Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Соболева Г.Б., при секретаре Ивановой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора акционерного общества "Башкортостанская пригородная пассажирская компания" Поляева И.Г. на постановление судьи Демского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 18 сентября 2018 года, которым
акционерное общество "Башкортостанская пригородная пассажирская компания" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.11.15.1 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей,
установила:
31 августа 2018 года государственным транспортным инспектором (старшим государственным инспектором ОНОТБ Управления государственного и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО5 составлен протокол дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 11.15.1 КоАП РФ в отношении акционерного общества "Башкортостанская пригородная пассажирская компания" (далее АО "Башкортостанская ППК", Общество).
Дело передано на рассмотрение в Демский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан, судьей которого вынесено указанное обжалуемое постановление.
Не согласившись с постановлением судьи Демского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 18 сентября 2018 года, генеральный директор АО "Башкортостанская ППК" Поляев И.Г. подал в Верховный Суд Республики Башкортостан жалобу, в которой просит постановление судьи отменить, прекратить дело об административном правонарушении за отсутствием в действиях Общества состава правонарушения. В обоснование жалобы указывает на то, что судом неверно установлены обстоятельства, имеющие значение по делу, не дана оценка доказательствам.
Защитники АО "Башкортостанская ППК" Яматин В.А. и Андрияшина Е.А. в судебном заседании доводы жалобы поддержали полностью.
Государственный транспортный инспектор (старший государственный инспектор ОНОТБ Управления государственного и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО5 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно, надлежащим образом. При данных обстоятельствах считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав явившихся лиц, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ предусмотрена за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Административная ответственность по ч. 2 ст. 11.15.1 КоАП РФ наступает за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как установлено ч. 3 ст. 12 Федерального закона РФ от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 9 ст. 1 Федерального закона РФ от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В соответствии с п.1, п.4, п. 10 ст.1 Федерального закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", "транспортная безопасность" - состояние защищённости ОТИ и ТС от актов незаконного вмешательства; "обеспечение транспортной безопасности" - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства; "акт незаконного вмешательства" - противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.
В силу ч. 1 ст. 4 вышеуказанного Закона обеспечение транспортной безопасности ОТИ и ТС возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2017 года N 495 утверждены "Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта" (далее - Требования N 495).
Согласно Требованиям N 495 субъект транспортной инфраструктуры обязан:
- п.п. 32 п. 5 Требований N 495 организовать пропускной и внутриобъектовый режимы на ОТИ (ТС) в соответствии с организационно-распорядительными документами субъекта транспортной инфраструктуры, направленными на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ (ТС), и утвержденными планами обеспечения транспортной безопасности ОТИ, в том числе установить единые виды пропусков, действительных для прохода, проезда физических лиц или перемещения материально-технических объектов в перевозочный сектор зоны транспортной безопасности, и (или) технологический сектор зоны транспортной безопасности, и (или) на критические элементы ОТИ (ТС), а также порядок их применения, уничтожения и допуска владельцев с учетом Правил допуска на ОТИ (ТС) согласно приложению.
На основании п.9 ст.1 Федерального закона РФ от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" АО "Башкортостанская ППК" является субъектом транспортной инфраструктуры, так как АО "Башкортостанская ППК" осуществляет перевозку пассажиров, при этом использует транспортные средства (166 единиц) на ином законном основании, они арендованы в ОАО "РЖД" (Куйбышевской дирекции моторвагонного подвижного состава - структурного подразделения Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава - филиала ОАО "РЖД") по следующим договорам:
- договор аренды железнодорожного подвижного состава с экипажем (моторвагонный подвижной состав и рельсовые автобусы) N... /ЦДМВ от дата;
- договор аренды железнодорожного подвижного состава с экипажем (вагоны локомотивной тяги) N... /ЦДМВ от дата.
Согласно уведомления Федерального агентства железнодорожного транспорта N УТБ-7/3/231010-ис от дата ТС Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава - филиала ОАО "РЖД" присвоены 1 категории и они внесены в Реестр категорированных ОТИ и ТС железнодорожного транспорта.
14 августа 2018 года в УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора (вх. N... от 14 августа 2018 года) поступило письмо Пензенского транспортного прокурора старшего советника юстиции ФИО6 N... от 31 июля 2018 года с материалами проверки исполнения законодательства РФ в области обеспечения транспортной безопасности в отношении АО "Башкортостанская ППК" для принятия мер административного реагирования в соответствии с компетенцией за нарушения требований, установленных в области обеспечения транспортной безопасности, предусмотренных ст. 11.15.1 КоАП РФ.
Ранее с 08 мая 2018 года по 17 мая 2018 года на основании требования Приволжской транспортной прокуратуры о проведении внеплановой выездной проверки от 23 апреля 2018 года N... ; распоряжения от 26 апреля 2018 года N... ФИО7 ? начальника УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора, была проведена внеплановая выездная проверка в отношении АО "Башкортостанская ППК", по результатам которой 17 мая 2018 года составлен акт проверки N N.., выявлено 2 нарушения требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности и выдано предписание N... УФ - 16 ЖД/18 (со сроком исполнения до 07 июня 2018 года) с указанием выявленных нарушений обязательных требований в области обеспечения транспортной безопасности.
22 мая 2018 года УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора в отношении АО "Башкортостанская ППК" вынесено постановление N N... о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности совершенные по неосторожности и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей. Штраф оплачен 24 мая 2018 года, платежное поручение N 588.
23 августа 2018 года государственным транспортным инспектором старшим государственным инспектором ОНОТБ УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора ФИО5 было вынесено определение N... о возбуждении дела об административном правонарушении и назначении административного расследования, а также вынесено определение N... об истребовании дополнительных материалов по делу об административном правонарушении и направлены в адрес юридического лица АО "Башкортостанская ППК" нарочно, через канцелярию (вход. N N.., 1904 от 24 августа 2018 года АО "Башкортостанская ППК"), так же был направлен запрос N N... от 23 августа 2018 года в Куйбышевскую дирекцию моторвагонного подвижного состава - филиала Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава - филиала ОАО "РЖД" в отношении ТС АО "Башкортостанская ППК".
27 августа 2018года УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора (вх. N... от 27 августа 2018 года) получено письмо генерального директора АО "Башкортостанская ППК" ФИО2 N N... от 27 августа 2018 года с приложением документов, согласно которого АО "Башкортостанская ППК" не имеет в собственности подвижного состава, весь подвижной состав арендован у ОАО "РЖД" - Куйбышевской дирекции моторвагонного подвижного состава по договору аренды железнодорожного подвижного состава с экипажем (моторвагонный подвижной состав и рельсовые автобусы) N... /ЦДМВ от дата и договору аренды железнодорожного подвижного состава с экипажем (вагонной и локомотивной тяги) N... /ЦДМВ от 27 февраля 2018 года. Таким образом, АО "Башкортостанская ППК" является субъектом транспортной инфраструктуры, использующим ТС на ином законном основании, в связи с чем, его обязанности при использовании ТС определяются договором аренды и иными связанными с его исполнением сторонами документами.
Согласно п. 4.2.5 договора аренды железнодорожного подвижного состава с экипажем N... /ЦДМВ от 27 февраля 2018 года Арендодатель (ОАО "РЖД" в лице Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава) обеспечивает проведение оценки уязвимости ТС, а также, согласно п.2.1.3 Соглашения о сотрудничестве от 28 февраля 2018 года N... (далее Соглашение N... ) между ОАО "РЖД" и АО "Башкортостанская ППК", где ОАО "РЖД" принимает на себя обязанность по разработке и утверждению Планов обеспечения транспортной безопасности (далее - ПОТБ) на каждый подвижной состав (группу ТС). Обязанности АО "Башкортостанская ППК" в части обеспечения транспортной безопасности арендованных ТС определены также п. 2.2.2 Соглашения N... АО "Башкортостанская ППК" реализует в период нахождения ТС в рейсе, на утвержденных маршрутах мероприятия, предусмотренные ПОТБ.
Положение (инструкция) о пропускном и внутриобъектовом режимах на ТС АО "Башкортостанская ППК", копии единых видов пропусков, действительных для прохода, проезда физических лиц или перемещения материально-технических объектов в перевозочный сектор зоны транспортной безопасности, и (или) технологический сектор зоны транспортной безопасности, и (или) на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), а также порядок их применения, уничтожения и допуска владельцев с учетом Правил допуска на ТС разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры и является составной частью ПОТБ ТС.
13 июня 2018 года ПОТБ направлен Куйбышевской дирекцией моторвагонного подвижного состава на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта. ПОТБ ТС АО "Башкортостанская ППК" в настоящее время не утвержден. По этой причине в АО "Башкортостанская ППК" отсутствуют: Положение (инструкция) о пропускном и внутриобъектовом режимах на ТС АО "Башкортостанская ППК" и копии единых видов пропусков.
В соответствии с п.п.2.2.1. Соглашения N... АО "Башкортостанская ППК" принимает на себя обязанность и ответственность при обеспечении транспортной безопасности ТС в период нахождения в рейсе.
18 июля 2018 года помощником Пензенского транспортного прокурора юристом 2 класса ФИО8 по заданию Приволжской транспортной прокуратуры проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности на ТС АО "Башкортостанская ППК" в Пензенском регионе.
Проверкой установлено, что в нарушении п.п. 32 п. 5 Требований N 495 в АО "Башкортостанская ППК" отсутствуют единые виды пропусков, действительных для прохода, проезда физических лиц или перемещения материально-технических объектов в перевозочный сектор зоны транспортной безопасности, и (или) технологический сектор зоны транспортной безопасности, и (или) на критические элементы транспортного средства, а также порядок их применения, уничтожения и допуска владельцев с учетом Правил допуска на транспортное средство согласно приложению.
Факт нарушения законодательства о транспортной безопасности АО "Башкортостанская ППК" выявлен в ходе проведения проверки 18 июля 2018 года (акт о результатах проверки исполнения законодательства о транспортной безопасности на объектах АО "Башкортостанская ППК" в Пензенском транспортном регионе от 18 июля 2018 года Пензенского транспортного прокурора).
Учитывая тот факт, что субъектом транспортной инфраструктуры является перевозчик (АО "Башкортостанская ППК") при нахождении в аренде у перевозчика ТС по договору аренды, то реализация п.п. 9 Требований N 495 в части утверждения в течение одного месяца со дня утверждения результатов оценки уязвимости ТС организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ТС, в частности Положение (инструкцию) о пропускном и внутри объектовом режимах на используемых ином законном основании ТС АО "Башкортостанская ППК", включающее в том числе раздел порядка выдачи пропусков, уничтожения аннулированных пропусков и пропусков с истекшим сроком действия, относится непосредственно к АО "Башкортостанская ППК". Положение (инструкция) о пропускном и внутри объектовом режимах на используемых ином законном основании ТС АО "Башкортостанская ППК" в период нахождения ТС в рейсе от АО "Башкортостанская ППК" в адрес Куйбышевской дирекции моторвагонного подвижного состава не направлялось".
Таким образом, при проведении административного расследования установлено, что субъектом транспортной инфраструктуры юридическим лицом - АО "Башкортостанская ППК" повторно нарушены требования по обеспечению транспортной безопасности в АО "Башкортостанская ППК" отсутствуют единые виды пропусков, действительных для прохода, проезда физических лиц или перемещения материально-технических объектов в перевозочный сектор зоны транспортной безопасности, и (или) технологический сектор зоны транспортной безопасности, и (или) на критические элементы транспортного средства, а также порядок их применения, уничтожения и допуска владельцев с учетом Правил допуска на транспортное средство согласно приложению, что является нарушением п.п. 32 п. 5 Требований N 495.
Исходя из вышеизложенного следует, что юридическое лицо - АО "Башкортостанская ППК" допустило повторное совершение административного правонарушения.
Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения АО "Башкортостанская ППК" к административной ответственности по ч. 2 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у юридического лица АО "Башкортостанская ППК", являющегося субъектом транспортной инфраструктуры, имелась возможность для соблюдения законодательства в области транспорта, за нарушение которого ст. 11.15.1 КАП РФ предусмотрена административная ответственность, однако Общество не проявило необходимой степени заботливости и осмотрительности, при которых должна осуществляться деятельность по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и, которая требовалась для соблюдения установленных законодательством требований в указанной сфере.
Деяние обоснованно было квалифицировано как повторное применительно к нормам п. 2 ч. 1 ст. 4.3 и ст. 31.9 КоАП РФ.
Доводы жалобы по существу повторяют доводы, являвшиеся предметом проверки в суде первой инстанции, отклоненные по убедительны мотивам, приведенным в обжалуемом судебном акте, с которыми нет никаких оснований не согласиться.
Административное наказание назначено лица АО "Башкортостанская ППК" в пределах санкции ч. 2 ст. 11.15.1 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности по делу не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления судьи, по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
решила:
решение судьи Демского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 18 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 11.15.1 КоАП РФ, в отношении акционерного общества "Башкортостанская пригородная пассажирская компания", оставить без изменения, жалобу генерального директора акционерного общества "Башкортостанская пригородная пассажирская компания" Поляева И.Г. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г.Б. Соболева
Справка: судья Верещак Г.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.