Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Соболева Г.Б.,
при секретаре Ивановой Н.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Мосалева ФИО12 на постановление судьи Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 12 сентября 2018 года, которым
Мосалев ФИО13, дата года рождения, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей,
установила:
дата УУП ОУУП и ПДН отдела полиции N... Управления МВД России по адрес ФИО4 в отношении Мосалева С.В. составлен протокол об административном правонарушении, которым в отношении последнего возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан, судьей которого вынесено вышеприведенное постановление.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Башкортостан в порядке ст. 30.1 КоАП РФ, Мосалев С.В. просит постановление судьи Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 12 сентября 2018 года отменить, производство по делу прекратить, поскольку материалы дела не содержат доказательств совершения им административного правонарушения, участие в несанкционированном публичном мероприятии не содержит состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, при рассмотрения дела в районном суде было необоснованно отказано в удовлетворении заявленных ходатайств, свидетели являются по делу заинтересованными лицами, в протоколе об административном правонарушении не указано место составления протокола, привлечение его в административной ответственности влечет за собой нарушения принципов и норм международного права, российского законодательства.
В судебном заседании Мосалев С.В. и его защитник Телин Ф.А. доводы жалобы поддержали в полном объеме.
УУП ОУУП и ПДН отдела полиции N... Управления МВД России по адрес ФИО4, составивший протокол об административном правонарушении в отношении Мосалева С.В, в судебном заседании жалобу обоснованной не признал, пояснил, что составил протокол на основании поступивших материалов, из которых вина Мосалева С.В. усматривалась.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 настоящей статьи, предусматривающей административную ответственность за те же действия, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если они не содержат уголовно наказуемого деяния.
Порядок реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регулируется Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ).
В Федеральном законе от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ публичное мероприятие определено как открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ одним из принципов проведения публичных мероприятий выступает законность - соблюдение положений Конституции РФ, настоящего Федерального закона и иных законодательных актов Российской Федерации.
В рамках организации публичного мероприятия Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ установлен уведомительный порядок организации и проведения публичных мероприятий и предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (ст. 4).
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч. 1 ст. 7), а также не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (п. п. 1. и 2 ст. 5).
Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ).
В силу ст. 6 Закона Республики Башкортостан от 20 декабря 2012 года N 619-з "О местах проведения публичных мероприятий в Республике Башкортостан" порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, осуществляемого одним участником) в специально отведенных местах регулируется Законом Республики Башкортостан от 19 апреля 2005 года N 175-3 "О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия".
На основании п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона Республики Башкортостан от 19 апреля 2005 года N 175-з "О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия" уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) (далее - уведомление) подается организатором публичного мероприятия в письменной форме в сроки, установленные Федеральным законом, в Правительство Республики Башкортостан в случае, если предполагаемое количество участников публичного мероприятия составляет 500 и более человек, либо если проведение публичного мероприятия планируется в виде демонстрации или шествия, либо если проведение публичного мероприятия планируется на территории, непосредственно прилегающей к зданиям, занимаемым органами государственной власти Республики Башкортостан, федеральными органами государственной власти, представительствами иностранных государств, субъектов иностранных федеративных государств, административно-территориальных образований иностранных государств, субъектов Российской Федерации.
Частью 1 ст. 6 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ установлено, что участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны: выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел; соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств (ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ).
Из материалов дела следует, что 09 сентября 2018 года в 14 часов 10 минут по адресу: г. Уфа, ул. Ленина, д. 28, Мосалев С.В. принял участие в несанкционированном в установленном законом порядке публичном мероприятии в форме шествия в группе граждан, на законные требования сотрудников полиции прекратить противоправные действия не реагировал, чем нарушил требования ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, шествиях демонстрациях и пикетировании".
Факт совершения административного правонарушения и виновность Мосалева С.В. подтверждены совокупностью следующих доказательств,:
протоколом об административном правонарушении от 09 сентября 2018 года (л.д. 4); письменными объяснениями свидетелей ФИО8, ФИО9 (л.д. 7, 8);
рапортами сотрудников Полка ППСП Управления МВД России по адрес ФИО5, ФИО6 (л.д. 10,11);
копией ответа заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан ФИО7 от 24 августа 2018 года N... - N.., согласно которому организатору мероприятия было отказано в согласовании на основании ч. 3 ст. 12, п. 3 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ, п.п. 1,5 ст. 10 Закона Республики Башкортостан от 20 декабря 2012 года N 619-з "О местах проведения публичных мероприятий в Республике Башкортостан" (л.д. 15-17);
копией уведомления о проведении 09 сентября 2018 года публичного мероприятия в форме шествия и митинга "Против повышения пенсионного возраста" (л.д. 14);
видеозаписью на CD-диске, приобщенном к материалам дела (л.д. 22) и иными материалами дела.
Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления вины Мосалева С.В. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Нарушений при составлении процессуальных документов, на основании которых установлена вина Мосалева С.В. по делу, не выявлено, в связи с чем не доверять зафиксированным в них сведениям оснований не усматривается. В соответствии с нормами главы 26 КоАП РФ они являются допустимыми доказательствами, и обоснованно приняты в качестве таковых судьей при вынесении постановления по делу об административном правонарушении.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи о доказанности вины Мосалева С.В. в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат. В ходе рассмотрения данного дела судьей районного суда в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В соответствии с требованиями ст. 26.1 КоАП РФ установлено наличие события административного правонарушения, лицо, допустившее, как участник публичного мероприятия, нарушение установленного порядка его проведения, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Довод жалобы об отсутствии в деле конкретных доказательств совершения Мосалевым С.В. административного правонарушения является необоснованным, поскольку совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств подтверждается, что Мосалев С.В. являлся участником несогласованного с компетентным органом в установленном законом порядке публичном мероприятии и не выполнил законные требования сотрудников органов внутренних дел. Из видеозаписи усматривается, что Мосалев С.В. участвовал в шествии, с помощью громкоговорителя выкрикивал лозунги тематического содержания, работник внутренних дел обратился к Мосалеву С.В. с требованием прекратить мероприятие, на что Мосалев С.В. ответил отказом.
Подлежит отклонению довод о незаконности отказа судьи районного суда в удовлетворении ходатайства о вызове свидетелей. По смыслу ст. 24.4 КоАП РФ, судья вправе как удовлетворить, так и отказать в удовлетворении ходатайства в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Требования ст. 24.4 КоАП РФ судьей районного суда выполнены, свои выводы об отказе в удовлетворении ходатайства судья мотивировала в определении от 12 сентября 2018 года (л.д. 34). Обстоятельства, которые могли бы поставить под сомнение данные выводы, отсутствуют.
Довод жалобы о том, что свидетели по делу ФИО8 и ФИО9 являются заинтересованными лицами, так как являются работниками административной комиссии Администрации г.Уфы, является необоснованным, так как исходя из положений ч. 1 ст. 25.6 КоАП РФ, свидетелем по делу об административном правонарушении может являться любое лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. Показания данных свидетелей согласуются с другими доказательствами по делу, оснований сомневаться в их правдивости не имеется.
Вопреки доводам жалобы отсутствие в протоколе об административном правонарушении от 09 сентября 2018 года в отношении Мосалева С.В. указания места составления протокола не является существенным недостатком, влекущим признание протокола недопустимым доказательством.
Утверждения в жалобе о нарушении при производстве по делу принципов и норм международного права, российского законодательства, что повлекло нарушение прав и свобод заявителя, повлечь отмену судебного постановления не могут.
Европейский Суд по правам человека указывал, что право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, являясь основополагающим правом в демократическом обществе, тем не менее, в силу п. 2 ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод может подлежать ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц (Постановления от 26 июля 2007 года по делу "М. против Российской Федерации", от 14 февраля 2006 года по делу "Христианско-демократическая народная партия против Молдовы", от 20 февраля 2003 года по делу "Джавит Ан (Djavit An) против Турции").
Проверяя положения Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 02 апреля 2009 года N 484-О-П отметил, что гарантированное Конституцией Российской Федерации, ее статьей 31, право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).
Частью 3 ст. 17 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ предусмотрено, что осуществление названного права не должно нарушать права и свободы других лиц.
Процедуры для организации публичного мероприятия, предусмотренные Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ, направлены на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяют избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.
С учетом установленных по делу обстоятельств оснований полагать права либо свободы Мосалева С.В. нарушенными не имеется.
Постановление о привлечении Мосалева С.В. к административной ответственности вынесено в пределах сроков давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, предусмотренными ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
Наказание в виде административного штрафа назначено Мосалеву С.В. с учетом вышеизложенных требований, направлено на предупреждение совершения новых правонарушений и воспитание добросовестного отношения к исполнению законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления судьи, по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решила:
постановление судьи Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 12 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ в отношении Мосалева ФИО14 оставить без изменения, его жалобу - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г.Б. Соболева
Справка: судья Соколова И.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.