Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
Председательствующего - Макоева А.А,
судей Мисхожева М.Б. и Тхагалегова З.Т,
при секретаре: Геттуеве А.А,
с участием: истца Дзасежевой Г.О. и ее представителя Мингажевой А.И, представителя ответчика ГУ-ОПФ РФ по КБР - Дзамиховой С.Б,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тхагалегова З.Т. гражданское дело по иску Дзасежева Г.О. к Государственному Учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике о возложении обязанности включить периоды работы в страховой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение и назначении досрочной страховой пенсии по старости,
по апелляционной жалобе Дзасежева Г.О. на решение Нальчикского городского суда КБР от 22 октября 2018 года,
установила:
Дзасежева Г.О. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению - Отделение Пенсионного фонда по КБР, в котором просила обязать ответчика включить в страховой стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с медицинской деятельностью, периоды: с 04.04.1986г. по 01.06.1989г. в качестве медсестры в СКУ "Санаторий им. Б.Э.К.", с 01.10.1993г. по 02.09.2002г. в качестве медсестры МОУ НШДС N и назначить ей досрочную страховую пенсию по старости со 02.03.2018г.
В обоснование иска истец указала, что решением ГУ ОПФ РФ по КБР от 09 июня 2018 года ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с лечебной деятельностью, так как определенные периоды ее работы не были включены в страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии, в связи с чем, у нее отсутствует необходимый 30-летний стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. Ссылаясь на нормы законодательства, регулирующие спорные правоотношения, считала данный отказ незаконным, поскольку имеются основания для включения периода работы в медицинский стаж по специальности, так как должность ее предусмотрена Списком должностей. То есть, она в указанное время осуществляла медицинскую деятельность в должностях среднего медицинского персонала, предусмотренных Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утв. Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991г. N 464, Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. N 1066.
Решением Нальчикского городского суда КБР от 22 октября 2018 года постановлено:
Исковые требования Дзасежева Г.О. удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике включить Дзасежева Г.О. в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности, период с 04 апреля 1986 года по 01 июня 1989 года.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Не согласившись с данным решением, Дзасежева Г.О. подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Нальчикского городского суда КБР от 22 октября 2018 года в части отказа во включении периода с 01.10.1993г. по 02.09.2002г.- в качестве медсестры МОУ НШДС N 49 и вынести новое решение об удовлетворении ее требований в этой части, мотивируя доводами аналогичными, изложенными в исковом заявлении, также указывает, что в период до 30 сентября 1993 года, то есть ее работы медицинской сестрой в детском саду действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397. В соответствии с данным Перечнем периоды работы в должности старшей медицинской сестры в детских яслях, детских садах, объединенных ясли -садах засчитывался в специальный стаж для назначения пенсии за выслугу лет, как работникам здравоохранения. Пунктом 6 данного Постановления установлено, что лица, имеющие право на пенсию за выслугу лет согласно настоящему постановлению, могут обращаться за назначением пенсии в любое время после возникновении права на пенсию без ограничения каким-либо сроком и независимо от места последней работы. При таких обстоятельствах, период ее работы с 01.10.1993г. по 02.09.2002г. подлежат включению в специальный стаж в соответствии с пенсионным законодательством, действующим в период ее работы.
Согласно Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 01.07.1995г. N 677 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.02.1997г. N 179, от 23.12.2002г. N 919, от 01.02.2005г. N 49) дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет. Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются: охрана жизни и укрепление здоровья детей; обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка; осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Таким образом, исследуя ее должностные обязанности медсестры детсада, ею выполнялась непосредственно работа, связанная с обследованием, диагностикой, лечением и медицинским обслуживанием детей дошкольного возраста. Данная работа в отношении детей организованных, т.е. посещающих детские дошкольные учреждения, ведется непосредственно медицинской сестрой дошкольного учреждения под непосредственным контролем врача поликлинического отделения. Анализируя исследованные доказательства о проделанной работе, суд должен был считать, что она, работала в должности, поименованной Списками должностей, действующих на протяжении всего периода ее работы, ее обязанности, как медицинской сестры детского сада, соответствуют и шире обязанностей медицинской сестры участковой, осуществляющей свою деятельность в учреждениях действующей системы здравоохранения (поликлиниках, амбулаториях, стационарно-поликлинических учреждениях). Тот факт, что работа медицинской сестры детского сада, образовательного учреждения, заключалась непосредственно в лечебной и иной деятельности по охране здоровья детей, нашел свое полное подтверждение.
Более того, условия, содержание и характер ее труда, работавшей медицинской сестрой детского сада не претерпевали каких-либо существенных изменений, в отличие от законодательства.
Кроме того, приводя правовую позицию, изложенную Конституционным Судом РФ в Определении от 5 ноября 2002 года N 320-О, указывает, что в МОУ НШДС N 49 всегда был предусмотрен медицинский кабинет согласно плана здания детского сада. Согласно Постановлению Правительства РФ N 781 от 29.11.2002г. в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списке, в т.ч. и в медицинских кабинетах (пункт 6 Правил). Таким образом, период ее работы в должности медсестры с 01.10.1993г. по 02.09.2002г. - (7л 11 мес. 1 дн.) в МОУ НШДС N 49 подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Всего медицинский стаж составил с учетом этого периода 31 год 10 мес. 26 дней.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Тхагалегова З.Т, обсудив доводы апелляционной жалобы, поддержанной истцом Дзасежевой Г.О. и ее представителем Мингажевой А.И, выслушав возражения представителя ответчика ГУ ОПФ РФ по КБР - Дзамихова С.Б, Судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 330 ч. 1 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Подобных нарушений судом первой инстанции при разрешении дела не допущено, и решение суда соответствует требованиям ст. 195 ГПК РФ.
Поскольку решение Нальчикского городского суда КБР от 22.10.2018г. в части удовлетворенных требований Дзасежевой Г.О. о включении в страховой стаж период с 04.04.1986г. по 01.06.1989г, сторонами по делу не оспаривается, то в обсуждение вопроса о его обоснованности, Судебная коллеги не входит.
Вместе с тем, отказывая в удовлетворении исковых требований Дзасежевой Г.О. о включении в страховой стаж периоды работы с 01.10.1993г. по 02.09.2002г, суд первой инстанции, исходя из того, что ни действующим в настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от 2910.2002г. N 781, ни действовавшими ранее Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", ни Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 06.09.1991г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" не предусмотрено право на установление пенсии на льготных условиях лицам, работавшим медицинскими сестрами либо старшими медицинскими сестрами в детских яслях, детских садах и детских комбинатах, а также принимая во внимание, что с 01.10.1993г. введено в действие Постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.1993г. N 953, нормы которого исключали возможность применения на территории Российской Федерации с этой даты Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959г. N 1397, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для включения периода работы Дзасежевой Г.О. с 01 октября 1993 года по 02 сентября 2002 года в страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку он обоснован, сделан на основании исследованных судом доказательств и их надлежащей оценки.
Основания и мотивы, по которым суд пришел к такому выводу, а также доказательства, принятые судом во внимание, приведены в мотивировочной части решения суда и, оснований считать их неправильными не имеется.
Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", Судебная коллегия находит необоснованными, в виду следующего.
Так, п.20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частями 2, 3, 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений татей 30 и 31 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2014г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Как следует из содержания п. 3 Постановления Правительства РФ 16.07.2014г. N 665, исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
При этом по выбору застрахованного лица при исчислении периодов работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, согласно подп. "в" п. 3 Постановления Правительства РФ 16.07.2014г. N 665 применяются: Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.;
Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Правила исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно.
Из приведенных нормативных положений следует, что страховые пенсии назначаются в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, применяются соответствующие правила, утвержденные Правительством Российской Федерации.
При этом периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающими право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Вместе с тем, списки, утвержденные Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. N 464 и Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. N 1066, Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, не предусматривали включение периодов работы старших медицинских сестер в яслях-садах и детских садах в специальный трудовой стаж лечебной деятельности, а на основании п. 1 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993г. N 953 Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" не применяется на территории Российской Федерации с 1 октября 1993 года.
Таким образом, Судебная коллегия находит, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для включения работы истца в должности старшей медицинской сестры в яслях-саду в специальный стаж лечебной деятельности за период с 01.10.1993г. по 02.09.2002г.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием к отмене решения, поскольку правильность выводов суда не опровергают, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
При таких обстоятельствах, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, Судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, поскольку оно основано на установленных судом фактических обстоятельствах дела, не противоречит имеющимся по делу доказательствам, которым дана правовая оценка в их совокупности, и соответствует требованиям действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, на нормы которого суд правомерно сослался.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда КБР,
определила:
Решение Нальчикского городского суда КБР от 22 октября 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Дзасежевой Г.О. - без удовлетворения.
Председательствующий А.А.Макоев
Судьи М.Б.Мисхожев
З.Т.Тхагалегов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.