Алтайский краевой суд в составе
председательствующего судьи Запаровой Я.Е.
при секретаре Коробовой Ю.Е.
с участием прокурора "данные изъяты"
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению "данные изъяты" к Барнаульской городской Думе о признании не действующими в части Правил землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***,
УСТАНОВИЛ:
решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** утверждены Правила землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края (далее также - Правила землепользования и застройки "адрес"), приложениями к которым являются Карта градостроительного зонирования городского округа - "адрес" (Приложение 1), Карта зон с особыми условиями городского округа - "адрес" (Приложение 2).
"данные изъяты" обратился в суд с административным исковым заявлением о признании не действующими со дня вступления решения суда в законную силу Правил землепользования и застройки "адрес" в части включения земельного участка по "адрес" в зону санитарной охраны II пояса источников питьевого водоснабжения, ссылаясь на то, что в оспариваемой части нормативный правовой акт противоречит статье 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", СанПиН *** "Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" и нарушает право на бесплатное предоставление земельного участка в собственность.
В судебном заседании представитель административного истца "данные изъяты" административные исковые требования поддержала.
Административный истец, представители административного ответчика Барнаульской городской Думы, заинтересованного лица комитета по строительству, архитектуре и развитию "адрес" в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
В письменных возражениях Барнаульская городская Дума полагает административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, так как оспариваемое решение принято уполномоченным органом с соблюдением установленной законом процедуры и в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу. Зона санитарной охраны II пояса источника питьевого водоснабжения определена в соответствии с Генеральным планом городом Барнаула и санитарными нормами и правилами *** "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***.
Руководствуясь требованиями статей 150,213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть административное дело при указанной явке.
Выслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора, полагавшего исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, "данные изъяты" является собственником жилого дома по "адрес", право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГ (л.д.12-14).
В целях эксплуатации жилого дома "данные изъяты" использует земельный участок по тому же адресу, в предварительном согласовании предоставления которого в собственность Дорохову "данные изъяты" отказано решением комитета по земельным ресурсам и землеустройству "адрес" от ДД.ММ.ГГ в связи с нахождением земельного участка во II поясе санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, что свидетельствует об ограничении земельного участка в обороте и невозможности предоставления его в собственность на основании статей 27,39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (л.д.36).
Согласно Карте градостроительного зонирования (приложение 1 Правил землепользования и застройки в редакции решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***) земельный участок с расположенным на нем объектом находятся в территориальной зоне ОЖ, к условно разрешенным видам использования земельных участков в которой относятся индивидуальные жилые дома в силу подпункта 1 пункта 1.2 статьи 65 Правил землепользования и застройки (л.д.193).
Исходя из, Карты зон с особыми условиями использования территории (приложение 2 к Правилам землепользования и застройки "адрес") как в первоначальной, так и в действующей редакциях земельный участок находится в зоне санитарной охраны II пояса источников питьевого водоснабжения (л.д.192,194).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничения прав на землю могут устанавливаться в зонах с особыми условиями использования (подпункт 1 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации).
Земельные участки во втором поясе зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения относятся к ограниченным в обороте, предоставление которых в частную собственность не допускается, за исключением случаев, установленных федеральным законом (пункт 2, подпункт 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации,)
Такой закон для земельных участков, находящихся в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, на сегодняшний день не принят, то есть земельные участки, находящиеся во 2 поясе зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, не предоставляются в частную собственность.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Поскольку нахождение земельного участка в указанной зоне с особыми условиями послужило основанием отказа в предоставлении земельного участка на праве собственности "данные изъяты".является надлежащим административным истцом по требованиям об оспаривании нормативного правового акта в части отнесения земельного участка к зонам с особыми условиями использования территории.
Проверяя соответствие оспариваемых положений нормативным правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В настоящее время зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения отнесены к зонам с особыми условиями использования территорий пунктом 16 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации (введена Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ ***).
Правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты (часть 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 5 статьи 30 того же Кодекса на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, которые также могут отображаться на отдельных картах.
Регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
Водный кодекс Российской Федерации, регулируя вопросы водопользования, предусматривает для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, установление зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (пункт 2 статьи 43).
Таким образом, зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, относящиеся к территориям с особыми условиями использования, установленные в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке, отображаются в правилах землепользования и застройки на соответствующих картах.
Санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам установлены статьей 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в соответствии с которой проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (пункт 4).
Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (пункт 5).
Кроме того, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ *** внесены изменения в статью 43 Водного кодекса Российской Федерации и статью 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", которые прямо указывают, что зоны санитарной охраны источников водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, такие решения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам.
В соответствии с пунктом 1.2 СанПиН *** "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** (далее по тексту - СанПиН ***), настоящие СанПиН определяют санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
Зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников (пункт 1.4 СанПиН ***).
Согласно абзацу первому пункта 1.5 СанПиН *** защитные санитарные зоны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды (абзац второй названного пункта).
Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (пункт 1.13 СанПиН ***
Границы зон второго пояса подземных источников водоснабжения определяются согласно пункту 2.2 СанПиН ***, зон второго пояса поверхностных источников питьевого водоснабжения - в соответствии с пунктом 2.3 СанПиН ***.
В соответствии с пунктом 1.3 Порядка утверждения проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов и установления границ и режима зон охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, утвержденного Постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, органом, уполномоченным на территории Алтайского края на принятие решения об утверждении или отказе в утверждении проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого водоснабжения, для хозяйственно-бытового водоснабжения, решения об утверждении проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых в лечебных целях, либо отказывает в утверждении этих проектов, решения об установлении границ и режима зон охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, является Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края.
К заявлению об утверждении проекта округа и зон санитарной охраны водного объекта прилагаются, в том числе соответствующий санитарным правилам и нормам проект зон санитарной охраны водного объекта, используемого для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, текстовое и графическое описания местоположения границ зоны санитарной охраны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра, подготовленные в электронной форме в формате XML, в случае предоставления проекта зон санитарной охраны водного объекта, используемого для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также может быть приложено положительное санитарно-эпидемиологическое заключение на проект округа и (или) зон санитарной охраны водного объекта, выданное уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и его копию (пункт 2.2 Порядка).
Проект округа и (или) зон санитарной охраны водного объекта подлежит согласованию с Министерством строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края, отдел геологии и лицензирования Департамента по недропользованию по Сибирскому федеральному округу по Алтайскому краю (пункт 3.1 Порядка).
Решение об утверждении проекта зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения является основанием для установления границ и режима зон охраны этих источников.
В течение 5 рабочих дней с даты вступления в силу решения об установлении границ и режима зон охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения уполномоченный орган направляет комплект документов в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости (пункт 3.6 Порядка).
Уполномоченный орган направляет решение об утверждении проекта округа и (или) зон санитарной охраны водного объекта вместе с этим проектом, а также решение об установлении границ и режима зон охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края и в администрацию городского округа или муниципального района, на территорию которого распространяется округ и зоны санитарной охраны, с предложением о внесении изменений в документы территориального планирования (пункт 3.7 Порядка).
Из приведенных норм права следует обязательность наличия единого документа, подтверждающего установления границ зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения, при наличии которого земельные участки могут быть отнесены к ограниченным в обороте. Установленный порядок установления ЗСО не предусматривает утверждение зон ни генеральным планом, ни правилами землепользования и застройки.
Административным ответчиком, на котором лежит бремя доказывания соответствия оспариваемого акта положениям вышестоящих нормативных правовых актов, допустимые и достоверные доказательства принятия в установленном порядке решения об установлении зоны санитарной охраны II пояса источников питьевого водоснабжения, в которую включен земельный участок административного истца, не представлены.
Управлением Роспотребнадзора по Алтайскому краю как на обращение стороны административного истца, так и по запросу суда представлены сведения об отсутствии выданных санитарно - эпидемиологических заключений в отношении проектов зон санитарной охраны действующих и проектируемых водозаборов в месте расположения земельного участка по "адрес" (л.д.37,46-47).
ООО "Барнаульский водоканал" представил по запросу суда информацию о том, что указанный земельный участок на попадает в зону санитарной охраны 2-го пояса источников питьевого водоснабжения, обслуживаемых организацией (л.д.48).
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Алтайскому краю проверено наличие в ЕГРН данных о зонах санитарной охраны в районе спорного земельного участка и представлен ответ о том, что координаты поворотных точек земельного участка отсутствуют в ЕГРН, однако в пределах территории земельного участка по "адрес", сведения от местоположении которого имеются в реестре, отсутствуют данные о границах зоны 2 пояса санитарной охраны источников питьевого водоснабжения (л.д.228-229).
Правовые акты уполномоченных органов, принятые до вступления в силу Водного кодекса Российской Федерации и устанавливающие зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения в районе земельного участка административного истца, стороной административного ответчика не представлено.
Изложенные в ответе Комитета по строительству, архитектуре и развитию "адрес" от ДД.ММ.ГГ (л.д.244) на запрос суда сведения об определении территории 2 пояса Генеральным планом городского округа - "адрес" не могут свидетельствовать о соблюдении порядка установления зоны, поскольку муниципальными правовыми актами такие зоны не могут устанавливаться.
Статья 52 Правил землепользования и застройки "адрес" (в редакции решения от ДД.ММ.ГГ ***), закрепляя перечень зон с особыми условиями, в качестве наименования нормативного правового акта, в соответствии с которым определена граница зоны, и (или) документа, которым определена граница зоны санитарной охраны подземных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ЗСО) предусматривает СанПиН *** Между тем, на основании вышеизложенного нормативно данные зоны не могут быть отображены.
Соглашаясь с обоснованностью предъявленных административным истцом требований, суд отмечает со ссылкой на части 8-10 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", что установленные действующим законодательством ограничения землепользования в зонах с особыми условиями использования территории могут применяться только при наличии достоверных и допустимых доказательств наличия таких зон и включения в их размеры земельного участка, в отношении которого применены соответствующие ограничения. Отображение в документах градостроительного зонирования зон с особыми условиями использования при несоблюдении порядка установления зоны противоречит действующему законодательству.
Поскольку документы об установлении зоны II пояса санитарной охраны источников питьевого водоснабжения отсутствуют, то, отображая размеры данных зоны на Карте зон с особыми условиями в Правилах землепользования и застройки в отсутствие таких документов и распространяя данные зоны на территорию земельного участка административного истца, Барнаульская городская Думы вышла за пределы своих полномочий.
Таким образом, заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Принимая во внимание, что нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, суд признает приложение 2 к Правилам землепользования и застройки не действующим в части со дня вступления решения в законную силу.
В соответствии с частью 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятом решении подлежит публикации в газете "Вечерний Барнаул".
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое "данные изъяты".
Признать Приложение 2 "Карта зон с особыми условиями использования" Правил землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, недействующими со дня вступления решения суда в законную силу в части распространения зоны санитарной охраны II пояса источников питьевого водоснабжения на территорию земельного участка по адресу: "адрес".
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете "Вечерний Барнаул" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Алтайский краевой суд.
Судья Я.Е. Запарова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГ
Дело ***а-773/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(резолютивная часть)
ДД.ММ.ГГ г. Барнаул
Алтайский краевой суд в составе
председательствующего судьи Запаровой Я.Е.
при секретаре Коробовой Ю.Е.
с участием прокурора "данные изъяты"
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению "данные изъяты" к Барнаульской городской Думе о признании не действующими в части Правил землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***,
руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
административное исковое "данные изъяты".
Признать Приложение 2 "Карта зон с особыми условиями использования" Правил землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, недействующими со дня вступления решения суда в законную силу в части распространения зоны санитарной охраны II пояса источников питьевого водоснабжения на территорию земельного участка по адресу: "адрес".
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете "Вечерний Барнаул" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Алтайский краевой суд.
Судья Я.Е. Запарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.