Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Новиковой Н.В,
при секретаре Пьянковой Н.А,
с участием прокурора "данные изъяты"
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску "данные изъяты" об оспаривании в части приложения 2 к Правилам землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края, утвержденным решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** (в редакции решения от ДД.ММ.ГГ ***),
УСТАНОВИЛ:
решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** утверждены Правила землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края (далее по тексту также - Правила землепользования и застройки).
В настоящее время Правила землепользования и застройки действуют с учетом внесения изменений решениями Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***.
Приложением 2 к Правилам землепользования и застройки является Карта зон с особыми условиями использования территории, из которой следует, что с момента принятия Правил землепользования и застройки и до настоящего времени земельные участки по "адрес" находятся в санитарно-защитной зоне, земельные участки по "адрес" частично расположены в санитарно-защитной зоне.
"данные изъяты" обратились в суд с административным исковым заявлением об оспаривании приложения 2 к Правилам землепользования и застройки в части отнесения указанных земельных участков к санитарно-защитной зоне.
Требования мотивированы тем, что общества являются собственниками земельных участков, отнесенных к зоне с особыми условиями использования территории, - санитарно-защитной зоне, что препятствует полноценному использованию земельных участков, в том числе осуществлению жилой застройки на них. Вместе с тем, санитарно-защитная зона установлена Барнаульской городской Думой без соблюдения действующего законодательства.
В письменных возражениях Барнаульская городская Дума просит отказать в удовлетворении заявленных требований, полагая, что нормативный правовой акт принят уполномоченным на то органом, с соблюдением установленной для этого процедуры, в надлежащей форме, опубликован и зарегистрирован, не противоречит действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу (том 2 л.д. 1-5).
Определением суда от ДД.ММ.ГГ, оформленным протокольно, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены сособственники земельных участков по "адрес"
В судебное заседание не явились "данные изъяты", представитель административного ответчика Барнаульской городской Думы, представители заинтересованных лиц "данные изъяты" будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, не заявившими ходатайств об отложении заседания, в связи с чем на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя административных истцов "данные изъяты", настаивавшую на удовлетворении требований, заключение прокурора "данные изъяты" о наличии оснований для признания недействующими оспариваемых частей Правил землепользования и застройки, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Правила землепользования и застройки приняты Барнаульской городской Думой в рамках полномочий, предусмотренных пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 8 части 2 статьи 42 Устава городского округа - "адрес" Алтайского края, принятого решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***. На момент внесения последних изменений в Правила землепользования и застройки аналогичные полномочия были предусмотрены пунктом 8 части 2 статьи 40 Устава городского округа - "адрес" Алтайского края, принятого решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***.
Нарушений порядка принятия нормативного правового акта, внесения изменений и дополнений, опубликования, введения в действие при рассмотрении дела не установлено.
На основании свидетельств о государственной регистрации права и актуальных на момент рассмотрения дела выписок из Единого государственного реестра недвижимости (том 1 л.д. 17-21, том 3 л.д. 29-62) судом установлено, что земельный участок по "адрес" находится в общей долевой собственности "данные изъяты" земельный участок по "адрес" находится в общей долевой собственности "данные изъяты" земельный участок по "адрес" находится в общей долевой собственности "данные изъяты"", земельный участок по "адрес" находится в собственности "данные изъяты" земельный участок по "адрес" находится в собственности "данные изъяты"
Перечисленные участки полностью либо частично находятся в санитарно-защитной зоне в соответствии с оспариваемыми Правилами землепользования и застройки. В такой зоне с особыми условиями использования территории запрещено размещение жилых домов в силу пункта 5 статьи 90 Правил землепользования и застройки, пунктов 5.1-5.4 СанПиН *** "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** (далее - СанПиН ***), пункта 8.2 СП *** "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений.
Следовательно, "данные изъяты" на основании части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются надлежащими административными истцами по требованию об оспаривании приложения 2 к Правилам землепользования и застройки в части отнесения перечисленных земельных участков к санитарно-защитной зоне.
Проверяя соответствие оспариваемых положений нормативного правового акта положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности включает данный Кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и отображаются на картах в составе материалов по обоснованию генерального плана (подпункт 7 части 8 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах (часть 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
При этом к полномочиям органов местного самоуправления установление санитарно-защитных зон действующим законодательством не отнесено.
В силу статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.
Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам (часть 3 статьи 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
На основании части 3 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "Об охране атмосферного воздуха" в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 88 Земельного кодекса Российской Федерации землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности могут предоставляться земельные участки для размещения производственных и административных зданий, сооружений и обслуживающих их объектов, а также устанавливаться санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования указанных в части 1 статьи 88 Земельного кодекса Российской Федерации земель.
Согласно пунктам 1.4 и 2.1 СанПиН *** санитарные правила устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций.
По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании: предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации; действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля и др.), выполненной аккредитованными организациями; оценки риска здоровью населения. Для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя на основании: действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля и др.). Если при рассмотрении проекта санитарно-защитной зоны промышленные объекты и производства отнесены к более низкому, чем II, классу опасности, окончательное решение по установлению размера санитарно-защитной зоны может приниматься Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем (пункты 4.2 - 4.4).
Наличие проекта обоснования санитарно-защитных зон является необходимым условием для установления размера такой зоны (пункт 4.1).
В санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
Санитарно-защитная зона или какая-либо ее часть не может рассматриваться как резервная территория объекта и использоваться для расширения промышленной или жилой территории без соответствующей обоснованной корректировки границ санитарно-защитной зоны (пункты 5.1 и 5.6 СанПиН ***).
В части 3 статьи 87 пункте 5.1 части 5 статьи 90 Правил землепользования и застройки предусмотрены аналогичные ограничения о недопустимости размещения жилой застройки в санитарно-защитных зонах.
На дату рассмотрения настоящего дела вступили в силу Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** (далее - Правила), согласно пункту 1 которых санитарно-защитные зоны устанавливаются как в отношении планируемых к строительству и реконструируемых, так и в отношении действующих объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека.
В силу пунктов 3, 14 Правил решение об установлении, изменении или о прекращении санитарно-защитной зоны в отношении объектов 1 и 2 класса опасности принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на основании заявления, к которому (в случае установления или изменения санитарно-защитной зоны) прилагается проект санитарно-защитной зоны и экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.
В отношении объектов III - V класса опасности соответствующие полномочия по установлению, изменению, прекращению санитарно-защитных зон предоставлены территориальным органам Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов III - V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III - V класса опасности.
Решение об установлении санитарно-защитных зон является основанием для внесения сведений о границах зон в государственный кадастр недвижимости (пункт 23 Правил, пункт 3 части 2 статьи 7, статья 10, пункт 9 части 1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "О государственной регистрации недвижимости"), что, в свою очередь, влечет определение органом регистрации прав перечень земельных участков, ограничения в использовании которых установлены или изменены в связи с установлением или изменением границ зоны с особыми условиями использования территорий, если зона с особыми условиями использования территорий пересекает границы земельного участка (пункт 2 части 4 статьи 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "О государственной регистрации недвижимости").
Таким образом, действующими нормативно-правовыми актами предусмотрен определенный порядок установления санитарно-защитных зон, предусматривающий разработку проекта санитарно-защитной зоны, а также выдачу санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии нормативов и проектов санитарным правилам и принятие решения об установлении санитарно-защитной зоны. Установленные ограничения землепользования в санитарно-защитных зонах могу применяться только при наличии достоверных и допустимых доказательств наличия санитарно-защитной зоны и включении в ее размеры земельного участка, в отношении которого применены соответствующие ограничения.
Административный ответчик не представил доказательств установления границ санитарно-защитной зоны с соблюдением действующего законодательства, сославшись лишь на ее определение в Генеральном плане "адрес" на основании названных выше СанПиН ***, в подтверждение чего представил пояснительную записку (том 2 л.д. 30-37). Однако действующими нормативно-правовыми актами определен порядок установления санитарно-защитных зон, из которого следует, что ни генеральным планом, ни правилами землепользования и застройки они устанавливаться не могут, как не определяются они нормативно по отношению ко всем предприятиям, расположенным в "адрес", как это сделано в документе по обоснованию Генерального плана в данном случае.
Помимо этого, на основании сопоставления картографического материала, представленного административным ответчиком (том 2 л.д. 183-186, 226-235) судом установлено несоответствие Генерального плана с Правилами землепользования и застройки (за исключением участка по "адрес"). Так, если Генеральным планом участок по "адрес" не отнесен к санитарно-защитной зоне, то в соответствии с Правилами землепользования и застройки он полностью находится в границах санитарно-защитной зоны, в отношении участков по "адрес" по-разному в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки определены те части, которые входят в границы санитарно-защитных зон. При этом, если в материалах по обоснованию Генерального плана имеются сведения о том, каким образом определены границы санитарно-защитных зон - на основании СанПиН, то никаких документов, обосновывающих определение границ в Правилах землепользования и застройки Барнаульской городской Думой, не представлено при рассмотрении дела.
Судом также истребованы сведения об установлении границ санитарно-защитных зон из Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю, "данные изъяты". На основании представленной информации (том 1 л.д. 241-243, том 3 л.д. 4-9) суд установилследующее. В районе земельных участков, являющихся предметом рассмотрения по настоящему делу, осуществляют деятельность названные предприятия. В проектируемые границы санитарно-защитной зоны "данные изъяты" ни один из земельных участков административных истцов не входит. Все участки находятся в границе расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны для промышленных площадок "данные изъяты" расположенных по "адрес", получено санитарно-эпидемиологическое заключение от ДД.ММ.ГГ на указанный проект. Однако, учитывая, что после получения такого заключения Общество не получало санитарно-эпидемиологическое заключение на проект окончательной санитарно-защитной зоны, не обращалось с заявлением об установлении границ санитарно-защитной зоны, такие границы не могут считаться установленными.
На основании изложенных данных судом установлено, что доказательства нахождения земельных участков по "адрес", по "адрес" и по "адрес" (полностью либо в части) в установленных в предусмотренном законом порядке границах санитарно-защитной зоны как на момент отображения границ санитарно-защитной зоны в Правилах землепользования и застройки (в приложении 2), так и на момент вынесения решения по делу отсутствуют. Следовательно, границы такой зоны определены Барнаульской городской Думой с превышением предоставленных ей законом полномочий.
Таким образом, заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Принимая во внимание, что нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, суд признает приложение 2 к Правилам землепользования и застройки не действующим в части со дня вступления решения в законную силу.
В соответствии с частью 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятом решении подлежит публикации в газете "Вечерний Барнаул", а также на официальном сайте "адрес" в сети Интернет (http://barnaul.org), где были размещены оспариваемые в части Правила землепользования и застройки.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление "данные изъяты" удовлетворить.
Приложение 2 к Правилам землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края, утвержденным решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** (в редакции решения от ДД.ММ.ГГ ***), в части отнесения в полном объеме земельных участков "адрес" "адрес", а также частично участков по "адрес" к санитарно-защитной зоне в той мере, в которой границы санитарно-защитной зоны отображены в отсутствие документов об их установлении, признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете "Вечерний Барнаул", а также на официальном сайте "адрес" в сети Интернет (http://barnaul.org) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.В. Новикова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГ.
Судья
Дело ***а-820/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
/Резолютивная часть/
ДД.ММ.ГГ г. Барнаул
Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Новиковой Н.В,
при секретаре Пьянковой Н.А,
с участием прокурора "данные изъяты"
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску "данные изъяты" об оспаривании в части приложения 2 к Правилам землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края, утвержденным решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** (в редакции решения от ДД.ММ.ГГ ***),
руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
административное исковое заявление "данные изъяты" удовлетворить.
Приложение 2 к Правилам землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края, утвержденным решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** (в редакции решения от ДД.ММ.ГГ ***), в части отнесения в полном объеме земельных участков "адрес", а также частично участков по "адрес" к санитарно-защитной зоне в той мере, в которой границы санитарно-защитной зоны отображены в отсутствие документов об их установлении, признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете "Вечерний Барнаул", а также на официальном сайте "адрес" в сети Интернет (http://barnaul.org) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.В. Новикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.