Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Дагестан в составе: председательствующего Гончарова И.А., судей Гомленко Н.К. и Хаваева А.Г.
при секретаре судебного заседания Яхъяеве Т.Т.
при рассмотрении апелляционной жалобы заместителя начальника ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ" ФИО12 на решение Буйнакского городского суда от "дата", которым постановлено:
"административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконными действия заместителя начальника федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанные с отказом ФИО1 в выплате жилищной субсидии и снятием с учета нуждающихся в жилом помещении.
Обязать заместителя начальника федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации отменить решение от "дата" N11 об отказе в предоставлении ФИО1 и членам его семьи жилищной субсидии; отменить свое решение от "дата" N о снятии ФИО1 и членов его семьи с учета нуждающихся в жилом помещении; восстановить ФИО1 и членов семьи на учете нуждающихся в жилом помещении.
Обязать заместителя начальника федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации повторно рассмотреть вопрос о предоставлении ФИО1 и членам его семьи жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений).
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан ФИО10, объяснения ФИО1 и его представителя ФИО7 ( доверенность в деле), просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к заместителю начальника федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Югрегионжилье")о признании незаконными действий должностного лица, связанных с необоснованным отказом в выплате жилищной субсидии и снятием с учета нуждающихся в жилом помещении.
В обоснование иска ссылался на то, что он, ФИО1, в период с "дата" по "дата" проходил военную службу по контракту в войсковой части 63354. В период прохождения военной службы решением начальника отделения (территориального г. Махачкала) ФГКУ "Южное регионального управление жилищного обеспечения" от "дата" N он с "дата" был признан нуждающимся в жилом помещении с составом семьи 6 человек и формой обеспечения жилым помещением в виде жилищной субсидии.
Однако решением заместителя начальника ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" от "дата" N было отказано в выплате ему и членам его семьи жилищной субсидии, а решением от "дата" N его и членов его семьи сняли с учета нуждающихся в жилом помещении. Основанием для снятия и исключения из списка нуждающихся было указано на то, что он умышленно ухудшил свои жилищные условия, т.к. он с семьей до "дата" был зарегистрирован в жилом помещении по адресу: Республика Дагестан, "адрес", собственником данного жилого помещения является отец его супруги ФИО6 По мнению должностного лица, они будучи зарегистрированными в этом доме являлись членами семьи ФИО6, имели право пользования данным жилым помещением наравне с собственником и были обеспечены жилым помещением по установленным нормам. Лишь "дата" он и члены семьи снялись с регистрационного учета по указанному адресу и зарегистрировались по адресу воинской части, тем самым совершили действия с намерением приобретения права встать на учет нуждающихся в жилом помещении.
Эти решения являются неправильными, т.к. будучи зарегистрированными до "дата" в жилом доме свекра ФИО6, он со своей семьей никогда в нем не проживал, в дом не вселялся. Отец его супруги ФИО6 членом его семьи не является. Собственником жилого помещения ФИО6 стал "дата", ранее был брат супруги, ФИО6 разрешилему и членам его семьи сохранить регистрацию в принадлежащем ему жилом доме без права проживания в нем до приобретения собственного жилья, о чем заключено нотариально удостоверенное соглашение.
Не смотря на регистрацию в доме свекра, он фактически проживал на съемных квартирах, с декабря 2012 года со своей семьей проживает по адресу: РД, "адрес", в служебной квартире, принадлежащей Министерству обороны РФ, с целью посещения детьми садика, школы, он сохранил регистрацию в доме свекра, а с 2017 г. зарегистрирован вместе с членами семьи в служебной квартире. Тем самым, он никаких действий с намерением ухудшить свои жилищные условия и получить право состоять на учете нуждающихся в жилом помещении не совершал.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представители ФГКУ "Южрегионжилье" просят решение суда отменить, ссылаясь на то, что оснований для отмены решений N и N от "дата" не имелось, ФИО1 сохранял регистрацию в доме свекра ФИО6, следовательно, сохранил право пользования жилым помещением, затем в 2017 г. умышленно ухудшил свои жилищные условия, переселившись в служебную квартиру.
Извещенный надлежащим образом представитель ФГКУ "Южрегионжилье" и зам. начальника ФИО12 в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, дело рассмотрено без их участия.
На заседании судебной коллегии ФИО1 и его представитель ФИО7 просят решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ФИО1 в период с "дата" по "дата" проходил военную службу по контракту в войсковой части 63354. В период прохождения военной службы решением начальника территориального отделения (в г.Махачкала) ФГКУ "Южное регионального управление жилищного обеспечения" от "дата" N с "дата" он был признан нуждающимся в жилом помещении с составом семьи 6 чел. (он, супруга и четверо детей) и формой обеспечения жилым помещением в виде жилищной субсидии.
Однако решением заместителя начальника ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" от "дата" N ФИО1 и членам его семьи отказано в выплате жилищной субсидии. Решением заместителя начальника ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" от "дата" N ФИО1 и члены его семьи сняты с учета нуждающихся в жилом помещении.
Основанием для принятия таких решений указано то, что ФИО1 со своей семьей до "дата" был зарегистрирован в жилом помещении по адресу: Республика Дагестан, "адрес", собственником которого является отец его супруги ФИО6 Должностное лицо пришло к выводу, что ФИО1 и члены его семьи, сохраняя регистрацию в доме ФИО6, являлись членами его семьи, поэтому имели право пользования жилым помещением наравне с собственником и были обеспечены жилым помещением по установленным нормам. ФИО1 с членами семьи лишь "дата" снялись с регистрационного учета по указанному адресу и зарегистрировались по адресу воинской части, тем самым совершили действия с намерением приобретения права состоять на учете нуждающихся в жилом помещении.
Между тем, в соответствии с п.1 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с абз.12 п.1 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст.15.1 настоящего Федерального закона.
Право выбора населенного пункта в качестве избранного места жительства в целях предоставления военнослужащему-гражданину жилого помещения предоставляется ему один раз.
Граждане, уволенные с военной службы и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, обеспечиваются жилыми помещениями в населенных пунктах, выбранных ими в качестве избранного места жительства до увольнения с военной службы (п.18 ст.5 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
Согласно п. 3 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2011г. N 512, для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, заявление по форме согласно приложению с указанием места прохождения военной службы, а при наличии в соответствии с абзацами третьим и двенадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства - избранного постоянного места жительства, к которому должны быть приложены предусмотренные Правилами документы.
Более того, учитывая законодательный запрет на увольнение с военной службы, установленный ст.23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в отношении перечисленных в этой норме категорий военнослужащих, не обеспеченных жилыми помещениями, решение о постановке на учет и следующее обеспечение жилыми помещениями таких лиц должно быть принято до издания приказов об их увольнении в запас (отставку).
В соответствии с абз.13 п.1 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст.51 ЖК Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно пп.1, 2 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются, в том числе: - не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; - являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
С учетом этих норм права суд пришел к правильному выводу, что юридически значимыми обстоятельствами являются установление, является ли военнослужащий ФИО1 членом семьи собственника жилого дома, и нуждается ли он в жилом помещении.
В постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от "дата" N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" в п. 25 указано, что разрешая споры, связанные с признанием лица членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, судам необходимо учитывать, что круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя, определен частью 1 статьи 69 ЖК РФ. К ним относятся: а) супруг, а также дети и родители данного нанимателя, проживающие совместно с ним; б) другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
К другим родственникам при этом могут быть отнесены любые родственники как самого нанимателя, так и членов его семьи независимо от степени родства как по восходящей, так и нисходящей линии.
Под ведением общего хозяйства, являющимся обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п.
В соответствии с частью 1 статьи 69 ЖК РФ членами семьи нанимателя, кроме перечисленных выше категорий граждан, могут быть признаны и иные лица, но лишь в исключительных случаях и только в судебном порядке. Решая вопрос о возможности признания иных лиц членами семьи нанимателя (например, лица, проживающего совместно с нанимателем без регистрации брака), суду необходимо выяснить, были ли эти лица вселены в жилое помещение в качестве члена семьи нанимателя или в ином качестве, вели ли они с нанимателем общее хозяйство, в течение какого времени они проживают в жилом помещении, имеют ли они право на другое жилое помещение и не утрачено ли ими такое право.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 и члены его семьи до "дата" были зарегистрированы в жилом помещении, расположенном по адресу: Республика Дагестан, "адрес", собственником которого является отец супруги административного истца ФИО6 С "дата" ФИО1 и члены его семьи зарегистрированы по адресу: Республика Дагестан, "адрес", войсковая часть 63354.
Административный истец ФИО1, хоть и был зарегистрирован в доме своего тестя, но фактически в этот дом не вселялся, ранее проживал на съемной квартире, с декабря 2012 года со своей семьей проживал по адресу: РД, "адрес" служебной квартире, принадлежащей Министерству обороны РФ.
В силу ч.1 ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Однако при принятии оспариваемых решений указанные юридически значимые обстоятельства не были учтены, доказательств, что ФИО1 являлся членом семьи свекра ФИО8 не имеется, общее хозяйство со свекром истец не вел, в дом не вселялся и совместно со свекром не проживал, проживал на съемных квартирах, что подтверждается объяснениями свидетелей ФИО9, соседа по съемной квартире, ФИО6, являющегося собственником дома. С 2012 г. ФИО1 проживал в служебной квартире, что подтверждается его рапортом о предоставлении служебной квартиры от "дата", ходатайством командира войсковой части 63354 о предоставлении ФИО1 служебной квартиры от "дата" (л.д. 32,33), договором найма служебного жилого помещения от "дата" ( л.д. 34).
ФИО1 проживал с 2012 г. в служебном жилом помещении, которое было предоставлено ему лишь на время прохождения военной службы, наличие которого не является основанием для снятия его с учета нуждающихся в жилье. Из материалов дела также следует, что ФИО1, будучи до 2017 г. зарегистрирован в доме свекра, но проживая на съемных квартирах и в служебной квартире, был "дата" постановлен на жилищный учет и признан нуждающимся в жилом помещении с составом семьи 6 человек с формой обеспечения жилым помещением в виде жилищной субсидии.
Аналогично решен вопрос в "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ "дата") а также в Определении Верховного Суда Российской Федерации от "дата" N-КГ17-16.
С учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу, что доказательств, подтверждающих совершении административным истцом ФИО1 намеренных действий по ухудшению своих жилищных условий, не представлено, поэтому решения, принятые ответчиком, являются незаконными, исковые требования ФИО1 подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 308-309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Буйнакского городского суда от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФБГУ "Южрегионжилье" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.