Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи - ФИО2,
судей ФИО7 и ФИО8
при секретаре - ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя Администрации ГОсВД "город Махачкала" по доверенности ФИО6 на решение Кировского районного суда г.Махачкалы от "дата" по административному делу по административному иску ФИО1 к Администрации ГОсВД "город Махачкала" и МКУ "Управление по земельным ресурсам и землеустройству города" о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность, которым административное исковое заявление ФИО1, удовлетворено.
Заслушав доклад судьи ФИО7, судебная коллегия,
установила:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Администрации ГОсВД "г.Махачкала" и МКУ "Управление по земельным ресурсам и землеустройству города" о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность.
Решением Кировского районного суда г.Махачкалы от "дата" административное исковое заявление ФИО1 удовлетворено.
В апелляционной жалобе представитель Администрации ГОсВД "город Махачкала" просит указанное решение суда первой инстанции отменить, считая его незаконным.
Извещённые в надлежащем порядке представители Администрации ГОсВД "г.Махачкала" и МКУ "Управление по земельным ресурсам и землеустройству города" в судебное заседание не явились и причин неявки суду не сообщили, в связи с чем, дело рассмотрено без их участия.
Проверив материалы дела, изучив доводы частной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Согласно ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги Управления по земельным ресурсам и землеустройству города от "дата" за N.17 МФЦ 553848 следует, что ФИО1 отказано в предоставлении услуги "Предоставление в собственность, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения без проведения торгов" в отношении земельного участка по адресу: г.Махачкала "адрес" уч. 17, отказано. Основанием для отказа, указан п.п.1 п.2.10.1 Административного регламента с заявлением обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов и срок действия распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от "дата" N-СРЗУ, истек "дата" В случаях предельно допустимой площади земельного участка до 500 кв.м, предоставляется Администрацией города бесплатно, более 500 кв.м, предоставляется при оплате разницы площади по кадастровой стоимости земельного участка.
Между тем, основания, указанные в оспариваемом уведомлении нельзя признать обоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от "дата" N 137 "О введении в действие Земельного кодекса РФ" до 31.12. 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение; по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Земельный участок, который образован из указанного в абзаце втором названного пункта земельного участка и относится к имуществу общего пользования, предоставляется в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан бесплатно.
В случае, если указанные в абзаце втором или пятом данного пункта земельные участки являются зарезервированными для государственных или муниципальных нужд либо ограниченными в обороте, они предоставляются члену садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан или этому объединению в аренду без проведения торгов. При этом размер арендной платы за земельный участок определяется в размере, не превышающем размера земельного налога, установленного в отношении такого земельного участка.
Согласно пункту 2.8 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ" в случае, предусмотренном пунктом 2.7 данной статьи, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса РФ, на основании заявления гражданина или его представителя.
В силу пункта 2.10 статьи 3 вышеназванного Федерального закона исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Земельного кодекса РФ, в течение четырнадцати дней с даты получения указанных в пункте 2.8 или 2.9 данной статьи заявления и документов обязан принять решение о предоставлении в собственность указанного в пункте 2.7 данной статьи земельного участка либо об отказе в его предоставлении.
Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.
Таких оснований из материалов настоящего дела не усматривается.
Подпунктом 1 части 5 статьи 27 Федерального закона от "дата" N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" было определено, что при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с данным Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (ч. 9 ст.38 Федерального закона от "дата" N 221-ФЗ).
В силу пункта 2 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с данным Кодексом, другими федеральными законами.
Действующей до "дата" статьей 33 Земельного кодекса РФ, предусматривалось, что нормы предоставления земельных участков для садоводства, огородничества устанавливались законами субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 31 Закона Республики Дагестан от "дата" N 45 "О земле" определены предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности для ведения садоводства в размере от 600 кв. м, до 1000 кв. м.
Положениями части 20 статьи 34 Федерального закона от "дата" N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ" установлено, что до утверждения в установленном Градостроительным кодексом РФ порядке правил землепользования и застройки для целей образования и предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, применяются установленные до дня вступления в силу данного Федерального закона в соответствии со статьей 33 Земельного кодекса РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков.
Таким образом, при разрешении заявленных требований, определении размера земельного участка, в случае его предоставления гражданам в собственность бесплатно, следует руководствоваться вышеназванными нормами права.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела административный истец с "дата" является членом садоводческого товарищества "Юбилейное", и ей был выделен земельный участок N17, площадью 617 кв.м, согласно протокола N (л.д.1-11).
Распоряжением Управления по земельным ресурсам и землеустройству города от "дата" за N-СРЗУ утверждена схема расположения земельного участка ФИО1, на кадастровом плане территории, в которой площадь земельного участка, указана как 617 кв.м, кадастровый квартал 05:40:000031, адрес (местоположение) РД, г.Махачкала с\т "Юбилейное" уч. N, вид разрешенного использования-для индивидуального жилищного строительства (л.д.12).
Согласно информации из Адресного реестра Управления архитектуры и градостроительства администрации ГОсВД "г.Махачкала" от "дата" N следует, что земельному участку ФИО1, присвоен адрес: РД, г.Махачкала кв-л Юбилейный "адрес", 19 (л.д.13).
Таким образом, размеры и местоположение участка определены, на участке имеется дом, 1970 года постройки, согласно материалам дела, все правоподтверждающие документы в наличии и достаточны для предоставления муниципальной услуги.
Следовательно, размер земельного участка 617 кв.м. соответствует Закону Республики Дагестан от "дата" N 45, где предельно минимальный размер земельного участка для садоводства составляет от 600 кв. м. до 1000 кв.м.
Поскольку минимальный и максимальные размеры предоставления участков в данном субъекте РФ для целей садоводств соответствует, а также принимая во внимание, что не имеется ограничений, связанных с основанием приобретения прав на земельный участок, границы которого уточняются, является ошибочным вывод ответчика о наличии оснований для отказа ФИО1, в бесплатном предоставлении испрашиваемого земельного участка и законности ответа Управления по земельным ресурсам и землеустройству города, изложенного в уведомлении об отказе от "дата".
Не является обоснованным и довод Управления по земельным ресурсам и землеустройству города об истечении срока действия распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от "дата" за N-СРЗУ, так как данный срок истёк не по вине истицы, а ввиду необоснованных отказов ответчика-Управления по земельным ресурсам и землеустройству города, что подтверждается и проведенной прокуратуры г.Махачкала проверкой, из которой следует, что заместитель начальника МКУ "Управление по земельным ресурсам и землеустройству города" был привлечен к административной ответственности по ч.4 ст.2.8 КоАП РД, а в адрес главы города внесено представление об устранении нарушений закона (л.д.9, 42-43). Из материалов дела усматривается, что с 2016 года истица неоднократно (8 раз) обращалась к административному ответчику о предоставлении указанной муниципальной услуги, однако в предоставлении ей муниципальной услуги отказывали каждый раз различным основаниям (л.д.14-21).
При таких обстоятельствах, данный отказ в предоставлении муниципальной услуги суд первой инстанции обоснованно признал не законным
Оснований для отмены обжалуемого решения суда по доводам апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь ст.ст. 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г.Махачкалы Республики Дагестан от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации ГОсВД "город Махачкала" ФИО6 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.