Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Милютина В.Н,
судей: Субхангулова А.Н,
Фахретдиновой Р.Ф,
при секретаре Аминеве И.Р,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации ГО г.Уфа РБ - Осиповой Р.Р. на решение Орджоникидзевского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 19 октября 2018 года,
Заслушав доклад судьи Милютина В.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Орджоникидзевского района г. Уфы обратился в суд в интересах Ларионова К.А. с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан об обязании предоставить Ларионову К.А, 5 июня 2000 года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в черте города Уфы РБ, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв.м. и заключить с ним договор найма специализированного помещения, сроком на 5 лет.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Орджоникидзевского района г. Уфы проведена проверка по обращению Ларионова К.А, об оказании помощи по предоставлению жилья как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Установлено, что мать заявителя Гареева Н.В. по решению Орджоникидзевского районного суда г. Уфы от 24 июля 2007 г. лишена родительских прав, отец Ларионов А.В. также лишен родительских прав 5 июля 2007 г. по решению Калининского районного суда г. Уфы. С 2006 г. Ларионов К.А. находился под опекой бабушки. Заявитель в 2018 году окончил МБОУ "Центр образования N 76" ГО г. Уфа. Собственного жилья он не имеет. Распоряжением главы Администрации Орджоникидзевского района ГО г. Уфа РБ от 11 августа 2017 года N 818-р Ларионов К.А. принят на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда. В нарушение требований законодательства Ларионову К.А. до настоящего времени Администрацией городского округа г. Уфа РБ не предоставлено жилое помещение в виде жилого дома или квартиры, благоустроенного применительно к условиям данного населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Ссылаясь на данные обстоятельства, просил обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрацию Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить Ларионову К.А, 5 июня 2000 года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в черте города Уфы РБ, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв.м. и заключить с ним договор найма специализированного помещения, сроком на 5 лет.
Судом вынесено приведенное выше решение, которым исковые требования прокурора Орджоникидзевского района города Уфы, в интересах Ларионова К.А, к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключении договора найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет удовлетворены. Постановлено обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить Ларионову КА, 5 июня 2000 года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в черте города Уфы РБ, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв.м. и заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения, сроком на 5 лет.
В удовлетворении исковых требований прокурора Орджоникидзевского района г. Уфы в интересах Ларионова К.А. к Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить договор найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет отказано.
Не согласившись с решением суда, представитель Администрации ГО г. Уфа РБ - Осипова Р.Р. в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене данного решения ввиду его незаконности и необоснованности, указывая, что обеспечение данной категории граждан зависит от выделения лимитов из бюджета Республики Башкортостан городскому округу г. Уфа РБ на приобретения жилья, которые н6е были выделены.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили, в связи с чем, на основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно положений ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, выслушав прокурора Замалетдиновой Л.И, полагавшей решение законным, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Специальным законом, определяющим общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ).
Пунктом 1 ст. 8 указанного Федерального закона определено, что такой категории граждан органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В целях реализации названных выше полномочий органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации формируется список указанных лиц (пункт 3 этой же нормы).
Предусмотренный Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, содержит указание на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Из приведенных предписаний федерального законодательства следует, что жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться указанным гражданам именно по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, то есть после обращения с соответствующим заявлением незамедлительно.
В соответствии с ч. 2 ст. 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п.14.2 ч.2 ст.26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Предусмотренный Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, содержит указание на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством РБ и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан.
Пунктом 1 ст.1 Закона РБ от 28.12.2005 г. N 260-з (в редакции от 18 сентября 2015г.) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в ст. 2 настоящего Закона, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
В соответствии со ст. 8 закона РБ от 27.10.1998 г. N 188-з "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" республиканский орган исполнительной власти, осуществляющий управление в сфере образования, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с частью 1 настоящей статьи.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Ларионов К.А. родился 5 июня 2000 г, согласно свидетельству о рождении I-AP N 500603, выданного 31 августа 2000 г, в графе мать указана Гареева НВ, отцом указан Ларионов КА.
Решением Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 24 июля 2007 года мать Ларионова К.А. - Гареева Н.В. лишена родительских прав (л.д. 26). 5 июля 2007 г. решением Калининского районного суда г. Уфы отец Ларионов А.В. лишен родительских прав (л.д.29-30).
Постановлением главы администрации Орджоникидзевского района г. Уфы N 1278 от 24 ноября 2006 г. Гареева З.Г. назначена опекуном Ларионова К.А.
Согласно выписке из распоряжения главы Администрации Орджоникидзевского района городского округа г. Уфы РБ от 11 августа 2017 года N 818р Ларионов К.А. поставлен на учет для получения жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Ларионов К.А. в 2018 году окончил муниципальное общеобразовательное учреждение "Центр образования N 76" ГО г. Уфа. Данное обстоятельство подтверждается аттестатом о среднем образовании N 00204000036165 от 23 июня 2018 г.
Ларионов К.А. собственником объектов недвижимости не является, что подтверждается справкой ГУП БТИ Республики Башкортостан, уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Ларионов К.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включен в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, по договорам найма специализированного жилого помещения, жилое помещение ему не предоставлено, и пришел к выводу о том, он имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору найма, а обязанность по предоставлению жилого помещения Ларионову К.А. должна быть возложена на Администрацию городского округа город Уфа РБ.
Судебная коллегия указанные выводы суда находит правильными, поскольку они основаны на установленных в судебном заседании фактических обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Материалами дела подтверждается, что Ларионов К.А. нуждается в жилом помещении, обстоятельств, освобождающих ответчика от исполнения обязанности предоставить жилое помещение Ларионову К.А. не установлено.
Разрешая спор, руководствуясь приведенными нормами права, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что обязанность обеспечения Ларионова К.А. жилым помещением должна быть возложена на Администрацию городского округа город Уфа РБ, поскольку порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому обязанность обеспечения Ларионова К.А. жилым помещением из муниципального фонда может быть возложена на Администрацию городского округа город Уфа РБ, при условии наделения его в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
При этом суд правильно не принял во внимание доводы о недостаточности финансирования и наличии очередности в предоставлении жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, поскольку сами по себе эти обстоятельства не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований, так как не влияют на правовые основания разрешения спора. Право Ларионова К.А. на данную меру государственной поддержки никем не оспаривается.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют правовую позицию Администрации городского округа город Уфа РБ, выраженную в суде первой инстанции, и не могут повлечь отмену решения в силу того, что постановленное решение не предполагает предоставление жилого помещения за пределами предоставленного органу местного самоуправления на данные цели финансирования либо в первоочередном порядке в нарушение существующей очереди.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции постановилзаконное и обоснованное решение, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Орджоникидзевского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 19 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации ГО г.Уфа РБ - Осиповой Р.Р, оставить без удовлетворения.
Председательствующий: В.Н. Милютин
Судьи: А.Н. Субхангулов
Р.Ф. Фахретдинова
Справка: судья Легостаева А.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.