органах внутренних дел, но не состояли на учете ни в качестве имеющих право на единовременную социальную выплату (в органах внутренних дел), ни в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в органах местного самоуправления).
В этой связи является обоснованным вывод суда о том, что одним из оснований для признания за гражданином РФ, уволенного со службы в органах внутренних дел, право на единовременную социальную выплату является постановка его на учет в качестве имеющего право на единовременную социальную выплату, либо в качестве нуждающегося в жилых помещениях до увольнения со службы в органах внутренних дел, и постановка его на соответствующий учет до 01.01.2005г.
В случае отсутствия признания нуждаемости в улучшении жилищных условий до право на получение единовременной социальной выплаты возникает только у действующих сотрудников ОВД, которые должны подать документы на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения будучи сотрудниками ОВД.
Кроме того, положения Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не могут рассматриваться как затрагивающие конституционные права заявителя, поскольку, как следует из материалов дела, он был уволен со службы в органах внутренних дел до вступления в силу данного закона.
Доводы заявителя, по существу, сводятся к распространению правового регулирования, предусмотренного в его статьях 4 и 6, устанавливающих специальную льготу в виде предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, на тех уволенных сотрудников органов внутренних дел, которые не были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в период службы в органах внутренних дел.
Вместе с тем, доказательств, свидетельствующих о принятии Магомедова Ш.Л., уволенного со службы 25.12.1986г, и принятого на учет, как нуждающегося в жилом помещении до 01.01.2005г. и после указанной даты в период прохождения службы, не представлено.
Кроме того, судом также установлено, что М. Ш.Л. получал именной государственный жилищный сертификат серии-А N, общей площадью 54 кв. метров, в ходе реализации которого была приобретена квартира по адресу: "адрес", общей площадью 59,3 кв. метра.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу об отсутствии у ответчика оснований для принятия истца на учет в целях получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены решения суда, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства Российской Федерации, по существу сводятся к несогласию с судебной оценкой представленных и собранных по делу доказательств, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
При таких обстоятельствах, решение является законным и обоснованным, оснований к отмене судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Хасавюртовского городского суда РД от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья Гаджиев А.Б.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от "дата" по делу N
(Резолютивная часть)
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего: М. А.М.
судей: Багаутдиновой Ш.М, Галимовой Р.С.
при секретаре: Алиеве А.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Магомедова Ш.Л. на решение Хасавюртовского городского суда РД от "дата", которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Магомедова Ш. Л. к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан о признании незаконным отказа Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан о представлении ему и членам его семьи единовременной денежной выплаты на приобретение(строительства) жилого помещения и обязании Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан предоставить ему и совместно проживающим с ним членам семьи единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения - отказать".
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Хасавюртовского городского суда РД от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.