Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Гончаровой Ю.В,
при секретаре Сигаревой Е.Е,
с участием административных истцов "данные изъяты"
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению "данные изъяты" к Правительству Алтайского края, Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
установил:
административные "данные изъяты" обратились в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением к Правительству Алтайского края, Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: "адрес", площадью "данные изъяты", в равном его рыночной стоимости "данные изъяты". Также просили обязать административного ответчика внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости в размере рыночной.
Требования мотивированы тем, что указанный выше земельный участок принадлежит административным истцам на праве общей совместной собственности. Кадастровая стоимость земельного участка Постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** установлена по состоянию на ДД.ММ.ГГ и составляет "данные изъяты". Истцы указывают, что она является завышенной, в подтверждение чего представили отчет об оценке. Результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права "данные изъяты", так как кадастровая стоимость влияет на размер подлежащего уплате земельного налога.
В судебном заседанииадминистративные "данные изъяты" настаивали на удовлетворении административных исковых требований по доводам, изложенным в иске. "данные изъяты" также пояснил, что требования об обязании внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости, установленной в размере рыночной, заявлено истцами излишне.
Представители административных ответчиков Правительства Алтайского края, Управления Росреестра по Алтайскому краю, заинтересованного лица ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Алтайскому краю в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, до судебного заседания ими представлены отзывы на иск, в которых указано об оставлении вопроса об установлении кадастровой стоимости принадлежащего истцу земельного участка вразмере его рыночной стоимости, заявленной административными истцами, на усмотрение суда. Также указано, что требования об обязании внести сведения о размере кадастровой стоимости не подлежат удовлетворению, поскольку такие сведения вносятся в реестр недвижимости на основании решения суда об установлении кадастровой стоимости.
Заинтересованное лицо Администрация "данные изъяты" района Алтайского края, надлежаще извещенная о времени и месте судебного разбирательства, представителей для участия в рассмотрении дела не направила, об отложении разбирательства дела не просили.
При таких обстоятельствах в соответствии со статьями 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав пояснения административных истцов, исследовав представленные письменные доказательства, оценив их в совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено определение налоговой базы в отношении земельного участка как его кадастровой стоимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Статьей 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Судом установлено, что "данные изъяты"на праве общей совместнойсобственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: "адрес", площадью "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов - для обслуживания нежилых зданий, что подтверждается свидетельством о регистрации права (л.д.8).
В силу статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации "данные изъяты". являются плательщиком земельного налога, в связи с чем установление в отношении объекта недвижимости кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости имеет правовое значение для административных истцов.
Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Алтайского края, включая земельный участок с кадастровым номером ***, утверждены постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Алтайского края".
Согласно кадастровой справке филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** содержащаяся в государственном кадастре недвижимости, определена по состоянию на ДД.ММ.ГГ и составляет "данные изъяты". (л.д.74).
Из материалов административного дела следует, что "данные изъяты" в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Алтайскому краю не обращались.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Исходя из положений части 11 статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В подтверждение рыночной стоимости земельного участка административным истцами представлен отчет об оценке ***, составленный ДД.ММ.ГГ "данные изъяты", согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГ составляет "данные изъяты" (л.д.9-69).
Исследовав отчет об оценке от ДД.ММ.ГГ, суд приходит к выводу, что отчет соответствует требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности и может быть принят в качестве допустимого доказательства, подтверждающего достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости земельного участка.
Из данного отчета следует, что оценщик провел анализ рынка и внешних факторов, влияющих на стоимость объекта оценки. При определении рыночной стоимости земельного участка к избранным объектам-аналогам были применены корректировки по наиболее существенным ценообразующим факторам с приведением соответствующих обоснований и расчетов. Приведенные в отчете расчеты и пояснения к ним обеспечивают проверяемость выводов и результатов, указанных оценщиком в рамках выбранного подхода.
В данном случае оценка рыночной стоимости произведена индивидуально для конкретного земельного участка в отличие от методов массовой оценки объектов недвижимости, поэтому может отличаться от кадастровой стоимости, утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***.
При определении рыночной стоимости земельного участка, оценщик использовал сравнительный подход как наиболее обеспеченный исходной информацией. Для проведения расчетов по определению рыночной стоимости объекта оценки по сравнительному подходу оценщиком выбран метод сравнения продаж, как наиболее репрезентативный, поскольку учитывает фактически сложившийся на дату оценки уровень цен на земельные участки в регионе и текущую рыночную ситуацию в рассматриваемом сегменте недвижимости. Применяя сравнительный подход к оценке, оценщик выбрал единицы сравнения, обосновал свой выбор, применил необходимые корректировки. При этом отчет содержит мотивированное обоснование отказа от использования доходного и затратного подходов; содержит анализ рынка, ссылки на источники информации с приложением копий материалов и распечаток; описание последовательности определения стоимости объекта оценки.
Отчет об оценке подготовлен оценщиком "данные изъяты" являющимся членом "данные изъяты" т.е. лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, имеющим необходимое образование, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости участка.
В силу статьи 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Административными ответчиками, заинтересованными лицами результаты оценки, содержащиеся в представленном административным истцом отчете, под сомнение не ставились и не оспаривались, доказательств, опровергающих изложенные в отчете выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости земельного участка, не представлено, в связи с чем основания для непринятия итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки, указанной в отчете, у суда отсутствуют.
Учитывая, что установление кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной имеет для административного истца, являющегося в силу статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиком земельного налога, правовое значение, суд удовлетворяет требования "данные изъяты"
В связи с тем, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано административным истцом ДД.ММ.ГГ, срок, предусмотренный частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не пропущен.
В части требований об обязании административного ответчика Управления Росреестра по Алтайскому краю внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости в размере рыночной, суд находит его заявленным излишне, поскольку в силу статьи 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", а также Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "О государственной регистрации недвижимости" орган регистрации в соответствии с прямым предписание федерального законодателя обязан принять к исполнению вступивший в законную силу судебный акт об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости и внести соответствующие сведения в Единый государственный реестр недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление "данные изъяты" об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: "адрес", площадью "данные изъяты", по состоянию на ДД.ММ.ГГ, в равном его рыночной стоимости размере - "данные изъяты".
Дата обращения с заявлением об изменении кадастровой стоимости земельного участка - ДД.ММ.ГГ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Алтайского краевого суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Ю.В.Гончарова
В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.