Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Дагестан в составе: председательствующего Гончарова И.А., судей Гомленко Н.К. и Хаваева А.Г.
при секретаре судебного заседания Яхъяеве Т.Т.
с участием прокурора Прокуратуры РД ФИО8
при рассмотрении апелляционной жалобы представителя администрации ГОсВД " город Махачкала" ФИО5 ( доверенность на л.д. 83) на решение Советского районного суда г. Махачкалы от "дата", которым постановлено:
"Административное исковое заявление прокурора г. Махачкалы к Администрации ГОсВД "город Махачкала" удовлетворить.
Признать незаконными бездействие Администрации ГОсВД "город Махачкала", выразившееся в непринятии мер по исполнению п.2 постановления от "дата" N "О сроках отселения физических лиц и сноса многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу" и в ненадлежащем рассмотрении представления прокуратуры города от "дата" Nж-2017, в связи с не устранением нарушений федерального законодательства.
Обязать администрацию МО ГО "город Махачкала" исполнить п.2 постановления Администрации города Махачкалы от "дата" N "О сроках отселения физических лиц и сноса многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу".
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан ФИО1, объяснения прокурора ФИО8. просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением об оспаривании действия (бездействия) администрации ГОсВД "город Махачкала", ссылаясь на то, что "дата" прокуратурой города по результатам проверки, проведенной по обращению жильцов 4-ого подъезда "адрес" г. Махачкалы, главе города Махачкалы внесено представление об устранении нарушений законов, выразившихся в не обеспечении переселения их из дома, признанного аварийным и подлежащим сносу. Проверкой установлено, что администрация города Махачкалы, руководствуясь Жилищным кодексом РФ и Постановлением Правительства РФ от "дата" N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" вынесла постановление от "дата" N "О сроках отселения физических лиц и сноса многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу". В приложении к постановлению администрации города от "дата" N указан перечень многоквартирных домов, заключениями межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда г. Махачкалы признанные аварийными и подлежащими сносу. Всего признано аварийными и подлежащими сносу 7 многоквартирных домов, а именно: "адрес"- а по "адрес",
4 подъезд "адрес" и "адрес", 16 линия, "адрес".
В соответствии с п. 2 данного постановления, администрацией города установлен срок отселения физических лиц - до "дата".
Однако до настоящего времени администрацией города надлежащие меры по обеспечению исполнения вышеуказанного постановления не приняты. Не ведется строительство предназначенных для жильцов домов, не приобретены квартиры для предоставления взамен собственникам и нанимателям квартир, расположенных в признанных аварийными и подлежащими сносу домах и т.д.
Администрацией г. Махачкалы в установленный законом месячный срок выявленные нарушения законодательства также не устранены.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от "дата" N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ от "дата" N 188-ФЗ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В разделе 2 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от "дата" N 47 указаны требования, которым должно отвечать жилое помещение.
Согласно ст. 86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч. ч. 1 -3,5-9 данной статьи.
В соответствии с разъяснением, которое дано в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от "дата" N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой, исходя из принадлежности жилого дома, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
Следовательно, орган местного самоуправления, приняв решение о признании указанных домов аварийными, обязан был выполнить данное решение в разумный срок.
Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона от "дата" N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В соответствии с п. 2.4.1 Порядка рассмотрения должностными лицами администрации г. Махачкалы актов прокурорского реагирования утвержденного постановлением и.о. главы администрации г. Махачкалы от "дата" N (далее - Порядок), при удовлетворении представления прокурора в ответе о результатах его рассмотрения указываются меры, принятые Администрацией г. Махачкалы по устранению выявленных нарушений. Однако, администрацией г. Махачкалы по истечении срока, установленного законодательством, не принято каких-либо мер по устранению выявленных нарушений. В ответе администрации города от "дата" N.01 -51-23-608/18 на представление прокуратуры города указана информация относительно одного дома, в то время как представление внесено по 7 многоквартирным домам.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В данном случае предъявление прокурором настоящего административного искового заявления обусловлено необходимостью защиты жизни и здоровья неопределенного круга лиц, так, как бездействие администрации города создает реальную угрозу для жизни и здоровья лиц, проживающих в данных домах, временно находящихся рядом с указанными домами. Кроме того, аварийные дома грозят обрушением, ухудшают внешний облик города, сдерживают развитие инфраструктуры, снижая инвестиционную привлекательность города.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации ГОсВД " город Махачкала" ФИО5 просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что, несмотря на принятое постановление от "дата", у администрации г. Махачкалы не имеется финансовой возможности исполнить свое постановление, механизма для расселения многоквартирных жилых домов, признанных после "дата" аварийными и подлежащими сносу, не имеется. МКУ "Управление жилищного строительства", специально созданное для исполнения Программы переселения из ветхого жилья на периоды 2013-2017 г.г, занимается исполнением указанной программы, в том числе в отношении жильцов "адрес" подъезд.
В возражениях на жалобу прокурор ФИО8 просит решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Согласно ст. 86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой г. Махачкала проведена проверка по обращению жителей 4-го подъезда "адрес" г.Махачкалы по вопросу переселения их из признанного аварийным дома и установлено, что Администрацией города Махачкалы вынесено постановление от "дата" N "О сроках отселения физических лиц и сноса многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу". В приложении к постановлению администрации города от "дата" N указан перечень многоквартирных домов, заключениями межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда г. Махачкалы признанные аварийными и подлежащими сносу. Всего признано аварийными и подлежащими сносу 7 многоквартирных домов, а именно: "адрес" подъезд "адрес" и "адрес", 16 линия, "адрес".
В соответствии с п. 2 данного постановления, администрацией города установлен срок отселения физических лиц - до "дата".
Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона от "дата" N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В адрес главы города Махачкалы было внесено представление о принятии исчерпывающих мер по устранению выявленных нарушений законов, их причин и условий, им способствующих, недопущению их впредь. Привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, виновных в вышеуказанных нарушениях федерального законодательства.
Первым заместителем главы Администрации г.Махачкала ФИО9 на представление прокуратуры г.Махачкалы дан ответ за N.01-51-23- 608\18, адресованный первому заместителю прокурора г.Махачкала ФИО6, из содержания которого усматривается, что п.2 Постановления N от "дата" до настоящего времени не исполнен в виду отсутствия источников финансирования и механизма для расселения многоквартирных домов, признанных после "дата" в установленном порядке аварийными.
Однако указанные причины не являются основанием для освобождения административного ответчика от выполнения возложенной на него законом обязанности.
Установлено, что до настоящего времени администрацией города надлежащие меры по обеспечению исполнения вышеуказанного постановления не приняты, не ведется строительство предназначенных для жильцов домов, не приобретены квартиры для предоставления взамен собственникам и нанимателям квартир, расположенных в признанных аварийными и подлежащими сносу домах и т.д, что нарушает жилищные права собственников жилых помещений, нанимателей жилых помещений и членов их семей.
Суд пришел к правильному выводу, что указанные обстоятельства подтверждают незаконность бездействия Администрации ГОсВД " город Махачкала", выразившегося в неисполнении п. 2 постановления N от "дата" "О сроках отселения физических лиц и сноса многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу", в связи с чем на Администрацию обоснованно возложена обязанность исполнить п. 2 названного постановления.
Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, направлены на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные на них законом обязанности, поэтому не могут расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию органа местного самоуправления.
Как следует из искового заявления прокурора, его требования предъявлены в интересах неопределенного круга лиц, поскольку бездействие Администрации создает реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в число которых входят как лица, проживающие в доме, так и иные лица. приходящие в дом, находящиеся рядом с домом, подлежащим сносу.
Доводы жалобы представителя администрации ГОсВД "город Махачкала" о том, что администрация принимает меры к исполнению своего постановления в части отселения из ветхих домов жильцов, однако недостаточно денежных средств и отсутствует механизм исполнения постановления, не состоятельны, поскольку постановление ( п.2) принято в марте 2015 г, однако до настоящего времени не исполнено, указанное в нем время для исполнения пункта 2 истекло в декабре 2017 г.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 308.309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Махачкалы от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации ГОсВД " город Махачкала" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.