Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Нурисламова Ф.Т.
судей Гибадуллиной Л.Г.
Фахретдиновой Р.Ф.
при секретаре Идельбаеве З.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца Стовбур О.Н. на решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
административное исковое заявление Стовбур О.Н. к Министерству внутренних дел России по адрес о признании незаконным решения об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца и возложении обязанности на Министерство внутренних дел России по адрес устранить допущенные нарушения прав путем вынесения решения о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца - оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Гибадуллиной Л.Г, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Стовбур О.Н. обратилась в суд административным исковым заявлением к Министерству внутренних дел России по Республике Башкортостан о признании незаконным решение Министерства внутренних дел России по Республике Башкортостан N 6/6-6773 от 18 июня 2018 года об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца и возложении на ответчика обязанности устранить допущенные нарушения прав путем принятия решения о продлении ей статуса вынужденного переселенца, в обоснование заявленных требований указав следующее.
Административный истец Стовбур О.Н. имела статус вынужденного переселенца, однако решением МВД России по РБ N 6/6-6773 от 18 июня 2018 года в продлении статуса вынужденного переселенца ей было отказано на основании пп.1 пункта 5 статьи 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" в связи с тем, что вынужденный переселенец и (или) члены семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющие статуса вынужденного переселенца, являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения на территории Российской Федерации.
Административный истец Стовбур О.Н. полагает, что данным решением нарушены ее права, поскольку она получила статус вынужденного переселенца самостоятельно, а не как член семьи Абдуназаровой Г.А. Несмотря на то, что у последней имелся в собственности жилой дом, административный истец не проживает и не зарегистрирована в доме своей матери Абдуназаровой Г.А. Кроме того, Абдуназарова Г.А. состоит в браке с Абдуназаровым Х. и вышеуказанное недвижимое имущество является совместно нажитым имуществом в браке, в связи с чем принятое ответчиком решение N 6/6-6773 от 18 июня 2018 года об отказе в продлении Стовбур О.Н. статуса вынужденного переселенца является незаконным и необоснованным.
Судом принято приведенное выше решение.
Не согласившись с решением суда, административный истец Стовбур О.Н. подала апелляционную жалобу о его отмене и принятии по делу нового об удовлетворении заявленных ею требований, в обоснование доводов жалобы указав на то, что судом не опровергнуты доводы истца относительно того, что с дата она в составе семьи из одного человека состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Постановка на учет произведена как единственного лица (без членов семьи), имеющего статус вынужденного переселенца. Вывод суда о том, что у Стовбур О.Н. отсутствуют препятствия на проживание в жилом адрес, расположенном в адрес, несостоятелен, поскольку указанный дом является совместной собственностью супругов Абдуназаровой Г.М. (мать административного истца) и ее супруга и правом пользования жилым домом истец не обладает ввиду отсутствия согласия другого собственника жилья.
Учитывая, что лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, судебная коллегия, руководствуясь статьей 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), рассмотрела дело в их отсутствие.
Согласно части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Исследовав материалы административного дела, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 4 статьи 5 Федерального закона от дата N... "О вынужденных переселенцах", статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории России. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 9 указанного Федерального закона лицо утрачивает статус вынужденного переселенца в связи с истечением срока предоставления статуса в соответствии с пунктом 4 статьи 5 настоящего закона.
В соответствии с пунктами 9, 17 и 22 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия, утвержденного Приказом ФМС России от дата N.., решения о предоставлении статуса вынужденного переселенца и продлении срока его действия принимаются территориальным органом. Срок действия статуса переселенца не продлевается при отсутствии у вынужденного переселенца обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства в течение срока действия статуса вынужденного переселенца.
При этом обустройство вынужденных переселенцев на новом месте жительства по смыслу пункта 4 статьи 5 и статьи 7 Закона в первую очередь связано с обеспечением вынужденных переселенцев и членов их семьи жилыми помещениями для постоянного проживания. Порядок такого обустройства определяется Положением о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N...
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона N... вынужденный переселенец имеет право самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации. Вынужденный переселенец может в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади.
В Федеральном законе от дата N... "О вынужденных переселенцах" не указан конкретный перечень обстоятельств, при которых срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается.
Срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца при наличии одновременно следующих оснований: вынужденный переселенец и/или члены семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющие статуса вынужденного переселенца, не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения на территории Российской Федерации; неполучение вынужденным переселенцем и/или членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, денежной компенсации за утраченное жилье; неполучение вынужденным переселенцем и/или членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья до дата; неполучение вынужденным переселенцем и/или членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, безвозмездной субсидии на строительство (приобретение) жилья до дата; неполучение вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, социальной выплаты на приобретение/строительство, восстановление/ жилого помещения; неполучение вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, в установленном законодательством Российской Федерации порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на строительство/приобретение жилого помещения; не предоставление вынужденному переселенцу и/или членам семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющим статуса вынужденного переселенца, в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для
строительства жилого дома.
Членами семьи вынужденного переселенца признаются: проживающие с ним независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца его супруга (супруг), дети и родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, ведущие с ним общее хозяйство с даты регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи вынужденного переселенца в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что с дата Абдуназаровой Г.А. и членам ее семьи Абдуназарову Х. и Стовбур О.Н. присвоен статус вынужденного переселенца. В связи с совершеннолетием Стовбур О.Н. ей выдано удостоверение вынужденного переселенца. Она зарегистрирована под одним номером учетного дела, как и ее мать Абдуназарова Г.А. и проходила переучет как в течение 5-летнего срока статуса вынужденного переселенца, так и далее при его продлении.
06 ноября 2011 года в собственность Абдуназаровой Г.А. оформлен жилой дом площадью 104,4 кв.метра в адрес Республики Башкортостан по адресу: адрес, а дата на основании договора купли-продажи Абдуназаровой Г.А. приобретен в собственность земельный участок по тому же адресу.
Судом также установлено, что Абдуназарова Г.А. (мать Стовбур О.Н.) с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца, после оформления права собственности на жилой дом не обращалась.
Отказывая Стовбур О.Н. в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным решения МВД России по РБ о признании незаконным решения об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, суд первой инстанции исходил из того, что у административного истца на день принятия оспариваемого решения об отказе в продлении срока статуса вынужденного переселенца в силу обеспечения матери Стовбур О.Н. - Абдуназаровой Г.А. жильем для постоянного проживания, отсутствуют обстоятельства, препятствующие ей в обустройстве на месте жительства, поскольку истец имеет право пользования жилым помещением, принадлежащем на праве собственности члену семьи - матери административного истца.
Таким образом, у административного истца отсутствуют препятствия в обустройстве на новом месте жительства, и она не может претендовать на продление статуса вынужденного переселенца и, соответственно, дальнейшее улучшение ее жилищных условий должно осуществляться на общих основаниях в порядке, предусмотренном действующим жилищным законодательством для граждан Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований Стовбур О.Н.
Доводы апелляционной жалобы истца в основном повторяют его правовую позицию, в связи с чем по существу направлены на иное толкование норм действующего законодательства и переоценку доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, и не содержат каких-либо подтверждений, которые могли бы послужить основаниями для принятия судом иного решения, а потому не могут быть положены в основу отмены решения суда. В своем решении суд оценил достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Оснований для иной оценки доказательств, представленных при разрешении спора, судебная коллегия не усматривает.
Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено, ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит. При таком положении оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется, в связи с чем апелляционная жалоба подлежит отклонению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу Стовбур О.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий Нурисламов Ф.Т.
Судьи Гибадуллина Л.Г.
Фахретдинова Р.Ф.
справка: судья Максютов Р.З.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.