Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего судьи Пуховой Е.В,
судей Осиповой А.А, Никодимова А.В,
при секретаре Юдиной М.Д,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ответчика на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 01 ноября 2017 года, которым
по делу по иску Ченяновой А.Е. к Окружной администрации города Якутска о предоставлении жилого помещения
постановлено:
Обязать окружную администрацию г.Якутска предоставить вне очереди Ченяновой А.Е. благоустроенное жилое помещение в черте г.Якутска общей площадью не более 24 кв.м, отвечающее установленным требованиям по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Никодимова А.В, объяснения представителя истца Яхонтова О.С, представителя ответчика Федорова Е.К, судебная коллегия
установила:
Ченянова А.Е. обратилась в суд с иском к Окружной администрации г. Якутска о предоставлении жилого помещения, указывая, что она является инвалидом N... группы, страдает тяжелой формой хронического заболевания, состоит на учете нуждающихся в жилом помещении с 2018 г. Ответчик отказал ей в предоставлении жилого помещения.
Указывая на данные обстоятельства, просила суд возложить на ответчика обязанность предоставить по договору социального найма жилое помещение не более 24 кв.м.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
Не согласившись с вынесенным решением суда, представитель ответчика Федоров Е.К. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить как необоснованное и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. В жалобе указывает на то, что судом неправильно применены нормы материального права, т.к. обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств субъектов РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является по общему правилу обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда.
В силу положений ч.1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет.
Для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со ст. 40 Конституции РФ.
В частности, в соответствии с п.3 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ лицами, имеющими право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, признаются граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительстве РФ перечне.
Статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.3 ст. 17 указанного Закона инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством РФ.
Положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст.ст. 14, 50), а также положениями Жилищного кодекса РФ (ст.ст.14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
Судом установлено, что Ченянова А.Е. является инвалидом N... группы.
Как следует из выписки из протокола N... от 23.08.2018 общественно - жилищной комиссии городского округа "город Якутск", за Ченяновой А.Е. признано право на внеочередное предоставление жилого помещения. С 26 июля 2018 г. Ченянова А.Е. состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно протоколу врачебной комиссии от 09.08.2018 Ченянова А.Е. является инвалидом N... группы, по состоянию здоровья не может совместно проживать с другими гражданами в одной квартире, в соответствии с Перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденным Приказом МЗ РФ от 29.11.2012 N 987г, диагноз: код ********).
Указанное заболевание входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378.
При таких обстоятельствах, ответчик признал право истца на предоставление ей жилого помещения во внеочередном порядке и обязался исполнить установленную законом обязанность.
Однако как следует из материалов дела, жилое помещение по договору социального найма Ченяновой А.Е, не предоставлено.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для внеочередного предоставления жилого помещения истцу по договору социального найма.
Доводы апелляционной жалобы о том, что предоставление жилых помещений инвалидам, вставшим на учет после 1 января 2005 года, является расходным обязательством субъекта РФ и не относится к обязательствам муниципального органа, не могут повлечь отмену оспариваемого решения суда.
Действительно, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 года, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем, в силу ст. 12, 130, 132 Конституции РФ, положений Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и Жилищного кодекса РФ, вопросы постановки граждан на учет в качестве малоимущих и нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также обеспечения их жилыми помещениями, в том числе граждан, страдающих тяжелыми видами хронических заболеваний, относятся к компетенции органов местного самоуправления.
При этом содержащееся в п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний, закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
В целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (ст. 135-138 Бюджетного кодекса РФ, ст. 60-61 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ").
Таким образом, обеспечение указанной категории граждан вне очереди жилыми помещениями действующим законодательством возложено на органы местного самоуправления, которые в свою очередь вправе компенсировать понесенные затраты за счет средств соответствующего бюджета в порядке, установленном Бюджетным кодексом РФ.
Довод апелляционной жалобы о том, что предоставляемая площадь жилого помещения должна быть не менее 12 кв.м. и не более 24 кв.м, судебная коллегия находит несостоятельной.
Учитывая, что истец является инвалидом по психическому заболеванию, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 817 имеет право на дополнительную жилую площадь.
Выводы суда основаны на законе и не противоречат собранным по делу доказательствам, которым суд дал оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Доводы жалобы направлены на ошибочное толкование норм действующего законодательства и на иную оценку установленных судом обстоятельств и исследованных доказательств.
Судебная коллегия приходит к выводу о правильном установлении судом первой инстанции юридически значимых обстоятельств по данному делу. Обжалуемое судебное постановление вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права на основании представленных сторонами по делу доказательств, которым судом дана надлежащая оценка в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь частью 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 01 ноября 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий Е.В. Пухова
Судьи А.А. Осипова
А.В. Никодимов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.