Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего - Гаджиева Б.Г,
судей - Абдулаева М.М, Ташанова И. Р,
при секретаре Ибрагимовой Т.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Д к С об установлении факта принятия наследства и признании недействительным свидетельства о праве на наследство,
по апелляционной жалобе Д на решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от 31.05.2018 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Гаджиева Б.Г, Судебная коллегия
установила:
Д обратился в суд с иском к С об установлении факта принятия наследства, признании недействительным свидетельства о праве на наследство, указав, что в 1969 году он приобрел жилой дом по адресу: "адрес" оформил его на свою мать ФИО9 Турунж. "дата" мать умерла. На момент смерти матери и в последующем он поживал в указанном доме. В прошлом году он решилоформить свои права наследника и обратился к нотариусу, однако получил ответ, что на основании заявления С - внучки наследодателя Т, ей было выдано свидетельство о праве на наследство по закону. Между тем, матерью С является Л, соответственно, в круг наследников первой очереди С не входит и на наследственное имущество право не имеет.
Решением Ленинского районного суда г. Махачкалы от 31.05.2018 года в удовлетворении исковых требований Д отказано.
В апелляционной жалобе Д содержится просьба об отмене решения суда и вынесении нового решения. Жалоба мотивирована тем, что суд, отказывая в удовлетворении его исковых требований, исходил и того, что им не представлены доказательства фактического принятия наследства, а также пропущены сроки для принятия наследства. Выводы суда опровергаются фактическими обстоятельствами дела и основаны на неправильном толковании норм материального права, поскольку для подтверждения доводов им в суд были обеспечены свидетели, которые показали, что он действительно проживал в спорном доме. Данное обстоятельство подтверждается также копией паспорта и домовой книгой. До 2003 года он был зарегистрирован в данном доме. Ошибочными являются выводы суда о пропуске срока обращения в суд, поскольку о выданном на имя С свидетельстве о праве на наследство по закону ему стало известно в марте 2017 года.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о судебном заседании, в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах своего отсутствия суду не сообщили, ходатайств об отложении дела в суд не представили.
Судебная коллегия, руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, рассмотрела дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность
решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 ст.327 ГПК РФ в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для иной оценки выводов суда первой инстанции.
Отказ в удовлетворении иска суд первой инстанции мотивировал тем, что истцом в суд не представлены доказательства фактического принятия наследства.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда, как соответствующими установленным судом фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
Разрешая спор, суд первой инстанции установилюридически значимые обстоятельства, оценил представленные сторонами доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, руководствовался нормами права, подлежащими применению к спорным правоотношениям.
Согласно п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст. ст. 1111, 1113 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону, наследство открывается со смертью гражданина. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных ГК РФ.
Согласно ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142-1145 и 1148 ГК РФ.
Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, т.е если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования ( ст.1117), либо лишены наследства ( пункт 1 ст. 1119), либо никто из них не принял наследство, либо все они отказались от наследства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии со ст. ст. 1152 - 1154 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять в течение шести месяцев со дня открытия наследства. Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу соответствующего заявления наследника, а также путем фактического принятия наследства. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства. В частности, наследник считается принявшим наследство, если он: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О судебной практике по делам о наследовании" от 29 мая 2012 г. N 9 под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных п. 2 ст. 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных ст. 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами.
Согласно п. 1 ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В целях подтверждения фактического принятия наследства (п. 2 ст. 1153 ГК РФ) наследником могут быть представлены, в частности, справка о проживании совместно с наследодателем, квитанция об уплате налога, доказательства несения расходов на содержание дома и т.д.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, наследодатель ФИО9 Турунж умерла "дата".
После смерти ФИО9 Турунж открылось наследство, состоящее из "." доли жилого дома, находящегося по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, "адрес", расположенного на земельном участке площадью "." кв.м, состоящего из основного строения общей полезной площадью "." кв.м, в том числе жилой - "." кв.м.
Наследуемая "." дли жилого дома состоит из Литера " ".""," "."",- летняя кухня N, сарай N, ванная N, туалет N, галерея N.
Указанная "." доли жилого дома принадлежит наследодателю на основании регистрационного удостоверения N от "дата", выданного БТИ г. Махачкала, зарегистрированного в БТИ г. Махачкала "дата" N. Регистрация права не проводилась.
Материалы дела не содержат и истцом в обоснование своих требований в суд не представлены доказательства того, что указанный дом в 1969-м году был приобретен им, после смерти матери он в установленном порядке в предусмотренные законом сроки обратился к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону, а также фактического принятия им наследства.
Установив вышеуказанные обстоятельства, руководствуясь приведенными нормами права, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.
Выводы суда не противоречат установленным по делу обстоятельствам и сделаны при правильном применении норм материального права.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов суда первой инстанции не опровергли.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан
определила:
решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от 31.05.2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Д - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.