Судья Санкт-Петербургского городского суда Охотская Н.В., при секретаре Корогодве Д.А., рассмотрев 29 ноября 2018 года в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу на постановление судьи Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 05 октября 2018 года по делу об административном правонарушении в отношении
Общества с ограниченной ответственностью "Милан", ИНН 7802189240, КПП 780201001, ОГРН 1027801545947, юридический адрес: Санкт-Петербург, пр. Луначарского, д.60, корп.1,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 05 октября 2018 года ООО "Милан" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.7.13 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Вина ООО "Милан" установлена в нарушении требований законодательства об охране выявленных объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Правонарушение совершено при следующих обстоятельствах:
Здание, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Социалистическая улица, д.7/11, литера Б, является выявленным объектом культурного наследия "Здание Благородного пансиона (Санкт-Петербургской Первой гимназии) с церковью Преображения Господня" (основание: приказ КГИОП от 20.02.2001 N 15), далее - объект.
Собственником земельного участка с кадастровым N 78:31:1626:15, расположенного по адресу Санкт-Петербург, ул. Социалистическая, д. 7/11, литера Б, входящим в состав территории объекта, является ООО "Милан", ИНН 7802189240, КПП 780201001 (далее - ООО "Милан").
Актом мероприятия по контролю КГИОП от 27.06.2018 установлено, что в границах земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, Социалистическая улица, д. 7/11, литера Б, расположенного в границах территории объекта, проводятся работы по возведению сооружения из деревянных конструкций с металлической односкатной кровлей на бетонном основании (примерные размеры сооружения: длина 6 м, ширина 3 м, высота 2 м), складируются строительные материалы, мусор.
Указанные виды работ ООО "Милан" выполнило в отсутствие согласованной с КГИОП проектной документации, письменного задания и разрешения КГИОП на производство работ.
Согласно п. 1 ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии с п. 1 ст. 5.1 Закона N 73-ФЗ на территории памятника запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
В силу п.п. 2, 5, 8 п. 1 ст. 47.3 Закона N 73-ФЗ при содержании и использовании выявленного объекта культурного наследия, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, которым объект культурного наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия, соблюдать установленные ст. 5.1 Закона N 73-ФЗ требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Закона N 73-ФЗ работы по сохранению выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Таким образом, актом мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия от 27.06.2018 установлено наличие события правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ, выразившегося в нарушении требований сохранения, использования и государственной охраны выявленного объекта культурного наследия, а именно: по состоянию на 10 часов 00 минут 27.06.2018 ООО "Милан", в нарушение п.п. 1 п. 1 ст. 5.1, п. 1 ст. 33, п. 1 ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", в границах земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, Социалистическая улица, д.7/11, литера Б, расположенного в границах территории выявленного объекта культурного наследия "Здание Благородного пансиона (Санкт-Петербургской Первой гимназии) с церковью Преображения Господня", силами неустановленной подрядной организации проводило работы по возведению сооружения из деревянных конструкций с металлической односкатной кровлей на бетонном основании (примерные размеры сооружения: длина 6 м, ширина 3 м, высота 2 м), складировало строительные материалы, мусор, без согласования с КГИОП.
Законный представитель ООО "Милан" генеральный директор Лозбенева О.В. обратилась в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой об отмене постановления судьи районного суда и прекращении производства по делу. В обоснование жалобы указала, что на момент рассмотрения дела, в отношении выявленного объекта культурного наследия не определен ни предмет охраны, ни состав (перечень) видов работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия, сроки проведения таких работ. Охранное обязательство на выявленный объект культурного наследия не оформлено.
Закон не обязывает собственника выявленного объекта культурного наследия обращаться в специализированную организацию для определения состава (перечня) видов работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия, сроков (периодичности) проведения таких работ. В соответствии с п.2 ст.47.2 Федерального закона N 73-ФЗ необходимость осуществления указанных работ и их периодичность должны быть определены соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным п.7 ст.47.6 ФЗ N 73-ФЗ, с учетом мнения собственника или иного законного владельца выявленного объекта культурного наследия на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия. ООО "Милан" не осуществляло строительство новых сооружений, не "проводило работы по возведению сооружений", как описано событие административного правонарушения в протоколе. ООО "Милан" выполняло мероприятия по ремонту существующих еще задолго до введения режима объединенной охранной зоны центрального района Санкт-Петербурга некапитальных сооружений (гаражей), не имеющих культурно-исторической ценности, однако необходимых для функционирования физкультурно-оздоровительного комплекса (хранение хлорида для дезинфекции бассейна). К тому же, из приобщенных к материалам дела доказательств усматривается, что факт проведения работ по возведению сооружений зафиксирован административным органом без определения конкретного участка местности, в том числе, без использования специальных технических средств.
Так, выводы проверяющих сделаны на основании визуального осмотра, а фотоматериалы, являющиеся приложением к акту мероприятий по контролю не содержат отсылки к местности, из них не представляется возможным установить, где производилась фотосъемка (л.д. 10). Однако, очевидно, что изображенные на фото объекты являются некапитальными и не относятся к выявленному объекту культурного наследия "здание благородного пансиона (Санкт-Петербургской первой гимназии) с церковью Преображения Господня".
Законный представитель ООО "Милан" на рассмотрение жалобы в Санкт-Петербургский городской суд не явилась. Со слов защитника надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения жалобы, в порядке ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело рассмотрено в его отсутствие.
Защитник ООО "Милан" Костенко Т.И. поддержала доводы изложенные в жалобе, просила отменить постановление судьи районного суда.
Исследовав материалы дела, выслушав показания главного специалиста-юрисконсульта отдела административного производства юридического управления КГИОП "... " С.В, считаю жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В ходе рассмотрения настоящего дела судьей Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга были исследованы все представленные по нему доказательства, оценка которых произведена в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, и сделан обоснованный вывод о наличии в действиях ООО "Милан" состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.7.13 КоАП РФ.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ наступает за нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением выявленных объектов культурного наследия, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия.
Так, частью 3 ст. 7.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в отношении выявленных объектов культурного наследия или на их территориях, то есть за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
В соответствии с приказом КГИОП от 20.02.2001 N 15 "Об утверждении Списка вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" здание, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Социалистическая улица, д.7/11, литера Б, является выявленным объектом культурного наследия "Здание Благородного пансиона (Санкт-Петербургской Первой гимназии) с церковью Преображения Господня".
В силу пункта 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей.
В территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда (далее также - земли), водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц.
На основании пп. 3 п. 3 ст. 47.2 Закона N 73-ФЗ собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и их финансирование в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 45 Закона N 73-ФЗ.
Статьей 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ установлен порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, который предусматривает их проведение на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Однако указанные требования закона ООО "Милан" исполнены не были, порядок проведения работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия был нарушен, Общество, силами неустановленной подрядной организации проводило работы по возведению сооружения из деревянных конструкций с металлической односкатной кровлей на бетонном основании (примерные размеры сооружения: длина 6 м, ширина 3 м, высота 2 м), складировало строительные материалы, мусор, без согласования с КГИОП, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.7.13 КоАП РФ, и не оспаривается лицом, привлеченным к административной ответственности.
Кроме того, как показал в ходе рассмотрения настоящей жалобы главный специалист-юрисконсульт отдела административного производства юридического управления КГИОП "... " С.В, допрошенный в качестве свидетеля, что территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, в связи с чем, просил в удовлетворении жалобы отказать.
ООО "Милан" также не представлено доказательств совершения вмененных действий в состоянии крайней необходимости.
Таким образом, вывод судьи районного суда о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения является обоснованным.
Доводы жалобы не являются основанием к отмене постановления, поскольку основаны на неверном толковании норм права. Как следует из материалов дела, правонарушение было выявлено в ходе проведения мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия, в соответствии Федеральным законом N 73-ФЗ от 25.06.2002 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Согласно п. 7 ст. 11 Федерального закона N 73-ФЗ, мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическое наблюдение в отношении объектов культурного наследия федерального значения, объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, проводятся должностными лицами органов охраны объектов культурного наследия на основании заданий органа охраны объектов культурного наследия. Порядок выдачи задания и его форма устанавливаются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия. Результатом осуществления мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия в рамках Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ является соответствующий акт осмотра выявленного объекта культурного наследия. Таким образом, данное проверочное мероприятие проведено в рамках Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Положениями вышеуказанного Федерального закона не предусмотрено заключение охранного обязательства в отношении выявленных объектов культурного наследия, а обязанность по сохранению объекта выявленного культурного наследия, как указано выше, лежит на собственнике объекта.
Иные доводы жалобы, аналогичные приведенным стороной защиты в ходе рассмотрения дела Куйбышевским районным судом Санкт-Петербурга, не являются основанием к отмене постановления, так как были оценены в ходе рассмотрения дела, оснований для переоценки не имеется.
Постановление по делу об административном правонарушении соответствует требованиям ст.29.10 КоАП РФ.
Наказание назначено в пределах санкции ч.3 ст.7.13 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ.
С учетом изложенного и, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 05 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.7.13 КоАП РФ, в отношении ООО "Милан" оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО "Милан" Лозбеневой О.В. - без удовлетворения.
Судья Охотская Н.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.