Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Осетровой З.Х.
судей Нурисламова Ф.Т.
Портновой Л.В.
при секретаре Рахматуллине И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан на решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 04 сентября 2018 года, которым постановлено:
административный иск Батырова Р. С. к Администрации ГО адрес о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, признании незаконным бездействия по не рассмотрению жалобы, обязании устранить нарушения удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Администрации ГО адрес в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по ориентиру: адрес, в районе кинотеатра "Октябрь", площадь образуемого земельного участка 222 кв.м. с видом разрешенного использования земельного участка: Общественное питание (код 4.6).
Обязать Администрацию городского округа адрес утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по ориентиру: адрес, в районе кинотеатра "Октябрь", западнее земельного участка с кадастровым номером N.., площадь образуемого земельного участка 222 кв.м. с видом разрешенного использования земельного участка: Общественное питание (код 4.6).
В удовлетворении требований о признании незаконным бездействия Администрации ГО г. Салават по не рассмотрению жалобы Батырова Р.С. от 03 мая 2018 года отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Портновой Л.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Батыров Р.С. обратился в суд с административным иском к Администрации ГО г. Салават о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, признании незаконным бездействия по не рассмотрению жалобы, возложении обязанности устранить нарушения.
В обоснование иска указал, что 15 февраля 2018 года он подал в Администрацию городского округа адрес заявление об утверждении "схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории", расположенного по ориентиру: адрес, адрес, площадь образуемого земельного участка 222 кв.м, с видом разрешенного использования земельного участка: Общественное питание (код 4.6). К данному заявлению была приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Из письма отдела архитектуры и градостроительства Администрации ГО адрес РБ от 03.04.2018г. ему стало известно, что дата Комиссия по землепользованию и застройке городского округа адрес Республики Башкортостан Отдела архитектуры и градостроительства Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан рассмотрела его обращение от дата об утверждении "Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории". Согласно выписке из протокола Комиссии по землепользованию и застройке городского округа адрес N... от дата было принято решение - Батырову Р.С. отказать в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по ориентиру: адрес, в районе кинотеатра "Октябрь", площадь образуемого земельного участка 222 кв.м, с видом разрешенного использования земельного участка: Общественное питание (код 4.6).
Не согласившись с данным решением, дата им подана жалоба на имя Главы Администрации ГО адрес. До настоящего времени мотивированного ответа на его заявление, а также жалобу не поступило. Считает, что данным бездействием нарушены его права, свободы и законные интересы на получение в пользование участка земли на основании арендного соглашения.
Батыров Р.С. просил признать незаконным отказ Комиссии по землепользованию и застройке городского округа адрес Республики Башкортостан Отдела архитектуры и градостроительства Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан от дата на обращение Батырова Р. С. от дата об утверждении "Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории", расположенного по ориентиру: адрес, площадь образуемого земельного участка 222 кв.м, с видом разрешенного использования земельного участка: Общественное питание (код 4.6); признать незаконным бездействие Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан по не рассмотрению его жалобы от 03.05.2018г.; обязать Администрацию городского округа адрес устранить допущенное нарушено, согласовать предоставление земельного участка, и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории по ориентиру: Российская Федерация, адрес, западнее земельного участка с кадастровым номером N...
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации городского округа адрес Республики Башкортостан - ФИО4 просит решение суда отменить, принять новое об отказе в удовлетворении административных исковых требований, указывая в обосновании доводов, что образуемый земельный участок с условным обозначением N.., проектируемой площадью 222 кв.м, согласно карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки городского округа адрес Республики Башкортостан (далее - Правила землепользования и застройки), утвержденных решением Совета городского округа адрес Республики Башкортостан от дата N... расположен в зоне для многофункциональной общественно-деловой застройки городского значения ОД-1/9, выделенной для обеспечения правовых условий использования земельных участков и объектов капитального строительства деловых, общественных, культурных, обслуживающих и коммерческих видов использования городского значения с возможностью сочетания с жилой застройкой.
Согласно Приказу Минэкономразвития РФ от дата N... вид использования земельного участка "Общественное питание" (код 4.6) предусматривает размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары) (в ред. Приказа Минэкономразвития России от дата N... ).
Решением Совета городского округа адрес Республики Башкортостан от дата N... утверждены Нормативы градостроительного проектирования городского округа адрес Республики Башкортостан (далее - Нормативы градостроительного проектирования).
В соответствии с подпунктом 2.4.1 пункта 2.4 Нормативов градостроительного проектирования, общественно-деловые зоны следует формировать как единую систему обслуживания на территории городского округа, включающую центры республиканского, общегородского и районного значений. Учреждения и предприятия обслуживания всех видов и форм собственности следует размещать в соответствии с Генеральным планом, документацией по планировке и межеванию территории и с учетом градостроительной ситуации, планировочной структуры селитебной территории в целях создания единой системы обслуживания.
Согласно карте градостроительного зонирования в части границ зон охраны объектов культурного наследия и границ зон особого регулирования градостроительной деятельности (приложение N... Правил землепользования и застройки) на запрашиваемую территорию установлена охранная зона объектов культурного наследия, в связи с тесным расположением объекта культурного наследия адрес Республики Башкортостан - памятного знака на пути следования отряда Салавата Юлаева на соединение с войсками Емельяна Пугачева (памятное историческое место, 1977 г. возведения).
Кроме того, апеллянт указывает, что предложенная для утверждения схема расположения земельного участка разработана также с нарушением требований пункта 1 статьи 11.9 ЗК РФ, что является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка в соответствии с подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Частью 80.3 статьи 80 Правил землепользования и застройки установлены градостроительные регламенты общественно-деловых зон в части предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Минимальные и максимальные параметры земельных участков объектов обслуживания населения для территориальных зон ОД-1, ОД-2, ОД-3, ОД-4, ОД-5 определяются проектом планировки, проектом межевания согласно техническим регламентам (а вплоть до их вступления в установленном порядке в силу - нормативным техническим документам в части, не противоречащей Федеральному закону от дата N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и Градостроительному кодексу Российской Федерации), региональными и местными нормативами градостроительного проектирования.
Так согласно подпункту дата пункта 2.4 Нормативов градостроительного проектирования, размер земельного участка, предоставляемого для зданий общественно-деловой зоны, определяется по Нормативам, приведенным в приложении N... или по заданию на проектирование. Расчет площади земельных участков для объектов обслуживания районного и городского значений производится в соответствии с приложением N...
Приложением N... к Нормативам градостроительного проектирования установлены нормы расчета учреждений и предприятий обслуживания, и размеры земельных участков, и радиусы обслуживания населения на территории городского округа, носящие обязательный характер.
Согласно Приложению N... для предприятий общественного питания при числе мест 100 на 1000 человек размер земельного участка в должен составлять: 0,2-0,25 гектара для предприятий до 50 мест; 0,15-0,2 гектара для предприятий от 50 до 150 мест; 0,1 гектар для предприятий свыше 150 мест.
Между тем, площадь земельного участка с условным номером N... составляет 222 кв. м, что равно 0,0222 гектарам и значительно меньше требуемого размера земельного участка для предприятий общественного питания в соответствии с Нормативами градостроительного проектирования.
Разработка схемы расположения земельного участка с условным номером 02:59:070302:ЗУ1, площадью 222 кв. м. осуществлена с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам, что в соответствии с пунктом 16 ЗК РФ является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Кроме того, судом не учтено, что на земельном участке с условным номером 02:59:070302:ЗУ 1 имеются древесные насаждения, в количестве 5 штук, что также нашло отражение в схеме расположения земельного участка.
Согласно определению Салаватского городского суда РБ от дата Администрации ГО адрес РБ запрещено осуществлять до завершения лесоустроительных работ и утверждения лесохозяйственного регламента осуществлять выдачу разрешений на проведение вырубки древесно-кустарниковой растительности на землях городского округа адрес Республики Башкортостан, за исключением аварийных и создающих угрозу падения, санитарной обрезки, в целях проведения аварийно-спасательных работ, создающих угрозу функционирования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, на землях индивидуального жилищного строительства.
Между тем, проведение каких-либо строительных работ без вырубки древесных насаждений на испрашиваемом земельном участке не представляется возможным.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, об отложении дела слушанием не просили. В связи с чем, судебная коллегия на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) признает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного решения по правилам статьи 308 КАС РФ, заслушав представителя администрации городского округа адрес Республики Башкортостан - ФИО5, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда от дата N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Рассмотрев настоящее дело в апелляционном порядке, судебная коллегия признает, что принятое по делу решение суда не в полной мере отвечает требованиям статьи 176 КАС РФ.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом первой инстанции установлено, что дата Батыров Р.С. обратился в Администрацию ГО адрес с заявлением об утверждении "Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории", расположенного по ориентиру: адрес, площадь образуемого земельного участка 222 кв.м, с видом разрешенного использования земельного участка: Общественное питание (код 4.6) с приложением схемы.
дата исх. N... письмом главного архитектора Отдела архитектуры и градостроительства Администрации ГО г. Салават Батырову Р.С. сообщено, что утвержден проект постановления "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по ориентиру: Российская Федерация, адрес, западнее земельного участка с кадастровым номером 02:59:070302:43" и направлен на согласование со структурными подразделениями Администрации ГО адрес.
дата исх. 180342 письмом главного архитектора Отдела архитектуры и градостроительства Администрации ГО г. Салават Батырову Р.С. сообщено, что Комиссией по землепользованию и застройке городского округа г. Салават было принято решение отказать в утверждении вышеуказанной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, что подтверждается также выпиской из протокола заседания Комиссии.
Разрешая административный спор, учитывая, что ответчиками не представлены доказательства, свидетельствующие о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка, отсутствие законных оснований для отказа в утверждении схемы, отсутствие в настоящее время утвержденного проекта межевании, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении иска в части признания незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, поскольку в обжалуемом административным истцом решении не приведены, предусмотренные частью 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
В удовлетворении иска в части признания незаконным бездействия по не рассмотрению жалобы административного истца от 03.05.2018г. судом отказано, поскольку жалоба рассмотрена и Батырову Р.С. дан ответ 31.05.2018г. N...
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда в части удовлетворения требований Батырова Р.С. о признания незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В административном исковом заявлении Батыров Р.С. просил обязать Администрацию городского округа адрес согласовать предоставление земельного участка и утвердить схему расположения земельного участка.
В соответствии со статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства. Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
В силу части 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подача заявления о предоставления земельного участка и утверждение схемы расположения земельного участка предполагает предоставление заявителю испрашиваемого земельного участка в аренду без проведения торгов.
Подпунктом 3 пункта 1 ст. 39.1 ЗК РФ предусмотрена возможность предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
При этом в соответствии с ч. 1 ст. 39.6 ЗК РФ по общему правилу договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах.
Частью 2 указанной статьи предусмотрены случаи заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, что является исключением из общего правила.
Вместе с тем с учетом вышеприведенных положений законодательства истец не имеет права на предоставление ему в аренду земельного участка без проведения торгов.
Фактически действия Батырова Р.С. направлены на оформление земельного участка в обход процедуры торгов, предусмотренных действующим земельным законодательством.
Кроме того, согласно части 2 статьи 3.1 Федерального закона N 73-ФЗ в территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда (далее также - земли), водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц.
В соответствии с п. 2 ст. 34 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25.06.2002 N 73-ФЗ в охранной зоне устанавливается особый режим использования земель, ограничивающих хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранении и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Согласно п. 2 ст. 35 названного Закона проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.
Сведения о границах территории объекта культурного наследия, об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в границах территории объекта культурного наследия, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений, указанных в настоящем пункте, не является основанием для несоблюдения требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, установленных земельным законодательством Российской Федерации и статьей 5.1 настоящего Федерального закона (абзац 2 части 7 статьи 3.1 Федерального закона N 73-ФЗ).
Согласно карте градостроительного зонирования в части границ зон охраны объектов культурного наследия и границ зон особого регулирования градостроительной деятельности (приложение N 4 Правил землепользования и застройки, утвержденных решением Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан от 05.02.2016 г. N 3-54/638) на запрашиваемую территорию установлена охранная зона объектов культурного наследия, в связи с тесным расположением объекта культурного наследия г. Салават Республики Башкортостан - памятного знака на пути следования отряда Салавата Юлаева на соединение с войсками Емельяна Пугачева (памятное историческое место, 1977 г. возведения).
Кроме того, требования к образуемым и измененным земельным участкам установлены в статье 11.9 Земельного кодекса РФ.
Согласно пункту 1 указанной нормы предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Решением Совета городского округа г.Салават Республики Башкортостан от 17.12.2014 г. N3-40/497 утверждены нормативы градостроительного проектирования городского округа город Салават Республики Башкортостан.
Приложением N 5 к Нормативам градостроительного проектирования установлены нормы расчета учреждений и предприятий обслуживания, и размеры земельных участков, и радиусы обслуживания населения на территории городского округа, носящие обязательный характер.
Согласно Приложению N 5 для предприятий общественного питания при числе мест 100 на 1000 человек размер земельного участка в должен составлять: 0,2-0,25 гектара для предприятий до 50 мест; 0,15-0,2 гектара для предприятий от 50 до 150 мест; 0,1 гектар для предприятий свыше 150 мест.
Между тем, площадь земельного участка земельного участка с условным номером N... составляет 222 кв. м, или 0,0222 гектара, что значительно меньше требуемого размера земельного участка для предприятий общественного питания в соответствии с Нормативами градостроительного проектирования.
При таких обстоятельствах, в связи с неправильным применением судом норм материального права, решение суда в части удовлетворения требований Батырова Р.С. о признания незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, нельзя признать законным и обоснованным, в указанной части оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь ст. ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 04 сентября 2018 года отменить в части удовлетворения административных исковых требований Батырова Р. С. к Администрации ГО адрес о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, возложении обязанности устранить нарушения.
В отмененной части принять новое решение.
В удовлетворении требований Батырова Р. С. о признании незаконным отказа Администрации городского округа г.Салават в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по ориентиру: Республика Башкортостан, г. Салават, в районе кинотеатра "Октябрь", площадь образуемого земельного участка 222 кв.м. с видом разрешенного использования земельного участка: Общественное питание (код 4.6), возложении на Администрацию городского округа город Салават обязанности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по ориентиру: адрес", западнее земельного участка с кадастровым номером N.., площадь образуемого земельного участка 222 кв.м. с видом разрешенного использования земельного участка: Общественное питание (код 4.6) - отказать.
Председательствующий Осетрова З.Х.
Судьи Нурисламов Ф.Т.
Портнова Л.В.
Справка: судья Салимов И.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.