Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Стаховой Т.М.
судей
Бутковой Н.А, Чуфистова И.В,
при секретаре
Журко А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-4700/2018 по апелляционной жалобе Золовой Т. В. на решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 19 июня 2018 года, принятое по административному иску Золовой Т. В. к администрации Невского района Санкт-Петербурга об оспаривании решения об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М, объяснения представителя административного истца - адвоката Венгура С.М, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Золова Т.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Невского района Санкт-Петербурга (далее - администрация района), в котором просила признать незаконным отказ администрации района от 22 ноября 2017 года в принятии ее на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Основанием для отказа в принятии на учет послужило отсутствие у Золовой Т.В. постоянного места проживания в Санкт-Петербурге в течение 10 лет, поскольку период регистрации административного истца по адресу массовой регистрации граждан в квартире "адрес" с 24 июня 2005 года по 4 февраля 2009 года учтен администрацией района, как период формальной регистрации. По утверждению административного истца, вывод администрации района об отсутствии у нее 10 лет проживания в Санкт-Петербурге является ошибочным, поскольку с 2005 года она постоянно зарегистрирована и фактически проживает на территории Санкт-Петербурга, где проходила обучение и осуществляла трудовую деятельность, что подтверждается копиями дипломов и записями в трудовой книжке.
В качестве мер по восстановлению нарушенного права Золова Т.В. просила возложить на административного ответчика обязанность признать ее нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Одновременно просила взыскать с административного ответчика понесенные судебные расходы на оказание юридических услуг в размере 27 000 рублей.
Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга 19 июня 2018 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Золова Т.В. просит отменить решение, как постановленное при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.
В суде апелляционной инстанции представитель Золовой Т.В. - адвокат Венгура С.М, на удовлетворении апелляционной жалобы настаивала.
Представитель административного ответчика администрации Невского района Санкт-Петербурга, заинтересованное лицо Золова Т.В. о времени и месте судебного разбирательства извещены, в суд не явились, доказательств уважительности причин неявки и (или) ходатайства об отложении судебного разбирательства не представили.
В соответствии с ч. 6 ст. 226, ч.1 ст. 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Выслушав объяснения представителя административного истца, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в период с 24 июня 2005 года по 4 февраля 2009 года Золова Т.В. была зарегистрирована в жилом помещении, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, "адрес". Указанное жилое помещение состоит из 1 комнаты 9,20 кв.м. в трехкомнатной квартире и принадлежит на праве собственности "... " На данной жилой площади было зарегистрировано 1741 человек. С регистрационного учета по указанному адресу Золова Т.В. снята на основании решения суда (л.д. 18).
В период с 26 октября 2011 года по 28 марта 2012 года Золова Т.В. с матерью и сестрой состояла на регистрационном учете в комнате жилой площадью 23,70 к.в.м. в трехкомнатной коммунальной квартире по адресу: "... " (л.д. 58-60).
С 25 апреля 2012 года по 25 июня 2014 года и с 28 июля 2014 года по настоящее время административный истец совместно с матерью и сестрой занимают комнату жилой площадью 13,20 кв.м, в восьмикомнатной коммунальной квартире по адресу: "адрес" (л.д. 55-57).
10 ноября 2017 года Золова Т.В. обратилась в администрацию Невского района Санкт-Петербурга с заявлением о принятии ее и ее матери Золовой Т.В. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Указанное заявление зарегистрировано в администрации района 13 ноября 2017 года (л.д. 74).
Решением жилищной комиссии от 22 ноября 2017 года мать административного истца Золова Т.В. принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Этим же решением административному истцу в постановке на учет отказано на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.к. не подтверждено проживание заявителя в Санкт-Петербурге не менее 10 лет, о чем письмом от 22 ноября 2017 года N 1144-17 администрация района уведомила административного истца.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Конституции Российской Федерации, Жилищного и Гражданского кодексов Российской Федерации, Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", Закона Санкт-Петербурга "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", указал на отсутствие правовых оснований для признания административного истца нуждающимся в жилых помещениях по договору социального найма, поскольку представленными доказательствами факт постоянного проживания и регистрации истца на территории Санкт-Петербурга в течение десяти лет не подтвержден.
Данные выводы суда являются правильными.
Общий порядок и условия постановки граждан на жилищный учет определяются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, при этом, в соответствии с п. 7 ст. 13 Жилищного кодекса Российской Федерации определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет.
Неподтверждение факта проживания на территории Санкт-Петербурга не менее 10 лет при подаче заявления о принятии на учет является самостоятельным основанием для отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Конституция Российской Федерации предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (ч. 1 ст. 27, ч. 1 ст. 40).
В соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года N 713 (далее - Правила) установлено, что местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома. Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает.
Согласно п. 12 названных Правил, органы регистрационного учета регистрируют в установленном порядке граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, с выдачей свидетельств о регистрации по месту пребывания.
Регистрация подтверждает факт проживания в определенной местности.
Согласно конституционно-правовому смыслу регистрационного учета, именно он является в гражданском обороте способом доказывания факта нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Данная правовая позиция согласуется с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 23 января 2003 года N 17-О, в котором разъяснено, что при признании гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях исключения злоупотребления правом, обеспечения справедливого распределения жилья законодательством может быть предусмотрено в нормативных правовых актах введение условия о наличии у гражданина регистрации по месту жительства, что не противоречит положениям Конституции Российской Федерации.
Таким образом, период регистрации административного истца по адресу массовой регистрации граждан в квартире "адрес" с 24 июня 2005 года по 4 февраля 2009 года, не подлежит включению в срок постоянного проживания Золовой Т.В. в Санкт-Петербурге, поскольку регистрация по месту проживания по вышеназванному адресу носила формальный характер, что также подтверждается объяснениями заинтересованного лица Золовой Т.В. (матери административного истца), изложенными в суде первой инстанции, согласно которым фактически истец в указанной квартире не проживала.
В связи с этим администрация района законно и обоснованно из срока проживания административного истца в Санкт-Петербурге исключила период ее регистрации по месту жительства в вышеназванной квартире с 24 июня 2005 года по 4 февраля 2009 года.
При таких обстоятельствах, и учитывая, что к моменту обращения в администрацию района срок проживания Золовой Т.В. в Санкт-Петербурге составлял менее 10 лет, Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о законности отказа администрации района в постановке заявителя на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Обстоятельства, связанные с осуществлением трудовой деятельности и прохождением обучения на территории Санкт-Петербурга, не могут рассматриваться в качестве бесспорного доказательства проживания на территории Санкт-Петербурга более 10 лет в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводы суда, а повторяют правовую позицию заявителя, выраженную в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 19 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.