Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Дагестан в составе: председательствующего Гончарова И.А., судей Гомленко Н.К. и Хаваева А.Г.
при секретаре судебного заседания Яхъяеве Т.Т.
при рассмотрении апелляционной жалобы ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от "дата", которым постановлено:
"В удовлетворении административного иска ФИО1 и ФИО2 о признании действий сотрудников ОП по "адрес" УМВД РФ по г. Махачкала, выразившихся в воспрепятствовании проведению "дата" на территории Ак-Гель г. Махачкала публичного мероприятия в форме митинга с заявленной целью "За перенос строительства собора из парка Ак-Гель на центральную площадь г. Махачкала", а также задержанию и доставлению ФИО1 в ОП по "адрес" УМВД РФ по г. Махачкала отказать".
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан ФИО3, объяснения ФИО1, просившего решение суда отменить, возражения представителя У МВД по РД ФИО8И. (доверенность в деле), просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 и ФИО1 обратились с административным иском к ОП по "адрес" УМВД РФ по г. Махачкала и УМВД РФ по г. Махачкала о признании незаконными действий сотрудников ОП по "адрес" УМВД РФ по г. Махачкала, выразившихся в воспрепятствовании проведению "дата" на территории парка Ак-Гёль в г. Махачкала публичного мероприятия в форме митинга с заявленной целью "За перенос строительства собора из парка Ак-Гёль на центральную площадь г.Махачкалы", а также задержание и доставление ФИО1 в ОП по "адрес" УМВД РФ по г.Махачкала.
В обоснование иска ссылались на то, что 06.05.2018г. к 17:00 они прибыли на территорию парка Ак-Гёль в г. Махачкале для организации и участия в публичном мероприятии в форме митинга с заявленной целью "За перенос строительства собора из парка Ак-Гёль на центральную площадь г. Махачкалы". Находящиеся на территории парка Ак-Гёль сотрудники полиции воспрепятствовали проведению акции, чем лишили их возможности провести заявленный митинг. Кроме того, ФИО1 с места проведения митинга был доставлен сотрудниками ОП по "адрес" УМВД РФ по г. Махачкала в ОП для привлечения к административной ответственности по ч.7 ст.20.2 КоАП РФ.
Указанные действия являются незаконными, т.к. оснований для воспрепятствования проведению митинга не имелось, т.к. "дата"г. истцы и ФИО7 направили в администрацию г. Махачкалы уведомление о проведении "дата"г. публичного мероприятия в форме митинга "За перенос строительства собора из парка Ак-Гёль на центральную площадь г. Махачкалы" на территории парка Ак-Гёль с 17:00 до 18:30 с предполагаемым количеством участников до 300 человек. "дата"г. получили ответ администрации г. Махачкалы N.01-1-26-1881/18г, которым предложено провести публичное мероприятие на площадках, определенных Постановлением Правительства РД от "дата" N 372 "Об определении единых специально отведенных мест для проведения публичных мероприятий на территории Республики Дагестан". Однако публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах, что соответствует ст.8 Федерального закона от "дата" N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Закон), согласно которой публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Помимо этого, наличие в Махачкале специальных мест для проведения публичного мероприятия (предложенных в ответе от "дата"г.) не препятствует организаторам публичного мероприятия избрать иное место его проведения.
В соответствии с ч.1.1 Закона органы исполнительной власти субъекта РФ определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места). Согласно ч.2.1 Закона, после определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации специально отведенных мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с органом местного самоуправления.
Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации в Определении от "дата" N 1428-0, специально отведенные места, как следует из содержания Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", имеет целью создание дополнительных гарантий для беспрепятственной реализации гражданами и их объединениями права на свободу мирных собраний, в том числе без предварительного направления в органы публичной власти соответствующего уведомления при условии, что количество предполагаемых участников публичного мероприятия не превышает предельную численность, установленную законом субъекта Российской Федерации; специально отведенные места предоставляют всем заинтересованным лицам альтернативные возможности при выборе места проведения публичного мероприятия, позволяют органам публичной власти заблаговременно принять необходимые меры для обеспечения в специально отведенных местах общественного порядка и безопасности граждан; вместе с тем вышеуказанное не препятствуют организаторам публичного мероприятия избрать иное место его проведения. Таким образом, проведение публичных мероприятий предусмотрено как на специально отведенных местах, так и вне их. Территория парка Ак-Гёль к специально отведенным местам не относится, в связи с чем организаторами направлено уведомление о согласовании митинга в администрацию Махачкалы.
Также парк Ак-Гёль не отнесен к территориям, на которых запрещено проведение публичных мероприятий, поскольку согласно ч.2 ст.8 указанного выше Закона, к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся: - территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;- путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи; - территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; - пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.
В силу ст.1 Закона Республики Дагестан от "дата" N 98 "О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий на территории Республики Дагестан" (далее - Закон РД), к местам, в которых проведение публичных мероприятий запрещается, дополнительно относятся: вокзалы, аэропорт, торгово-развлекательные комплексы (пешры), рынки; детские, образовательные, медицинские, физкультурно-оздоровительные, спортивные и религиозные организации (учреждения) во время проведения в них учебных, культурных, спортивных, развлекательных и иных мероприятий: тротуары, остановки транспорта общего пользования, детские и спортивные площадки, а также территории, непосредственно прилегающие к указанным в настоящей статье объектам и автомобильным дорогам.
Следовательно, территория парка Ак-Гёль не относится к местам, на которых запрещено проведение публичных мероприятий.
Помимо этого, в парке Ак-гель периодически проводятся публичные мероприятия, например, торжественный митинг ко Дню народного единства и другие.
Также, Уполномоченным органом обоснованное и мотивированное предложение об изменении времени или места проведения митинга организаторам направлено не было, чем нарушены требования п.1 ч.1 ст.12 Закона, согласно которым орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
В силу ч. 5 ст. 5 Закона, организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от "дата" N 484-О-П и подкрепленной в Постановлении Конституционного Суда РФ oт "дата" N 4-П, по смыслу ч.5 ст.5 Закона о митингах, орган публичной власти не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия, - он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами.
Содержащееся в части 5 статьи 5 Закона понятие "мотивированное предложение" - по его конституционно-правовому смыслу - означает, что в данном решении должны быть приведены веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты публичных интересов. Кроме того, в решении должно содержаться предложение места и (или) времени проведения мероприятия, адекватное его социально-политическому значению.
В Постановлении от "дата" N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул, что, убедившись в отсутствии обстоятельств, исключающих возможность его проведения (часть 3 статьи 12 Закона), соответствующий орган публичной власти должен предпринять все зависящие от него меры для того, чтобы оно состоялось в заявленном организатором месте и в запланированное время, и не пытаться под любым предлогом найти причины, которые могли бы оправдать необходимость отступлений от предложений организатора публичного мероприятия.
Ответ от "дата"г. какого-либо обоснования невозможности проведения организаторами митинга в заявленном месте не имеет. Кроме того, уполномоченный орган без какой-либо мотивировки произвольно предложил проведение публичного мероприятия вне парка Ак-Гёль, не указав не точное место, не точное время альтернативной площадки, что является незаконным и противоречит требованиям Закона и правовым позициям Конституционного Суда России. Поэтому сотрудники полиции незаконно воспрепятствовали в проведении законного публичного мероприятия.
Согласно ст.6, ч.2 ст.9 ФЗ "О полиции", полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом: действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан.
Однако находящиеся в вышеуказанное время в парке Ак-Гёль сотрудники полиции не смогли обосновать законность своих действий и в отсутствие каких-либо законных оснований воспрепятствовали проведению законного митинга, а также незаконно задержали и доставили ФИО1 в ОП по "адрес" УМВД РФ по г. Махачкала. В 17 часов 30 минут ФИО1 был задержан и доставлен в ОП по "адрес" УМВД РФ по г. Махачкала, из здания отдела полиции был отпущен примерно после 21 часа.
Согласно протоколу о доставлении, административный истец был доставлен в связи с совершением им административного правонарушения, предусмотренного ч.7 ст.20.2 КоАП РФ - организация либо проведение несанкционированных собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ либо активное участие в таких публичных мероприятиях, если это осложнило выполнение работниками указанных установки, источника или пункта своих служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды.
Однако никаких ядерных установок и иных подобных сооружений в парке Ак-Гёль нет, в связи с чем сотрудники полиции не имели оснований для задержания и доставления ФИО1 в ОП по "адрес" УМВД РФ по г. Махачкале.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1м. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что нарушения общественного порядка он не допускал, неповиновение сотрудникам полиции не оказывал, по требованию работников не прекратил участвовать в мероприятии, поскольку митинг проводили законно, действия администрации г. Махачкалы в отказе согласования митинга не соответствовали закону. Постановлением Ленинского суда г. Махачкалы прекращено производство по административному делу по его обвинению в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.8 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения. Кроме того, задержание и доставление его в полиции более четырех часов в отсутствие оснований, также является незаконным.
Представитель административного ответчика УМВД России по г. Махачкала ФИО8И. просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на то, что территория парка Ак-Гель не входит в перечень мест, указанных в ст.8 Федерального закона от 19.06.2004г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", в проведении митинга в парке было отказано с указанием иных разрешенных мест для проведения митинга. Постановления о прекращении дела в отношении ФИО1 не имеется, материал был возвращен без рассмотрения дела по существу. Задержание ФИО1 имело место в пределах трех часов, что разрешается законом. Постановлением Правительства РД от "дата" N 120 "О местах, в которых проведение публичных мероприятий запрещается" и Постановлением Главы Администрации г. Махачкалы от "дата" N 1771 "О местах проведения публичных мероприятий" определены места и границы территорий в Республике Дагестан, непосредственно прилегающих к зданиям и другим объектам, в которых проведение публичных мероприятий запрещается", наряду с другими относятся и путепроводы - в радиусе 50 метров. Аналогичная норма содержится в ст. 1 Закона Республики Дагестан от "дата"г. N. в которой указано, что проведение публичных мероприятий запрещается в числе указанных объектов и на территории непосредственно прилегающих к указанной в настоящей статье объектам и автомобильным дорогам, парк Ак-Гель расположен рядом с автомобильной дорогой в "адрес" и иные районы г. Махачкалы.
ФИО1 был задержан и доставлен в отдел полиции для составления протокола в связи с неповиновением требованиям сотрудников полиции, которые были выражены в предложениях прекратить участие в несогласованном публичном мероприятии, однако он чинил препятствия в прекращении митинга и в доставлении в ОП другого участника с плакатом.
Извещенные надлежащим образом ФИО2, представитель ОП по "адрес" УМВД по г. Махачкалы в судебное заседание не явились, о причинах своей неявки не сообщили, поэтому дело рассмотрено без их участия.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий ("бездействия") органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями ("включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 5 Федерального закона от "дата" N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.1ст.8 ФЗ N, публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.
В соответствии ч.1.1 указанного Закона, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно- политического характера места (далее- специально отведенные места). Порядок использования специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, при этом указанная предельная численность не может быть менее ста человек.
В соответствии с ч.2.1 ст.8 ФЗ-54, после определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с ч.1.1 настоящей статьи специально отведенных мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 и с частью 3 статьи 12 Закона N 54-ФЗ, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения, и довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям этого Федерального закона.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с Законом N 54-ФЗ не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с названным Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
При этом согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от "дата" N 484-О-П, по смыслу положения части 5 статьи 5 Закона N 54-ФЗ орган публичной власти не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия, он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами.
Согласно ст. 19 ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" от "дата" N, решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право граждан на проведение публичного мероприятия, могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, организаторы публичного мероприятия ФИО2, ФИО1 и ФИО7 25.04.2018г. обратились в администрацию ГОсВД "город Махачкала" с уведомлением о проведении с 17 часов 00 минут до 18 часа 30 минут "дата"г. публичного мероприятия по адресу: г. Махачкала, территория парка Ак-Гель, площадка у памятника Русской учительнице с предполагаемым количеством участников до 300 человек, цель публичного мероприятия "За перенос места строительства собора из парка "Ак-Гель" на центральную площадь г. Махачкала" ( л.д. 70).
"дата"г. за подписью заместителя Главы Администрации г. Махачкала ФИО9 организаторам публичного мероприятия ФИО2 и др. вручено сообщение за N.01-1-26-1881/18 о невозможности проведения мероприятия в заявленном месте с предложением выбрать место проведения публичного мероприятия в определенных постановлением Правительства РД от 29.07.2013г. за N местах: территория Родопского бульвара, перед аварским театром; Парк им. Ленинского комсомола, за зданием банкетного зала "Кегельбан; парк им. 50-тилетия Октября ( л.д. 8).
Суд сделал правильный вывод, что в установленный законом срок ( 3 дня) орган местного самоуправления довел до сведения организаторов публичного мероприятия об отсутствии согласования в проведении публичного мероприятия в выбранном ими месте с указанием причины.
Как следует из материалов дела, истцы или иные организаторы публичного мероприятия отказ Администрации г. Махачкалы в согласовании места проведения митинга не оспорили, "дата" они уведомили администрацию ГОсВД "город Махачкала" о непринятии предложения об изменении места проведения публичного мероприятия на предусмотренное Постановлением Правительства РД и о своем намерении провести митинг в "дата" с 17ч. до 18ч.30 мин. в выбранном ими месте ( л.д. 9).
Поскольку место проведения митинга не было согласовано с его организаторами, "дата" Администрация г. Махачкала уведомила УМВД РФ по г. Махачкала о намерении организаторов провести митинг в отсутствие согласования публичного мероприятия и о необходимости принятия мер по обеспечению общественного порядка в случае проведения (л.д. 15).
Суд, отказывая в удовлетворении иска, пришел к правильному выводу, что отказ в согласовании проведения митинга в парке Ак-гель истцами не оспорен и незаконным в судебном порядке не признан, что оспорены лишь действия сотрудников ОП УМВД РФ по "адрес" г. Махачкала, поэтому доводы ФИО1 о том, что отказ а в согласовании митинга является незаконным, не убедительны.
Доводы о том, что администрация ГОсВД "город Махачкала" по существу запретила проведение митинга в нарушение разъяснений Конституционного суда РФ, также не убедителен, поскольку места для проведения митинга были указаны в ответе от "дата" ( л.д. 8).
Ссылка истца ФИО1 на немотивированность отказа в согласовании митинга также не убедительна, поскольку из ответа администрации следует, что митинг предложено провести в местах, указанных в специально отведенных местах, определенных постановлением Правительства РД от 29.07.2013г. за N, это территория Родопского бульвара, перед аварским театром; Парк им. Ленинского комсомола, за зданием банкетного зала "Кегельбан; парк им. 50-тилетия Октября ( л.д. 8).
Согласно ч. 5 ФЗ N от 19.06.2004г. "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Согласно ст. 16 Федерального закона от "дата" N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", основаниями прекращения публичного мероприятия являются: создание реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, а также для имущества физических и юридических лиц; совершение участниками публичного мероприятия противоправных действий и умышленное нарушение организатором публичного мероприятия требований настоящего Федерального закона, касающихся порядка проведения публичного мероприятия; неисполнение организатором публичного мероприятия обязанностей, предусмотренных частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Судом установлено, что публичное мероприятие в парке Ак-гель не было согласовано с муниципальными органами, о чем был уведомлен орган УМВД РФ по г. Махачкала.
С учетом изложенного отдел полиции, получив письмо администрации ГОсВД " город Махачкалы" о проведении несогласованного митинга, имел право пресечь проведение несогласованного с органами исполнительной власти публичного мероприятия.
Оснований считать, что действия сотрудников отдела полиции по "адрес" не соответствовали закону, не имеется, т.к. согласно п. "б" ч.1 ст.2 Федерального закона от "дата" N З-ФЗ "О полиции", одним из основных направлений деятельности полиции является обеспечение правопорядка в общественных местах, а согласно ст. 12 указанного федерального закона, сотрудники полиции имеют право выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках и других общественных местах; обеспечивать совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий безопасность граждан и общественный порядок, оказывать в соответствии с законодательством Российской Федерации содействие организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий; пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции.
Согласно пункта 13 части 1 статьи 13 Федерального закона от "дата" N З-ФЗ, полиция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте).
Также в соответствии с ч.3 ст.28 Федерального закона от "дата" N З-ФЗ "О полиции", сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток при выполнении обязанностей, указанных в части 2 статьи 27 настоящего Федерального закона, имеет право требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий; проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность и (или) подтверждающие их полномочия; а также независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток обязан в случае выявления преступления, административного правонарушения, происшествия принять меры по предотвращению и (или) пресечению преступления, административного правонарушения, задержанию лиц, подозреваемых в их совершении, по охране места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия и сообщить об этом в ближайший территориальный орган или подразделение полиции.
Судом установлено, что в период в 17:00ч. "дата"г. административные истцы ФИО2- организатор и ФИО1 в группе с другими гражданами на территории парка "Ак-Гель" организовали публичное мероприятие в форме митинга "За перенос строительства собора из парка "Ак-Гель" на центральную площадь г. Махачкала, в ходе которого демонстрировали плакаты; "Наш город" "Господи спаси и сохрани парк".
В связи с отсутствием согласования с исполнительной властью г. Махачкала и отказом прекратить проведение мероприятия, административный истец ФИО1 был задержан сотрудниками ОП по "адрес" УМВД по г. Махачкала и доставлен в дежурную часть для составления протоколов об административных правонарушениях.
Изложенным опровергаются доводы жалобы ФИО1 о том, что действия сотрудников Отдела полиции "адрес" являлись незаконными, нарушающими права и свободы истца ФИО1
Согласно справке ОП по "адрес" г. Махачкала ФИО1 был доставлен в ОП 06.05.2018г. в 17:40 для проверки и составления административного материала, в 19:35 мин. он был отпущен, т.е. в пределах трех часов, в течение которого разрешается установить личность задержанного и принять решение о привлечении его к административной ответственности.
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом доставления ФИО1 от "дата", протоколом об АП от 06.05.2018г, постановлением по делу об административном правонарушении от 05.06.2018г.
Доводы ФИО1 о том, что административное дело в отношении него было прекращено, следовательно, доставление его в отдел полиции незаконен, не состоятельны, т.к. постановления или решения суда о прекращении производств а по делу об административном правонарушении не имеется, материал был возвращен в отдел полиции в связи с имеющимися недостатками, однако законность задержания ФИО1 до трех часов в отделе полиции подтверждается иными перечисленными выше доказательствами.
В соответствии ст.6 ФЗ N участники публичного мероприятия при его проведении обязаны: выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации); соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия.
Судом установлено, и это не оспаривал истец ФИО1, что сотрудники Отдела полиции доводили до сведения собравшихся на митинг, что согласования с исполнительным органом местной власти проведения митинга в парке "Ак-Гель"не имеется. что им необходимо прекратить митинг как незаконный, однако ФИО1 проигнорировали законное требование и стали разворачивать плакаты, оборудовать место для выступлений, тем самым проигнорировали законные требования сотрудников полиции, оказали неповиновение их требованиям.
Поскольку административным истцом ФИО1 не были представлены доказательства, подтверждающие совершение должностными лицами ОП по "адрес" УМВД РФ по г.Махачкала действий, нарушающих права и свободы истца, суд правильно отказал в удовлетворении его иска.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 308.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.