Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Гончарова И. А,
судей Хаваева А. Г. и Гомленко Н.К,
при секретаре Яхьяеве Т.Т,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Мамаевой А. А. на решение Буйнакского районного суда Республики Дагестан от 16 августа 2018 года по делу по административному исковому заявлению Мамаевой А. А. к ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации об оспаривании действий (бездействия) должностного лица, выразившихся в необоснованном внесением изменений в учетные данные и неправильном расчетом жилищных субсидий.
Заслушав доклад судьи Гончарова И. А, объяснения представителя административного истца Мамаевой А. А. Алескерова З. А, судебная коллегия
установила:
Мамаева А. А. обратилась в суд с административным иском к ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации об оспаривании действий (бездействия) должностного лица, выразившихся в необоснованном отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся ее внука и неправильном расчете предоставленной субсидии с учетом ее внука.
В обоснование требований указано, что ее супруг Мамаев А. А. в период с 1 июня 2009 года по 11 ноября 2017 года проходил военную службу по контракту в войсковой части 63354. Находясь на службе, ее супруг погиб в дорожно-транспортном происшествии. Решением начальника отделения (территориального, г. Махачкала) ФГКУ "Южное регионального управление жилищного обеспечения" от 23 ноября 2017 года N 52/10 она была признана нуждающейся в жилом помещении с 8 августа 2017 года с составом семьи 3 человека и формой обеспечения жилым помещением в виде жилищной субсидии. В принятии на учет в качестве нуждающегося ее внука Мамаева И. И. было отказано. Решением Буйнакского районного суда РД от 11 января 2018 года ее внук Мамаев И. И. был признан членом ее семьи. Тем не менее, при повторном рассмотрении ответчиком было отказано в принятии на учет ее внука.
Считает, что вышеуказанные решения противоречат законодательству Российской Федерации, устоявшейся судебной практике, основаны на предположениях и вынесены необоснованно по следующим основаниям.
Просила признать действия заместителя начальника ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения", связанные с внесением изменений в его учетные данные и неправильным расчетом жилищной субсидии незаконными. Обязать заместителя начальника ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения":
отменить свое решение от 12 апреля 2018 года N 224 об отказе в принятии на учет Мамаева Ислама Ималютдиновича, возложить обязанность пересмотреть вопрос о перерасчет предоставленной ей жилищной субсидии с учетом включения в состав ее семьи ее внука Мамаева И. И.
Решением Буйнакского районного суда от 16 августа 2018 года в удовлетворении административного иска отказано.
С данным решением не согласилась Мамаева А. А, в апелляционной жалобе представитель просит судебную коллегию отменить решение суда и удовлетворить иск.
В судебном заседании представитель Мамаевой А. А. Алескеров З. А. поддержала жалобу, просит ее удовлетворить.
Административный истец Мамаева А. А, представители административного ответчика, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, на заседание суда апелляционной инстанции не явились. В связи с этим судебная коллегия считает возможным дело рассмотреть в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (часть 1 статьи 308 КАС РФ), выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации согласно частям 9 и 11 которой при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Из материалов дела следует, что Мамаев Г. Н. проходил военную службу по контракту в войсковой части 63354. 6 мая 2017 г. он погиб в результате дорожно-транспортного происшествия. 17 мая 2017 года Мамаев Г. Н. исключен из списков личного состава войсковой части. 16 февраля 2018 года Мамаева А. А. обратилась в отделение ФГКУ "Южрегионжилье" с заявлением о принятии ее внука на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, наряду с ней и ее дочерью. Решением заместителя начальника ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" от 19 апреля 2018 г. ей было отказано.
Порядок социального обеспечения военнослужащих определен Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон "О статусе военнослужащих").
На основании п.1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с абз.12 п.1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 настоящего Федерального закона.
Право выбора населенного пункта в качестве избранного места жительства в целях предоставления военнослужащему - гражданину жилого помещения предоставляется ему один раз. Граждане, уволенные с военной службы, и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, обеспечиваются жилыми помещениями в населенных пунктах, выбранных ими в качестве избранного места жительства до увольнения с военной службы (п. 18 ст.5 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 N 512, согласно пункту 3 которых для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, заявление по форме согласно приложению с указанием места прохождения военной службы, а при наличии в соответствии с абзацами третьим и двенадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства - избранного постоянного места жительства, к которому должны быть приложены предусмотренные Правилами документы.
Более того, учитывая законодательный запрет на увольнение с военной службы, установленный ст.23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в отношении перечисленных в этой норме категорий военнослужащих, не обеспеченных жилыми помещениями, решение о постановке на учет и следующее обеспечение жилыми помещениями таких лиц должно быть принято до издания приказов об их увольнении в запас (отставку).
Из приведенных норм права следует, что реализация военнослужащим права на обеспечение жилым помещением по избранному после увольнения месту жительства через федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, носит заявительный характер и связана с его обращением в установленном порядке с заявлением о постановке на учет нуждающихся в получении жилья в период прохождения военной службы.
В соответствии с абз.13 п.1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно пп.1, 2 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются, в том числе: - не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; -являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Из изложенного следует, что установление принадлежности истца к членам семьи собственника жилого помещения имеет существенное значение для дела.
В силу ч.1 ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
С учетом изложенных обстоятельств и приведенных норм права суд приходит к выводу, что Мамаев И. М. не являлся членом семьи военнослужащего, так как признан членом семьи только вдовы военнослужащего, уже после его гибели.
Пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установлено, что к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено данным Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Семейного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениями, данными в абзаце третьем подпункта "б" пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", при определении круга лиц, относящихся к нетрудоспособным иждивенцам, судам необходимо руководствоваться пунктами 2, 3 статьи 9 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях Российской Федерации", в которых дается перечень нетрудоспособных лиц, а также устанавливаются признаки нахождения лица на иждивении.
В силу положений подпункта 1 пункта 2 статьи 9 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях Российской Федерации" нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей.
Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод, что на момент нахождения Мамаева Г. Н. на военной службы его внук в установленном законом порядке не был признан членом его семьи. Признание Мамаева И. И. членом семьи административного истца, правильно не принято во внимание судом первой инстанции, как доказательство того, что ее внук был признан членом семьи военнослужащего.
В связи с этим оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 307, 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан,
определила:
решение Буйнакского районного суда Республики Дагестан от 16 августа 2018 года оставить без изменения - апелляционную жалобу Мамаевой А. А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.