Судья Алтайского краевого суда Копцева Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью "Деметра" на решение судьи Алейского городского суда Алтайского края от 19 сентября 2018 года по делу по жалобе общества с ограниченной ответственностью "Деметра" на постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и Республике Алтай Мухортова О.А. от ДД.ММ.ГГ "номер", которым
общество с ограниченной ответственностью "Деметра", юридический адрес: Алтайский край, г.Алейск, ул. Мамонтовская, 38,
признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ "номер", составленному государственным инспектором Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и Республике Алтай Прозоровой Е.Д, ДД.ММ.ГГ в "данные изъяты" час. "данные изъяты" мин. на земельном участке сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером "номер", общей площадью "данные изъяты" га, общество с ограниченной ответственностью "Деметра" в нарушение требований статей 12, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 1, 6, 8 Федерального закона N 101-ФЗ от 16 июля 1998 года "О государственном обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения", ГОСТ 26640-85 "Земли, термины и определения" не выполнило установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв и предотвращению процессов негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, выразившиеся в не проведении мероприятий по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания сорными растениями, что повлекло зарастание земельного участка площадью 40 га сорной растительностью.
Действия ООО "Деметра" квалифицированы по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По делу вынесено вышеназванное постановление.
ООО "Деметра" подана жалоба в Топчихинский районный суд Алтайского края, которая определением названного суда передана по подведомственности в Алейский городской суд Алтайского края, в которой Общество просило отменить постановление и прекратить производство по делу, ссылаясь на то, что при проведении внеплановой проверки должностное лицо не уведомило Общество о времени и месте проведения проверки, что не позволило представителю юридического лица присутствовать при проверке и дать соответствующие разъяснения; фототаблица и выкипировка с карты от ДД.ММ.ГГ не позволяют с достоверностью установить событие правонарушения, поскольку не доказывают, что обнаруженный земельный участок находится во владении и пользовании заявителя, невозможно определить индивидуализирующие признаки земельного участка; согласно плану мероприятий по механической и химической обработке полей за 2016-2017 годы спорный земельный участок в 2017 году подвергался химической обработке; Общество о времени и месте составления протокола об административном правонарушении не было извещено надлежащим образом, что влечёт признание протокола об административном правонарушении незаконным и, как следствие, отмену постановления, поскольку уведомление было вручено постороннему лицу, не имеющему соответствующих полномочий; при составлении протокола об административном правонарушении присутствовал Тишков М.И, подписавший протокол, не являясь законным представителем ООО "Деметра", соответствующая доверенность приложена не была; выданная доверенность Тишкову М.И. носила общий характер и не позволяла ему подписывать протокол об административном правонарушении, поскольку доверенность была выдана только для передачи письменных объяснений, а не для участия в конкретном деле; в акте проверки от ДД.ММ.ГГ также стоит подпись Тишкова М.И, не являющегося законным представителем ООО "Деметра"; о времени и месте рассмотрения дела законный представитель ООО "Деметра" Параскевич Н.В. не был извещен, поскольку о том, что
составлен протокол об административном правонарушении, он узнал только ДД.ММ.ГГ, в связи с чем ходатайствовал об отложении рассмотрения дела; при составлении протокола об административном правонарушении в нарушении требований закона должностным лицом не были приложены объяснения, что следует из содержания протокола.
Решением судьи Алейского городского суда Алтайского края от 19 сентября 2018 года постановление должностного лица изменено, снижен размер административного штрафа до 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, ООО "Деметра" просит отменить решение судьи и принять новое, прекратив производство по делу. В обоснование ссылается на то, что судьей не дана оценка тому, что в акте проверки от ДД.ММ.ГГ отсутствует информация о технических средствах, применяемых при определении и установлении границ земельного участка, при осмотре его с использованием навигатора GPS-Garmin; имеющиеся в материалах дела схема маршрута и координаты не имеют индивидуализирующих навигатор признаков; в протоколе об административном правонарушении в качестве приложения к нему имеется ссылка на сертификат о калибровке "номер" GPS-навигатора "Garmin DAKOTA 20", в то же время приложена копия сертификата о калибровке "номер" спутникового навигационного приемника "Garmin GPS64st", что свидетельствует о нарушениях порядка применения GPS-приемника, либо ставит под сомнение факт его использования; не принято во внимание, что осмотр земельного участка осуществлялся в зимний период, при наличии на участке снежного покрова; представленные черно-белые фотоснимки не свидетельствуют о цвете (изменении цвета) сорной растительности и не отображают факт применения химической обработки, экспертизы не проводились, свидетели не опрашивались; в имеющейся в материалах дела выкопировке карты-схемы отсутствуют сведения о дате ее заверения и выдаче; не указан способ определения площади участка заросшей сорной растительностью, а использование лазерного дальномера на открытой местности без специальных приспособлений не позволяет определить точность измерений, прибор не рассчитан на использование в условиях температурного режима; отсутствуют доказательства ознакомления законного представителя ООО "Деметра" с копией распоряжения (приказа) о проведении проверки; проверка проведена в отсутствие законного представителя Общества; выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем, решение судьи нельзя признать законным и обоснованным.
В судебное заседание законный представитель ООО "Деметра" не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в связи с чем, дело рассмотрено в его отсутствие.
Изучив доводы жалобы, выслушав защитника ООО NДеметраN Ивашкова А.В, настаивавшего на удовлетворении жалобы, проверив дело в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прихожу к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы.
Административная ответственность по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ наступает за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Частью 1 статьи 13 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям), ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; сохранению достигнутого уровня мелиорации; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные указанным Кодексом, федеральными законами.
В силу ч. 1 ст. 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии с ГОСТом 26640-85 "Земли" охрана земель - это комплекс организационно-хозяйственных агрономических, технических, мелиоративных, экономических и правовых мероприятий по предотвращению и устранению процессов, ухудшающих состояние земель, а также случаев нарушения порядка пользования землями.
Согласно п. 1 ст. 78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Ст. 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" предусмотрено, что собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны, в числе прочего, осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.
В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Таким образом, в силу прямого указания действующего законодательства в сфере земельных отношений обязанность не допускать зарастание сельскохозяйственных угодий сорными растениями, деревьями и кустарниками и обязанность по проведению соответствующих мероприятий возложена на собственников сельскохозяйственных земель.
Распространение сорных растений и древесно-кустарниковой растительности на сельскохозяйственных угодьях, которые согласно ч. 1 ст. 79 Земельного кодекса РФ имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране, качественно ухудшает состояние таких земель и говорит о нерациональном использовании земельных участков, предназначенных для производства сельскохозяйственной продукции.
Из системного анализа вышеуказанных норм законодательства следует, что в сфере земельных отношений установлена обязанность пользователей сельскохозяйственными землями использовать их для сельскохозяйственного производства, не причинять вред земле как природному объекту и не допускать зарастание сельскохозяйственных угодий сорными растениями.
В силу ГОСТ 16265-89 под сорными растениями понимаются дикорастущие растения, обитающие на сельскохозяйственных угодьях, снижающие величину и качество продукции, урожай всех сельскохозяйственных культур и ухудшающие его качество; благодаря хорошо развитой корневой системе способны поглощать воду и питательные вещества раньше, чем культурные растения; создают очаги распространения болезней и вредителей растений.
ООО "Деметра" является действующим юридическим лицом, осуществляющим деятельность по выращиванию зерновых (кроме риса), зернобобовых культур и семян масличных культур. Директором является Параскевич Н.В, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.
На основании договоров о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГ ООО "Деметра" приняло на себя права и обязанности аренды земельных участков, кадастровые "номер", расположенных в "адрес", общей площадью "данные изъяты" га.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и Республике Алтай от ДД.ММ.ГГ "номер" в целях контроля и надзора за соблюдением требований земельного законодательства РФ на основании мотивированного представления государственного инспектора отдела земельного надзора Прозоровой Е.Д. была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "Деметра", согласованная с прокуратурой Алтайского края.
Осмотр земельных участков, принадлежащих юридическому лицу, произведен в рамках выездной проверки должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в присутствии двух понятых, сведения о которых отражены в протоколе осмотра.
В ходе осмотров земельных участков установлено, что участок с кадастровым номером "номер" покрыт многолетней сорной растительностью. Зарастание земельного участка сорной растительностью создает угрозу возникновения пожаров и возникновения чрезвычайной ситуации. Все виды растений являются многолетними сорными растениями, степень их развития свидетельствует, что они развивались на земельном участке не менее 3-х лет. Произведена обработка почвы земельного участка на площади "данные изъяты" га, на остальной площади "данные изъяты" га следов агротехнической обработки почв (вспашка, посев сельскохозяйственных культур) проведение иных агротехнических, агрохимических мероприятий не выявлено. Плотность зарастания сорной многолетней растительностью на площади "данные изъяты" га составляет 92 % площади.
Вывод о наличии события правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, и виновности общества в его совершении является правильным и обоснованным.
Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении "номер" от ДД.ММ.ГГ; актом осмотра от ДД.ММ.ГГ с картой-схемой земельного участка и фототаблицей; распоряжением о проведении внеплановой проверки от ДД.ММ.ГГ "номер"; решением о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГ; актом проверки от ДД.ММ.ГГ "номер"; выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц; которым должностным лицом при вынесении постановления, а также судьей районного суда при рассмотрении дела по жалобе дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного, вывод о доказанности вины общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, является правильным. Он соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые всесторонне, полно и объективно исследовались административным органом и судьей, получили надлежащую оценку в постановлении и судебном решении.
Доводы жалобы о том, что судьей при вынесении решения не дана оценка тому, что в акте проверки отсутствует информация о технических средствах, применяемых при определении и установлении границ земельного участка, не свидетельствует о незаконности решения, поскольку в тексте протокола об административном правонарушении указано на то, что координаты земельного участка определялись с помощью GPS-навигатора "Garmin GPS64st". Соответствующий сертификат о калибровке представлен в материалы дела, следовательно ссылки в жалобе о том, что GPS-навигатор не применялся при осуществлении проверки являются необоснованными.
Более того, из представленного ответа по запросу судьи Алтайского краевого суда следует, что в ходе осуществления проверки применялся GPS-навигатор "Garmin GPS64st".
Представленные в материалы дела фотоснимки свидетельствуют о наличии на земельном участке высокорослой сорной растительности, в связи с чем, доводы жалобы о том, что осмотр проводился в зимний период времени при наличии снежного покрова, не влияют на доказанность вины ООО "Деметра" в совершении административного правонарушения.
В соответствии с п. 17 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется, в связи с чем, доводы жалобы о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства ознакомления законного представителя ООО "Деметра" с копией распоряжения (приказа) о проведении проверки не состоятельны.
Ссылка в жалобе о том, что проверка проведена в отсутствие законного представителя Общества, не свидетельствует о допущенных нарушениях, поскольку в силу п. 81 Приказа Минсельхоза России от 27 декабря 2016 N 591, зарегистрированного в Минюсте России 21 марта 2017 года N 46052 внеплановая выездная проверка может быть проведена в отсутствие при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, при надлежащем уведомлении собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
В материалах дела имеются сведения о том, что ООО "Деметра" ознакомлено с распоряжением о проведении проверки, что подтверждается подписью Тишкова М.И. (защитника ООО "Деметра" по доверенности) и печатью Общества.
Каких-либо нарушений, допущенных при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, не установлено, в связи с чем, оснований для отмены решения не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Алейского городского суда Алтайского края от 19 сентября 2018 года оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью "Деметра" - без удовлетворения.
Судья: Г.В. Копцева
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.