Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Хираева Ш.М., судей Гончарова И.А., Джарулаева А-Н.К., при секретаре Яхьяеве Т.Т. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО2 в интересах н. ФИО1 к Государственной экзаменационной комиссии Республики Дагестан о признании недействительным Акта об удалении участника ГИА ФИО1 из пункта приёма экзамена (ППЭ) от "дата" и решения Государственной экзаменационной комиссии (ГЭК) Республики Дагестан об аннулировании результатов экзамена по истории от "дата" без права пересдачи в 2018 году участника государственной итоговой аттестации (ГИА) и обязании допустить участника ГИА ФИО1 к пересдаче указанного экзамена в резервный день,
по апелляционной жалобе представителя административного ответчика ФИО7 на решение Кизилюртовского городского суда Республики Дагестан от "дата", которым постановлено:
административное исковое заявление законного представителя ФИО2 в интересах ФИО1 к Государственной экзаменационной комиссии Республики Дагестан по единому государственному экзамену (ЕГЭ) в лице Министерства образования и науки РД удовлетворить частично.
Признать незаконными Акт об удалении участника ГИА ФИО1 от "дата", решение Государственной экзаменационной комиссии Республики Дагестан по ЕГЭ, принятые в отношении ФИО1
В части обязания Государственной экзаменационной комиссии Республики Дагестан по ЕГЭ в лице Министерства образования и науки РД устранить допущенное нарушение, предоставив ФИО1 возможность сдать экзамен по предмету история в установленный для этого резервный день "дата", отказать.
Заслушав доклад судьи Джарулаева А-Н.К, объяснения представителя административного истца ФИО2, судебная коллегия
установила:
законный представитель ФИО2, действующий в интересах н. ФИО1, обратился в суд с указанными выше требованиями, в обоснование которых указал, что его сын был участником ЕГЭ, проводившихся в пункте приема экзамена 21, расположенном в СОШ N "адрес". "дата" во время сдачи ЕГЭ по предмету история участник ГИА ФИО1 был удален из ППЭ. Согласно акту об удалении участника ГИА ФИО1 причина удаления - обнаружение наличия смарт-часов с материалом по предмету. Однако, никаких смарт-часов с материалом по предмету у ФИО1 не имелось. На его руке были дешевые часы - подделка под смарт-часы. ФИО1 носит их давно и при входе в ППЭ он показывал часы членам комиссии и никто из них не потребовал их снять. Также он был проверен на наличие запрещенных к проносу на экзамен предметов, ничего при этом обнаружено не было. Если он использовал запрещенные предметы в аудитории, то был бы также замечен лицами, ответственными за проведение ЕГЭ.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение, с которым не согласился представитель административного ответчика ФИО7
В поданной апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене незаконного и необоснованного решения суда в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела.
Возражения на доводы апелляционной жалобы не поданы.
Согласно ст.ст. 150 и 307 КАС РФ административное дело рассмотрено в отсутствие представителей Министерства образования и науки РД и административного истца ФИО1 извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы дела согласно ст. 308 КАС РФ в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными по делу доказательствами, заслушав пояснения ФИО2, возражавшего против удовлетворения доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
На основании частей 9, 11 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со ст. 59 Федерального закона от "дата" N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы (часть 1).
Итоговая аттестация проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся (часть 2).
Итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, основных профессиональных образовательных программ, является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены образовательной организацией, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 3).
Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования проводится в форме единого государственного экзамена (далее - единый государственный экзамен), а также в иных формах.
Формы государственной итоговой аттестации, порядок проведения такой аттестации по соответствующим образовательным программам различного уровня и в любых формах (включая требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении государственной итоговой аттестации, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов государственной итоговой аттестации) определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если настоящим Федеральным законом не установлено иное (часть 5).
Приказом Министерства образования и науки (Минобрнауки) России от "дата" N утвержден Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования.
Согласно пункту 45 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования во время экзамена обучающиеся, выпускники прошлых лет соблюдают устанавливаемый порядок проведения ГИА и следуют указаниям организаторов, а организаторы обеспечивают устанавливаемый порядок проведения ГИА в аудитории и осуществляют контроль за ним.
Экзамен сдается обучающимися, выпускниками прошлых лет самостоятельно, без помощи посторонних лиц. Во время экзамена на рабочем столе обучающегося, выпускника прошлых лет, помимо экзаменационных материалов, находятся: а) ручка; б) документ, удостоверяющий личность; в) средства обучения и воспитания; г) лекарства и питание (при необходимости); д) специальные технические средства (для лиц, указанных в пункте 37 Порядка); е) черновик (за исключением ЕГЭ по иностранным языкам (раздел "Говорение").
Иные вещи обучающиеся, выпускники прошлых лет оставляют в специально выделенном месте для личных вещей обучающихся, выпускников прошлых лет в здании (комплексе зданий), где расположен ППЭ.
Во время экзамена обучающиеся, выпускники прошлых лет не должны общаться друг с другом, не могут свободно перемещаться по аудитории и ППЭ. Во время экзамена обучающиеся, выпускники прошлых лет могут выходить из аудитории и перемещаться по ППЭ в сопровождении одного из организаторов. При выходе из аудитории обучающиеся, выпускники прошлых лет оставляют экзаменационные материалы и черновики на рабочем столе.
В день проведения экзамена (в период с момента входа в ППЭ и до окончания экзамена) в ППЭ запрещается:
а) обучающимся, выпускникам прошлых лет - иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.
Пунктом 44 Порядка предусмотрено, что обучающиеся рассаживаются за рабочие столы в соответствии с проведенным распределением, изменение рабочего места не допускается, до начала экзамена организаторы проводят инструктаж обучающихся, в том числе информируют о порядке проведения экзамена, правилах оформления экзаменационной работы, продолжительности экзамена, порядке подачи апелляций о нарушении установленного порядка проведения ГИА и о несогласии с выставленными баллами, о случаях удаления с экзамена, а также о времени и месте ознакомления с результатами ГИА.
Лица, допустившие нарушение установленного порядка проведения ГИА, удаляются с экзамена. Для этого организаторы, руководитель ППЭ или общественные наблюдатели приглашают членов ГЭК, которые составляют акт об удалении с экзамена и удаляют лиц, нарушивших устанавливаемый порядок проведения ГИА, из ППЭ.
Согласно пункту 36 Порядка ППЭ и аудитории оборудуются средствами видеонаблюдения. Срок хранения видеозаписи экзамена - до 1 марта года, следующего за годом проведения экзамена. До наступления указанной даты материалы видеозаписи экзамена могут быть использованы Рособрнадзором и органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в сфере образования, с целью выявления фактов нарушения порядка проведения ГИА. Материалы видеонаблюдения используются лицами, привлекаемыми к проведению ГИА, в целях обнаружения фактов нарушения порядка проведения ГИА. Срок хранения видеозаписи экзамена, на основании которой было принято решение об удалении обучающегося, выпускника прошлых лет с экзамена, аннулировании результатов экзамена составляет не менее трех лет со дня принятия соответствующего решения.
В соответствии с п.п. 67-68 Порядка, председатель ГЭК рассматривает результаты ГИА по каждому учебному предмету и принимает решение об их утверждении, изменении и (или) аннулировании.
Эти условия организации и проведения ГИА имеют целью обеспечение открытости проведения аттестации и контроля за соблюдением обучающимися порядка и правил проведения аттестации, а также принятия при нарушении этого порядка соответствующих мер.
Также из приведенных положений приказа Минобрнауки России от "дата" N следует, что юридическое значение для дела имеет установление факта, в частности, использования обучающимся в момент проведения ЕГЭ средства связи, средства хранения и передачи информации.
Согласно пункту 71 Порядка решение об аннулировании результатов ГИА по соответствующему учебному предмету может быть принято председателем ГЭК при установлении фактов нарушения порядка проведения ГИА со стороны обучающихся, выпускников прошлых лет или лиц, перечисленных в пункте 40 Порядка (в частности, руководитель и организаторы ППЭ, член ГЭК... ), отсутствия (неисправного состояния) средств видеонаблюдения.
Для принятия решения об аннулировании результата ГИА в связи с нарушением установленного порядка ее проведения ГЭК запрашивает у уполномоченных лиц и организаций необходимые документы и сведения, в том числе экзаменационные работы, сведения о лицах, присутствовавших в ППЭ, и другие сведения о соблюдении порядка проведения ГИА, проводит проверку по фактам нарушения установленного порядка проведения ГИА.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, ФИО1 являлся участником единого государственного экзамена по истории, который проводился в ППЭ-501 в средней общеобразовательной школе N "адрес".
Согласно Акту об удалении участника ГИА от "дата" причиной удаления ФИО1 с экзамена по истории послужило обнаружение наличия смарт-часов с материалом по предмету. Акт подписан ответственным организатором в аудитории ФИО8, руководителем ППЭ ФИО9, членами ГЭК ФИО11 и ФИО10
В соответствии с протоколом Государственной экзаменационной комиссии РД по проведению ГИА по образовательным программам основного общего и среднего общего образования Минобрнауки РД от "дата" N, в связи с нарушением установленного порядка проведения государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ в части использования средства хранения и передачи информации - смарт часов во время проведения экзамена принято решение об аннулировании результатов ЕГЭ по истории без права пересдачи в 2018 году участнику ЕГЭ ФИО1
Решение принято, в частности, на основании результатов видеонаблюдения в аудитории, где проводился экзамен, письменных материалов - Акта об удалении участника ГИА ФИО1 от "дата", а также по факту подтверждения нарушений лицами, принимавшими участие в проведении ЕГЭ в ППЭ N.
Как следует из Акта об удалении участника ГИА ФИО1 от "дата" и объяснений руководителя ППЭ N ФИО9 и члена ГЭК ФИО11, исследованных судом, в 10 часов 57 минут "дата" от общественного наблюдателя поступила информация о том, что в аудитории N место 2Б участник ГИА ФИО1 пользуется часами, то есть их "листает".
В 10 часов 59 минут часы были изъяты. Это были смарт-часы с материалом по истории. После обсуждения данной ситуации с руководителем РЦОИ ФИО12 было принято решение об удалении ФИО1 с экзамена за использование указанных часов, что и было сделано, составив соответствующий акт. Решение об удалении ФИО1 было принято после того, как они убедились, что указанные часы являются смарт- часами, которые подпадают под категорию электронных средств связи, и средств хранения и передачи информации. При осмотре часов было установлено, что они имеют стандартное программное обеспечение и на них обнаружены текстовые материалы по истории, хранимые в памяти данного устройства.
Данное является нарушением норм Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и п. 45 приказа года Министерства образования и науки РФ от "дата" N "Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования", которые запрещают выпускникам школ во время ЕГЭ иметь при себе средства связи, хранения и передачи информации.
Вывод суда первой инстанции об обратном судебная коллегия считает неправильным, основанным на неправильном толковании норм действующего законодательства. При таких обстоятельствах, обжалуемое решение суда подлежит отмене в части признания Акта об удалении участника ГИА от "дата" и решения ГЭК от "дата" об аннулировании результатов ЕГЭ по истории без права пересдачи в 2018 году ФИО1 По делу необходимо вынести решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, поскольку оспариваемые административным истцом решения приняты административным ответчиком в пределах его полномочий, в соответствии с действующим законодательством.
Согласно п. 2 ст. 309 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
Руководствуясь ст.ст. 309-310, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кизилюртовского городского суда Республики Дагестан от "дата" отменить в части признания незаконными Акта об удалении участника ГИА ФИО1 от "дата" и решения Государственной экзаменационной комиссии Республики Дагестан по ЕГЭ, принятое в отношении ФИО1.
Принять в отмененной части новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 в интересах н. ФИО1 к Государственной экзаменационной комиссии Республики Дагестан по ЕГЭ в лице Министерства образования и науки РД о признании незаконными Акта об удалении участника ГИА ФИО1 от "дата" и решения Государственной экзаменационной комиссии Республики Дагестан по ЕГЭ, принятое в отношении ФИО1, - отказать.
В остальной части решение Кизилюртовского городского суда Республики Дагестан от "дата" оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.