Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Соболева Г.Б., при секретаре Хасанове Р.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы администрации сельского поселения адрес сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан Хамиева И.И. на решение судьи Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан от дата, которым
постановление государственного инспектора, главного специалиста-эксперта Нефтекамского территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО2 N... от 10 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении администрации сельского поселения адрес сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан, изменено, назначенное наказание в виде административного штрафа снижено до 50 000 рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения,
УСТАНОВИЛА:
постановлением государственного инспектора, главного специалиста-эксперта Нефтекамского территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО2 N... от 10 июля 2018 года администрация сельского поселения адрес сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан (далее АСП адрес сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан, Администрация) привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 101 000 рублей.
Судьей Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан по жалобе главы АСП адрес сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан ФИО3 принято вышеуказанное решение.
Не согласившись с постановлением государственного инспектора, главного специалиста-эксперта Нефтекамского территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО2 N... от 10 июля 2018 года и решением судьи Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан от 23 августа 2018 года, глава АСП адрес сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан ФИО3 обратился с жалобой в Верховный Суд Республики Башкортостан, в которой просит принятые по делу решения отменить, признать совершенное правонарушение малозначительным.
В судебное заседание глава АСП адрес сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан ФИО3, представитель Нефтекамского территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно, надлежащим образом. При данных обстоятельствах считаю возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
В соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.09.2011 N 721 утвержден Порядок учета в области обращения с отходами, который устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах. Учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период. Данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обеспечивают полноту и достоверность учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
В соответствии со ст. 73 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с законодательством.
В силу ст. 15 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I-IV классов опасности.
Ответственность за допуск работников к работе с отходами I-IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.
Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, осуществляются в соответствии с законодательством об образовании.
Согласно материалов дела, Нефтекамским территориальным комитетом Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан (далее - Нефтекамский ТК Минэкологии РБ, Комитет) 05 июля 2018 года в 15 часов 00 минут была осуществлена плановая выездная проверка соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды в отношении АСП адрес сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан.
В соответствии с отчетом по форме N 2-ТП (отходы) за 2017 год в результате деятельности Администрации следующие виды отходов производства и потребления:
III класс опасности - отходы минеральных масел моторных (код по ФККО -40611001313), всего 0,008 тонн; фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные (код по ФККО - 92130201523), всего 0,003 тонн;
IV класс опасности - мусор от офисных и бытовых помещений организации несортированный (исключая крупногабаритный) (код по ФККО- 73310001724), всего 0,1192 тонн;
V класс опасности - смет с территории предприятия практически не опасный (код по ФККО- 73339002715), всего- 0,500 тонн.
Отходы Администрации образуются в результате чистки и уборки нежилых помещений, чистки и уборки территории администрации, технического обслуживания автотранспорта.
На прием и размещение отходов производства и потребления на 2017 год составлен договор Администрации с ООО "... " от дата N.., на 2018 год - с ООО "... (договор N... /ТКО/18 от дата), на вывоз отходов в 2017 году составлен договор с МУП "... " от дата N.., на вывоз отходов производства и потребления за 2018 год составлен договор с ООО "... " (договор N... Д/ТКО/2018 на транспортировку ТКО от дата). Для обезвреживания отходов минеральных масел моторных и фильтров очистки масла автотранспортных средств отработанные составлен договор N Н2/051 с ООО "... ".
Своих пунктов размещения отходов производства и: потребления, пунктов обезвреживания отходов Администрация не имеет.
По результатам проверки выявлены следующие нарушения:
- лицо, допущенное к сбору, накоплению отходов I-IV классов опасности, имеющее документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности отсутствует (не назначено), что является нарушением п.1 ст.15 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
- документы, подтверждающие передачу отходов для размещения ООО "... ", для транспортировки - МУП "... ", для транспортировки ООО "... ", для обезвреживания - ООО "... " у Администрации отсутствуют, учет образовавшихся, переданных другим лицам отходов потребления в соответствии с Порядком учета не ведется, что является нарушением ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01 сентября 2011 года N 721.
Факт совершения административного правонарушения и виновность АСП адрес сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, подтверждается совокупностью представленных по делу доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении N 10 от 05 июля 2018 год; объяснением ФИО4 от дата; отчетом формы N... -ТП (отходы); актом проверки N... от дата; распоряжением о проведении плановой выездной проверки от дата N... (л.д. 37-39, 40), актом проверки N... от дата, другими материалами дела.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о виновности АСП адрес сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
При рассмотрении дела судьей районного суда на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения указанного выше административного правонарушения и сделан обоснованный вывод о доказанности вины АСП адрес сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан в его совершении.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что Администрацией приняты все зависящие от нее меры по соблюдению вышеприведенных требований закона.
С учетом изложенного, суд пришел к правомерному выводу о наличии в действиях АСП адрес сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан состава вмененного административного правонарушения.
Доводы, изложенные в жалобе, с учетом установленных фактических обстоятельств по делу, на выводы о наличии в действиях АСП адрес сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ, не влияют, отмену постановленных в отношении Администрации актов не влекут.
Содержащееся в жалобе утверждение о малозначительности совершенного административного правонарушения является несостоятельным.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснено в абз. 3 п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Применение ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда. Малозначительность правонарушения является оценочной категорией, требующей установления фактических обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения спора по существу.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в связи с чем отсутствие вреда и не наступление в результате допущенных нарушений последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния.
Совершенное Администрацией административное правонарушение создает угрозу причинения вреда неопределенному кругу лиц и окружающей среде в результате несоблюдения экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, в связи с чем оснований для признания его малозначительным и освобождения юридического лица от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
Административное наказание АСП адрес сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан назначено должностным лицом в пределах санкции ст. 8.2 КоАП РФ, судьей районного суда обоснованно снижено с применением ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного административного правонарушения, наличия смягчающего и отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Существенных нарушений процессуальных норм должностным лицом, судьей районного суда не допущено, в связи с чем, обжалуемые постановление должностного лица, решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛА:
постановление государственного инспектора, главного специалиста-эксперта Нефтекамского территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО2 N... от 10 июля 2018 года и решение судьи Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан от 23 августа 2018 года по делу об административном нарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении администрации сельского поселения адрес сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан, оставить без изменения, жалобу главы администрации сельского поселения адрес сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан ФИО3 - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г. Б. Соболева
Справка: судья Галяутдинов Р.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.