Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Дагестан в составе: председательствующего Гончарова И.А., судей Гомленко Н.К. и Хаваева А.Г.
при секретаре судебного заседания Муртазаалиевой П.Х.
при рассмотрении частной жалобы административного истца ФИО1 на определение Буйнакского районного суда от "дата", которым постановлено:
прекратить производство по административному делу по иску ФИО1 к заместителю начальника ФГКУ " Южное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ "адрес" о признании незаконным действий и обязании отменить решение от "дата" N о снятии с учета нуждающихся в жилом помещении отца ФИО6, с восстановлением его на учете нуждающихся в жилом помещении в составе семьи истца, изменении решения от "дата" N путем включения в него отца ФИО6, а также рассмотрения вопроса о предоставлении недовыплаченной части субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения.
Разъяснить истцу, что с настоящим иском он вправе обратиться в порядке, предусмотренном ГПК РФ по правилам подсудности, установленной главой 3 ГПК РФ".
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан ФИО8, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к заместителю начальника ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ "адрес" о признании незаконным действий и обязании отменить решение от "дата" N о снятии с учета нуждающихся в жилом помещении отца ФИО6, с восстановлением его на учете нуждающихся в жилом помещении в составе семьи истца, изменении решения от "дата" N путем включения в него отца ФИО6, а также рассмотрения вопроса о предоставлении недовыплаченной части субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения.
Судом постановлено указанное выше определение.
В частной жалобе ФИО1 просит отменить определение суда, ссылаясь на то, что вывод суда является неправильным, предъявленный им иск подлежит рассмотрению в соответствии со ст. 218 КАС РФ по правилам административного судопроизводства.
Извещенные надлежащим образом ФИО1, представитель ФКУ " Управления финансового обеспечения Министерства обороны РФ по "адрес"" в судебное заседание не явились, представитель административного ответчика ФИО7 направила сообщение о рассмотрении дела без их участия. С учетом правил ст. 150 ч.3 КАС РФ дело рассмотрено без участия указанных лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит определение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Прекращая производство по делу, суд пришел к выводу, что данное дело не подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, что оно подлежит рассмотрению по правилам ГПК РФ, что требования ФИО1 направлены на защиту и восстановление нарушенных жилищных прав.
Между тем указанный вывод сделан при неправильном толковании и применении норм процессуального права.
Как следует из содержания административного искового заявления, ФИО1, обращаясь в суд за защитой своих прав, оспаривал решения должностных лиц органа жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, принятые в порядке реализации ими властных полномочий, считая, что нарушено его право на обеспечение жильем.
Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод, в том числе путем обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).
Право обратиться в суд, в том числе с требованиями об оспаривании решения органа государственной власти иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации представляется лицу, считающему, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов (часть 1 статьи 218).
В силу пункта 2 части 2 статьи 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном этим кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от "дата" N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснил в пункте 1, что к административным делам, рассматриваемым по правилам названного выше кодекса, относятся дела, возникающие
из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Право на жилищную субсидию установлено Федеральным законом от "дата" N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон N 76-ФЗ), согласно пунктам 1 и 16 статьи 15 которого государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, в том числе жилищной субсидии, либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных названным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с абзацем тринадцатым пункта 1 статьи 15 Закона N 76-ФЗ военнослужащие - граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от "дата" N 512 (далее - Постановление N 512) утверждены Правила признания нуждающимися в жилых помещения военнослужащих - граждан Российской Федерации.
Согласно пункта 16 статьи 15 Закона N 76-ФЗ порядок предоставления жилищной субсидии и жилого помещения устанавливается федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Во исполнение предписаний приведенной федеральной нормы приказом Министра обороны Российской Федерации от "дата" N 510 утвержден Порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы.
Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации приказом Министра обороны Российской Федерации от "дата" N 1455 определен уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований Постановления N 512, а также Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма и Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации от "дата" N 1280 (пункт 1 поименованного приказа).
Уполномоченный орган осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, в том числе через федеральное казенное учреждение " Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по "адрес"", которое в соответствии с пунктом 3 вышеуказанного приказа N 1455 принимает заявления от военнослужащих - граждан Российской Федерации для признания их нуждающимися в жилых помещениях, признает их нуждающимися в жилых помещениях, снимает с учета нуждающихся в жилых помещениях, принимает решения о предоставлении жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства.
Следовательно, ФИО1, обращаясь к административным ответчикам, реализовал право, предоставленное федеральным законодателем, который одновременно возложил на государственные органы обязанность принять соответствующее решение, то есть требования административного истца вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правового характера.
Таким образом, избранный ФИО1 способ защиты нарушенного права является правильным, заявленные требования ошибочно расценены как спор о материальном праве, поскольку спорные правоотношения не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон. Министерство обороны Российской Федерации через уполномоченные организации реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов в отношении административного истца.
С учетом изложенного и руководствуясь ст. 316 ч.2 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение Буйнакского районного суда от "дата" отменить, дело направить в тот же суд для рассмотрения по существу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.