Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего: Канунникова М.А.
судей: Думаева А.Б. и Тхагалегова З.Т.
при секретаре: Жабалиевой С.О.
с участием представителя заинтересованного лица - ГУ Отделение Пенсионного фонда России по Кабардино-Балкарской Республике - Киляровой Ф.Х, действующей на основании доверенности от 9 января 2018 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Думаева А.Б. административное дело по административному исковому заявлению Урусбамбетовой Р.А. к Инспекции ФНС России N1 по г. Нальчику о признании невозможной к взысканию налоговым органом задолженности по налогам и сборам, по апелляционной жалобе заинтересованного лица ГУ Отделение Пенсионного фонда России по Кабардино-Балкарской Республике на решение Нальчикского городского суда КБР от 19 сентября 2018 года,
установила:
20 июля 2018 года Урусбамбетова Р.А. обратилась в Нальчикский городской суд КБР с административным иском к Инспекции ФНС России N1 по г.Нальчику (далее - налоговый орган, ИФНС N 1) в котором просила признать невозможной к взысканию налоговым органом задолженности по страховым взносам, налогам, пени и штрафам в общем размере 79 384 рубля, в том числе:
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2013 г. в размере 5 702,31 рублей, в том числе: пени - 5 702,31 рублей;
страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС до 01.01.2017 г. в размере 8 795,25 рублей, в том числе: взносы - 6 611.42 рублей, пени - 2 183,83 рублей:
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 60 622,07 рублей, в том числе: взносы - 49 807.68 рублей, пени - 10814,39 рублей;
единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 3 933.29 рублей, в том числе; пени - 3 933.29 рублей;
страховые взносы в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2010 г. в размере 257.76 рублей, в том числе пени - 257,76 рублей;
страховые взносы в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии до 01.01.2010г. в размере 73,32 рублей, в том числе пени - 73,32 рублей.
Требования мотивированы тем, что согласно справке ИФНС N1 от 23.05.2018 N за ней числится названная выше задолженность, срок взыскания которой истек, поскольку административным ответчиком своевременно не предпринято мер по ее взысканию.
Решением Нальчикского городского суда КБР от 19 сентября 2018 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Заинтересованное лицо - ГУ Отделение Пенсионного Фонда России по КБР с решением не согласилось и в поданной на него апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене.
В жалобе, помимо приведения норм права устанавливающих обязанность по уплате страховых взносов и порядка их принудительного взыскания, указано, что заинтересованным лицом были предприняты меры администрирования оспариваемой задолженности, однако суд, которому были предоставлены доказательства этого утверждения, объективной оценки им не дал.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, поддержанной Киляровой Ф.Х, посчитав возможным в соответствии со ст. 150 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие надлежаще извещенных и неявившихся представителей административного истца и административного ответчика, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что образовавшаяся за административным истцом задолженность налоговым органом и ГУ ОПФ РФ по КБР, в части администрирования не взыскана, процессуальные сроки ее взыскания истекли и соответственно административный ответчик утратил возможность ее взыскания.
Судебная коллегия полагает этот вывод суда обоснованным не в полной мере.
Как следует из материалов дела Урусбамбетова Р.А. в период с 16 ноября 2004 года по 29 мая 2015 года была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно справке налогового органа, из числящейся за административным истцом задолженности в размере 79384 руб, недоимка по страховым платежам в Пенсионный Фонд и пени по ним за 2015 год составляет 10329,44 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" действовавшего на тот период, индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу статьи 10, пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании" индивидуальные предприниматели обязаны уплачивать страховые взносы в фонд обязательного медицинского страхования.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Данная обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.
Частью 1 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ предусмотрена обязанность плательщиков страховых взносов своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Статья 25 названного закона закрепляет обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов пенями. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов может быть направлено плательщику страховых взносов по почте заказным письмом. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом, оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма (часть 7 статьи 22 Федерального закона N 212-ФЗ).
В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 18 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.
В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
20 июля 2016 года ГУ ОПФ РФ по КБР заказным письмом с простым уведомлением по адресу Урусбамбетовой Р.А. было направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование N на указанную выше сумму.
19 августа 2016 года ГУ ОПФ РФ по КБР в отношении Урусбамбетовой Р.А. вынесено постановление N о взыскании страховых взносов и пеней за счет имущества налогоплательщика.
Как следует из письма ГУ ОПФ РФ по КБР на имя начальника Нальчикского ГО УФССП РФ по КБР, 5 сентября 2016 года постановление N поступило в канцелярию службы судебных приставов.
Представленные заинтересованным лицом требования об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафам, постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) и расчеты задолженности с реестрами направления сведений плательщикам и в УФССП по КБР отражают действия по администрированию части спорной задолженности, образовавшейся после 1 января 2015 года и предпринятые до 01.01.2017г.
Согласно статье 59 Налогового кодекса в установленных законодательством случаях в отношении задолженности по налогам (пени, штрафам), числящейся за отдельными налогоплательщиками, допускается признание ее безнадежной к взысканию.
Институт признания налоговой задолженности безнадежной к взысканию предполагает существование юридических или фактических препятствий к реальному исполнению обязанности по уплате налогов (пени, штрафов). Списание задолженности как безнадежной означает, что применение мер, направленных на принудительное исполнение налоговой обязанности является невозможным, в связи с чем, задолженность исключается из лицевого счета налогоплательщика и более не может выступать предметом взыскания.
Так, в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 12 Закона N 436-ФЗ признается безнадежной к взысканию и подлежит списанию задолженность физических лиц (по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу) и индивидуальных предпринимателей (по всем налогам, за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации), пеням и штрафам, образовавшаяся на 01.01.2015г.
Из содержания статьи 12 Закона N 436-ФЗ не следует, что данная норма является актом прощения налоговой задолженности (налоговая амнистия), прекращающим согласно подпункту 5 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса обязанность по уплате налогов, пени и штрафов.
Напротив, положения данной статьи сформулированы как устанавливающие специальные основания для списания задолженности, право на взыскание которой не утрачено налоговыми органами, и в качестве признака безнадежности задолженности к взысканию законодателем рассматривается сам по себе факт ее непогашения в течение трех лет (2015 - 2017 гг.).
Не ограниченное во времени нахождение налогоплательщиков под риском применения мер принудительного взыскания является обременительным для граждан (индивидуальных предпринимателей) и дальнейшее сохранение такой ситуации признано государством нецелесообразным. При этом предполагается, что причины, по которым меры принудительного взыскания налоговой задолженности не привели к ее погашению, обусловлены возникшими у граждан (индивидуальных предпринимателей) обстоятельствами, не позволяющими в течение длительного периода полностью исполнить обязанность по уплате налогов, а не сокрытием сведений о неуплаченных налогах от налоговых органов, равно как сокрытием имущества от обращения на него взыскания.
С учетом изложенного, для целей статьи 12 Закона N 436-ФЗ под подлежащей списанию задолженности граждан (индивидуальных предпринимателей), образовавшейся на 01.01.2015г, должны пониматься недоимки по налогам, а также пени и штрафы, известные налоговым органам и подлежавшие взысканию на указанный момент времени, но не погашенные полностью или в соответствующей части в течение 2015 - 2017 гг.
Следовательно, недоимка по налогам, задолженность по пеням и штрафам может быть списана только с лиц, которые задекларировали ее до 01.01.2015г, либо с лиц, налоговая задолженность которых выявлена (начислена) налоговыми органами до указанного дня, но не взыскана на момент вступления в силу Закона N 436-ФЗ, то есть на 28.12.2017г.
Кроме того, распространение статьи 12 Закона N 436-ФЗ на задолженность по налогам, исчисленную за налоговые периоды до 01.01.2015г, означало бы, что налогоплательщики, уклонявшиеся от исполнения обязанности по уплате налогов, ставятся в привилегированное положение в сравнение с гражданами, уплатившими налоги в полном объеме и в срок, что не отвечает принципу равенства всех перед законом.
При таких данных, решение Нальчикского городского суда КБР, в части признания Инспекции ФНС России N 1 по г. Нальчику утратившей возможность взыскания недоимки по налогам и сборам за 2015 год нельзя признать законным и обоснованным и в силу вышеизложенного, подлежит отмене с принятием по делу в этой части нового решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 308-311 КАС РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Нальчикского городского суда КБР от 19 сентября 2018 года в части признания Инспекции ФНС России N 1 по г. Нальчику КБР утратившей возможность взыскания недоимки по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации за 2015 год в размере 9155,89 руб. и пени на сумму 1173,55 руб, а всего в размере 10329 отменить и принять в этой части новое решение, которым в удовлетворении этой части заявленных административным истцом Урусбамбетовой Р.А. требований отказать.
В остальном решение Нальчикского городского суда КБР от 19 сентября 2018 года оставить без изменения.
председательствующий: М.А. Канунников
судьи А.Б. Думаев
З.Т. Тхагалегов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.