Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Чуфистова И.В,
судей
Ильичёвой Е.В,
Ивановой Ю.В.
при секретаре
Журко А.В.
рассмотрела в судебном заседании административное дело N 2а-2818/2018 по апелляционной жалобе Будылкина И. Д, общества с ограниченной ответственностью "Олимп" на решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 28 июня 2018 года по административному иску Будылкина И. Д, общества с ограниченной ответственностью "Олимп" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области об оспаривании решений.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В, объяснения представителя административных истцов Игнатьева А.В. (по доверенности и ордеру), представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области - Арахамия Н.О. (по доверенности), судебная коллегия
установила:
Будылкин И.Д. и общество с ограниченной ответственностью "Олимп" (далее - ООО "Олимп") обратились в суд с самостоятельными административными исками к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (далее - Управление Росреестра по Ленинградской области), в которых просили признать незаконным решение Управления от 09 марта 2017 года N... о приостановлении осуществления государственного кадастрового учёта и государственной регистрации права на земельные участки, образованные путём выделения из земельного участка с кадастровым номером N... на основании решения Тосненского городского суда Ленинградской области по делу N 2-41/2016.
В этих же исках Будылкин И.Д. и ООО "Олимп" оспаривали законность решение Управление Росреестра по Ленинградской области от 15 июня 2017 года N... об отказе в осуществлении государственного кадастрового учёта в отношении указанных земельных участков.
В качестве меры по восстановлению нарушенного права административные истцы просили суд возложить на Управление Россрестра по Ленинградской области обязанность произвести государственный кадастровый учёт земельных участков, в соответствии с решением Тосненского городского суда Ленинградской области.
В обоснование поданных в суд исков административные истцы ссылались на то обстоятельство, что решением Тосненского городского суда Ленинградской области по делу N 2-41/2016 от 03 февраля 2016 года из земельного участка площадью 556 795 кв.м, расположенного в массиве "... ", образован земельный участок площадью 487 196 кв.м, который передан в общую долевую собственность ООО "Олимп" и Будылкина И.Д, и земельный участок площадью 69599 кв.м, переданный в собственность Р. этим же решением определены границы вновь образованных земельных участков и поворотные точки местоположения земельного участка площадью 487 196 кв.м.; административные истцы обратились в Управление Росреестра по Ленинградской области в целях регистрации прав на земельный участок и проведения государственного кадастрового учёта, однако обжалуемыми решениями государственного регистратора осуществление регистрационных действий и кадастрового учёта приостановлено, а в последствии, отказано, со ссылкой на несоответствие представленных документов по форме и содержанию требованиям действующего законодательства.
По мнению Будылкина И.Д. и представителя ООО "Олимп", решения Управления Росреестра по Ленинградской области являются незаконными, поскольку координаты межевых точек, по которым проходит граница образованных земельных участков, определены судебным актом; право собственности административных истцов на земельный участок с кадастровым номером N... зарегистрировано в установленном законом порядке в 2005 году, одновременно в отношении участка зарегистрированы ограничения в виде установленных охранных зон электрических сетей, трубопровода и водоохраной зоны, в связи с чем ссылка государственного регистратора на существование расположенных в пределах указанного участка с кадастровым номером N... иных земельных участков, границы которых пересекаются с границами образованных земельных участков истцов, несостоятельна.
Определением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 23 октября 2017 года административные дела по исковым заявлениям Будылкина И.Д. и ООО "Олимп" объединены в одно производство (л.д.110, 111 том 2).
Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 08 ноября 2017 года в удовлетворении административного иска Будылкину И.Д. и ООО "Олимп" отказано (л.д. 184-196 том 2).
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 16 мая 2018 года решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 08 ноября 2017 года отменено, в связи с процессуальными нарушениями, дело направлено в суд первой инстанции для рассмотрения по существу в ином составе суда (л.д. 226-230 том 2).
Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 28 июня 2018 года в удовлетворении административного иска Будылкину И.Д. и обществу с ограниченной ответственностью "Олимп" отказано.
В апелляционной жалобе Будылкин И.Д. и ООО "Олимп" просят решение суда отменить, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильное применение норм материального права.
Представитель филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области", заинтересованное лицо кадастровый инженер Корчагина В.В. в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Согласно статьям 150 (ч.2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, выслушав объяснения представителей истца и ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.
Согласно кадастровому паспорту земельный участок с кадастровым номером N.., площадью 556 795 кв.м, предназначенный для сельскохозяйственного использования, расположен в массиве " "адрес", правообладателями земельного участка являлись ООО "Олимп" (3/4 доли), Р. (1/8 доли) и С, впоследствии (с 07 марта 2014 года) - Будылкин И.Д. (1/8 доли) - л.д.7-10,16-19 том 1.
Решением Тосненского городского суда Ленинградской области, принятым 03 февраля 2016 года по гражданскому делу N 2-41/2016, удовлетворены требования Будылкина И.Д. и ООО "Олимп" к Р. о выделе в натуре доли в праве общей долевой собственности на земельный участок - судом постановлено образовать из земельного участка с кадастровым номером N... площадью 556 795 кв.м. два земельных участка, один из которых площадью 487 196 кв.м. передан в общую долевую собственность ООО "Олимп" и Будылкина И.Д, другой площадью 69 599 кв.м. - в собственность Р. Этим же решением определены границы сформированного участка. В этом же решении указано, что за Р. сохраняется право собственности на земельный участок с кадастровым номером N... в измененных границах, (л.д.12-15 том 1).
02 марта 2017 года ООО "Олимп" и Будылкин И.Д. обратились в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на вновь образованный по решению суда земельный участок, представив вместе с соответствующими заявлениями учредительные документы общества и межевой план земельного участка (л.д. 54, 55).
09 марта 2017 года Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области уведомило истцов о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на земельный участок на основании пунктов 2 и 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" - с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо, форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Государственный регистратор указал, что заявителями не представлены документы, подтверждающие полномочия на представление интересов Р, являющегося собственником земельного участка; представленный межевой план не соответствует требованиям пунктов 52, 76, 29 Приказа Минэкономразвития от 08 декабря 2015 года N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке", поскольку не содержит информации о предельных минимальных и максимальных размерах соответствующих виду разрешенного использования земельного участка; в графической части межевого плана не имеется сведений о доступе к образуемым земельным участкам; в составе документации отсутствует согласие заказчика кадастровых работ, физического лица на обработку персональных данных.
Кроме того, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основанием для приостановления регистрационных действий послужило то обстоятельство, что границы земельного участка, о государственном кадастровом учёте которого и государственной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, а именно границы образуемых земельных участков пересекают границы земельных участков с кадастровыми номерами N.., прошедших ранее кадастровый учёт; при этом технической ошибки при проверке межевого плана не выявлено, причиной возникновения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения является ошибка, допущенная кадастровым инженером при выполнении кадастровых работ.
Так, согласно представленному межевому плану границы образуемой части земельного участка N... не входят в границы образуемого земельного участка N.., границы образуемой части земельного участка N... не входят в границы образуемого земельного участка N...
Кроме того, государственным регистратором, со ссылкой на пункт 26 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в качестве основания для приостановления государственного кадастрового учёта указано на отсутствие документа, подтверждающего обеспечение доступа (прохода или проезда от земельных участков общего пользования) к образуемому или изменяемому земельному участку, в том числе путём установления сервитута (для случая осуществления государственного кадастрового учета), при этом государственный регистратор посчитал нарушением пункта 56 Приказа Минэкономразвития от 08 декабря 2015 года N 921 указание кадастрового инженера в межевом плане на то, что доступ к образуемым земельным участкам осуществляет через "территории общего пользования N... ".
В целях устранения причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав, заявителям рекомендовано представить межевой план, оформленный в соответствии с требованиями пунктов 29, 52, 56, 76 Приказа Минэкономразвития от 08 декабря 2015 года N 921; устранить пересечение образуемых земельных участков с земельными участками с кадастровыми номерами N... а также выявленные государственным регистратором противоречия в представленных документах (л.д.55-59 том 2).
Решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области от 15 июня 2017 года истцам отказано в осуществлении кадастрового учёта образованного земельного участка с кадастровым номером N... по причине непредставления документов, свидетельствующих об устранении в установленный срок причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учёта или государственной регистрации права (л.д.60 том 2).
Отказывая в удовлетворении административных исков Будылкина И.Д. и общества с ограниченной ответственностью "Олимп", суд первой инстанции указал, что названные в оспариваемых решениях Управления Росреестра по Ленинградской области обстоятельства, послужившие основанием для приостановления и последующего отказа в осуществлении кадастрового учёта образованных в соответствии с решением суда земельных участков и государственной регистрации прав собственности их владельцев, правильно оценены и учтены государственным регистратором - местоположение границ земельного участка подлежало уточнению; противоречия в представленных документах заявителями в срок не устранены, при обращении в Управление Росреестра по Ленинградской области истцами не была представлена копия решения Тосненского городского суда Ленинградской области от 03 февраля 2016 года по гражданскому делу N 2-41/2016.
Приведённые в решении суда первой инстанции выводы следует признать правильными.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, полномочия по осуществлению государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Согласно части 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Основания для приостановления и отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлены статьями 26 и 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 утверждены требования к форме и составу сведений межевого плана и его подготовке.
Пунктом 29 Требований к подготовке межевого плана, утвержденного названным Приказом (Приложение N 2) предусмотрено, что в случае внесения в реквизит "3" раздела "Общие сведения о кадастровых работах" сведений о физическом лице в состав приложения межевого плана подлежит обязательному включению согласие заказчика кадастровых работ (физического лица) на обработку персональных данных, в котором заказчик кадастровых работ (физическое лицо) подтверждает свое согласие на обработку персональных данных (сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных, а также иных действий, необходимых для обработки персональных данных в рамках предоставления органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав в соответствии с законодательством Российской Федерации государственных услуг), в том числе в автоматизированном режиме, включая принятие решений на их основе органом, осуществляющим государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав в целях предоставления государственной услуги.
Пункт 52 Требований предусматривает необходимость указания предельных минимальный и максимальных размеров, соответствующих виду разрешенного использования земельного участка, в реквизите "4" раздела "Сведения об образуемых земельных участках", в реквизите "3" раздела "Сведения об уточняемых земельных участках" на основании документов, устанавливающих такие размеры в соответствии с действующим законодательством. Сведения о реквизитах таких документов и ссылка на источник их официального опубликования приводятся в разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера".
В силу пункт 56 в графе "3" раздела "Сведения об обеспечении доступа (прохода или проезда от земель общего пользования, земельных участков общего пользования, территории общего пользования) к образуемым или измененным земельным участкам" указываются: кадастровый номер или обозначение земельного участка, посредством которого обеспечивается доступ (проход или проезд от земель общего пользования, земельных участков общего пользования, территории общего пользования) к образуемым или измененным земельным участкам; слова "земли общего пользования" или слова "территория общего пользования" соответственно, если образуемый (измененный) земельный участок имеет непосредственный доступ к землям общего пользования или территории общего пользования; кадастровый номер или обозначение земельного участка и слова "(земельный участок общего пользования)" или слова "(расположен в границах территории общего пользования)" соответственно, если образуемый (измененный) земельный участок имеет непосредственный доступ к земельным участкам общего пользования или земельным участкам, расположенным в границах территории общего пользования.
Согласно пункту 76 Требований в случае подготовки межевого плана в результате кадастровых работ по образованию земельных участков дополнительно на Схеме отображаются земли общего пользования, земельные участки общего пользования, территории общего пользования (допускается схематично отображать местоположение улиц, в том числе красных линий в соответствии с утвержденным проектом планировки, лесов, автомобильных дорог общего пользования, парков, скверов).
Представленный на государственную регистрацию межевой план, подготовленный кадастровым инженером Корчагиной В.В. в результате проведения кадастровых работ, в связи с образованием двух земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером N.., расположенного по адресу "адрес" в полной мере не соответствовал перечисленным выше требованиям (л.д.90-105).
Кроме того, государственным регистратором выявлено пересечение границ образуемых земельных участков с границами земельных участков с кадастровыми номерами N...
Согласно кадастровым паспортам, изготовленным 27 августа 2009 года, земельные участки с кадастровыми номерами N... площадью 13 кв.м. каждый, с местоположением по адресу: "адрес", предоставлены под размещение опор ЛЭП ОАО "Ленэнерго" на основании Постановления администрации Муниципального образования Тосненский район Ленинградской области от 11 июля 2014 года и являются собственностью Российской Федерации (л.д.140-142,169-177 том 1).
На момент проведения правовой экспертизы представленной истцами документации в Едином государственном реестре недвижимости имелись сведения о зарегистрированных правах на земельные участки с кадастровыми номерами N.., в связи с чем установление факта пересечения их границ с образуемым земельным участком в силу пункта 20 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" служило самостоятельным основанием для приостановления осуществления регистрации права и проведение кадастрового учёта.
Доводы апелляционной жалобы о том, что пересечение границ земельных участков, о которых указано в оспариваемом решении, является результатом незаконных действий самого Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, поскольку земельные участки с кадастровыми номерами N... образованы в пределах земельного участка с кадастровым номером N... после регистрации на последний права собственности истцов, не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения, поскольку законность государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами N... предметом оценки в рамках настоящего спора не является.
Таким образом, суд первой инстанции правильно определилобстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований административного процессуального законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 28 июня 2018 года по делу N 2а-2818/2018, оставить без изменения, апелляционную жалобу Будылкина И. Д, общества с ограниченной ответственностью "Олимп" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.