ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
N 44а-2193/18
г. Уфа 12 ноября 2018 года
Исполняющий обязанности Председателя Верховного Суда Республики Башкортостан Юлдашев Р.Х, рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении (дело поступило 12 октября 2018 года) жалобу начальника отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения Отдела МВД России по Давлекановскому району ФИО8. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 2 по Давлекановскому району и г. Давлеканово Республики Башкортостан, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 1 по Давлекановскому району и г. Давлеканово Республики Башкортостан, от 14 февраля 2018 года и решение судьи Давлекановского районного суда Республики Башкортостан от 27 апреля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы сельского поселения Раевский сельсовет муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан Шайхутдинова р.х,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 2 по Давлекановскому району и г. Давлеканово Республики Башкортостан, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 1 по Давлекановскому району и г. Давлеканово Республики Башкортостан, от 14 февраля 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Давлекановского районного суда Республики Башкортостан от 27 апреля 2018 года, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении главы сельского поселения Раевский сельсовет муниципального района (далее - МР) Давлекановский район Республики Башкортостан Шайхутдинова Р.Х. прекращено на основании ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью правонарушения, с объявлением устного замечания.
Не согласившись с вынесенными по делу судебными постановлениями, начальник отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения Отдела МВД России по Давлекановскому району ФИО10 обжалует их в Верховный Суд Республики Башкортостан в порядке ст. 30.12 КоАП РФ, просит отменить, ссылаясь на незаконность и необоснованность.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ).
В соответствии с п. 6 ст. 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно п. 12 ст. 3 Федерального закона N 257-ФЗ содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Статьей 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
На основании п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года N 1090 "О Правилах дорожного движения" (далее - Основные положения), должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, в том числе, содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены ГОСТом Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 года N 221. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
В соответствии с п. 3.1.6 ГОСТа Р 50597-93 нормативные сроки окончания снегоочистки принимаются с момента окончания снегопада или метели до момента завершения работ и составляют не более 6 часов.
Как следует из материалов дела, 26 января 2018 года в 11 часов 43 минуты на ул. Каримова д. Раево Давлекановского района Республики Башкортостан Шайхутдинов Р.Х, являясь должностным лицом - главой сельского поселения Раевский сельсовет МР Давлекановский район РБ, нарушил п. 3.1.6 ГОСТа Р 50597-93, в зимний период своевременно не обработал указанный участок противогололедным материалом.
Данные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в частности:
протоколом об административном правонарушении от 26 января 2018 года, составленным с участием Шайхутдинова Р.Х. (л.д. 4);
рапортом инспектора ДН ОГИБДД ОМВД России по Давлекановскому району ФИО11. от 26 января 2018 года (л.д. 8);
фотографиями (л.д. 9);
актом о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от 26 января 2018 года (л.д. 10);
решением Совета сельского поселения Раевский сельсовет МР Давлекановский район РБ об избрании главы сельского поселения N 06 от 28 сентября 2015 года (л.д. 11);
уставом сельского поселения Раевский сельсовет МР Давлекановский район РБ (л.д. 13 - 16).
Достоверность и допустимость доказательств, положенных в основу выводов о виновности главы сельского поселения Раевский сельсовет МР Давлекановский район РБ Шайхутдинова Р.Х. в совершении административного правонарушения, судьями первой и второй инстанций проверены, их совокупности дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Объективную сторону административного правонарушения в соответствии с положениями ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ составляют действия (бездействие) юридических и физических лиц, выразившиеся в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятии мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.
Данная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта рассматриваемого административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов.
В силу ст. 15 Федерального закона N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности обеспечивается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками таких автомобильных дорог или правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких автомобильных дорог.Следовательно, органы местного самоуправления осуществляют полномочия по содержанию автомобильных дорог местного значения.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из п. 5 ч. 1 ст. 3 Устава сельского поселения Раевский сельсовет МР Давлекановский район РБ, к вопросам местного значения относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельского поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельского поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, учитывая вышеназванные положения закона, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях главы сельского поселения Раевский сельсовет МР Давлекановский район РБ Шайхутдинова Р.Х. состава вмененного административного правонарушения.
Таким образом, установленный факт нарушения правил содержания дорог в безопасном для дорожного движения состоянии при отсутствии доказательств принятия юридическим лицом всех зависящих от него мер к соблюдению действующего законодательства свидетельствует о том, что администрация сельского поселения, будучи ответственным лицом за содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения, является субъектом вмененного ему административного правонарушения, подлежит административной ответственности за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог.
Между тем мировой судья, прекращая производство по делу, исходил из того, что хотя в действиях Шайхутдинова Р.Х. формально содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, но учитывая отсутствие вреда и негативных последствий, что между администрацией сельского поселения Раевский сельсовет МР Давлекановский район РБ и Давлекановским ДРСУ филиал АО "Башкиравтодор" заключен договор на оказание услуг по очистке внутри поселковых дорог дорожной техникой, посчитал возможным признать данное правонарушение малозначительным.
Вместе с тем с указанными выводами мирового судьи согласиться нельзя, поскольку они опровергаются вышеизложенными обстоятельствами.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Принятие мер к организации содержания внутрипоселковых дорог не является обстоятельством, характеризующим малозначительность административного правонарушения. Несмотря на то, что между администрацией сельского поселения Раевский сельсовет МР Давлекановский район РБ и Давлекановским ДРСУ филиал АО "Башкиравтодор" был заключен договор на оказание услуг N 17Ф102 от 08 декабря 2017 года, глава сельского поселения Шайхутдинов Р.Х. не проконтролировал фактическое исполнение данного договора.
В силу характера защищаемых данной нормой общественных отношений в сфере безопасности дорожного движения данное административное правонарушение нельзя признать малозначительным.
Учитывая изложенное, прихожу к выводу об обоснованности доводов жалобы начальника отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения Отдела МВД России по Давлекановскому району ФИО12 Правовых оснований для прекращения производства по делу у мирового судьи не имелось.
Между тем при рассмотрении в порядке ст. 30.12 КоАП РФ жалобы должностного лица органа надзора следует учесть следующее.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
Исходя из положений ст. 46, ч. 1 ст. 50, ст. 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями ст. 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как общее правило, недопустим.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в п. 3.1 постановления от 17 июля 2002 года N 13-П (подтвержденной в постановлении от 11 мая 2005 года N 5-П), приведенные положения об общих принципах пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений по уголовным делам применимы и к административному судопроизводству, в рамках которого решается вопрос об административной ответственности и наказании лица.
КоАП РФ также не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены вступившего в законную силу решения или постановления по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, привлекаемого к административной ответственности.
Учитывая вышеприведенные правовые нормы, доводы жалобы не могут служить основанием к отмене или изменению в соответствии со ст. 30.17 КоАП РФ вступившего в законную силу постановления мирового судьи судебного участка N 2 по Давлекановскому району и г. Давлеканово Республики Башкортостан, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 1 по Давлекановскому району и г. Давлеканово Республики Башкортостан, от 14 февраля 2018 года и решения судьи Давлекановского районного суда Республики Башкортостан от 27 апреля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ в отношении главы сельского поселения Раевский сельсовет МР Давлекановский район Республики Башкортостан Шайхутдинова Р.Х, поскольку это ухудшит положение лица, в отношении которого производство по делу прекращено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N 2 по Давлекановскому району и г. Давлеканово Республики Башкортостан, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 1 по Давлекановскому району и г. Давлеканово Республики Башкортостан, от 14 февраля 2018 года и решение судьи Давлекановского районного суда Республики Башкортостан от 27 апреля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы сельского поселения Раевский сельсовет муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан Шайхутдинова р.х. оставить без изменения, жалобу начальника отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения Отдела МВД России по Давлекановскому району ФИО13 - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Российской Федерации или его заместители.
Повторная подача жалобы по тем же основаниям в Верховный Суд Республики Башкортостан не допускается.
Исполняющий обязанности
Председателя Верховного Суда
Республики Башкортостан п/п Р.Х. Юлдашев
.
.
.
Справка:
мировой судья Фаттахова З.Ф.
федеральный судья Шаранов С.Ф.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.