Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ноевой В.В., судей Дьяконовой З.С., Сыреновой С.Н.,
при секретаре Гороховой А.Ю,
с участием административного истца Кузьминова С.М, его представителя Ю В.Ш, представителя Управления Росреестра по РС(Я) Цой А.И, представителя Окружной администрации г.Якутска Николаева И.Р,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Якутского городского суда от 11 октября 2018 года по делу по административному иску Кузьминова С.М. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РС(Я) о признании действий незаконными, обязании зарегистрировать право собственности, которым
постановлено:
В административном иске отказать.
Заслушав доклад судьи Ноевой В.В, пояснения сторон, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кузьминов С.М. обратился в суд с административным иском об оспаривании решения Управления Росреестра по РС(Я) об отказе в регистрации права собственности истца на земельный участок. Требования мотивировал тем, что истцу для организации крестьянского хозяйства распоряжением вице-мэра г.Якутска от 20 января 1995г. N... предоставлен земельный участок в пожизненно наследуемое владение под сенокос общей площадью 8,5 га на... При обращении в Управление Росреестра по РС(Я) о регистрации права собственности на земельный участок письмом от 03 августа 2016г. отказано в государственной регистрации в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на земельный участок, с чем истец не согласен. Указывает, что с 1995г. владеет и пользуется данным земельным участком, что подтверждается свидетельством на право собственности, владения и постоянного пользования землей, выданным Якутским городским комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам от 25 января 1995г, административному ответчику представлены все необходимые документы, подтверждающие факт предоставления земельного участка истцу. Кроме того, письмом от 22 июня 2018г. Управление уведомило о приостановлении государственной регистрации в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на земельный участок. Ссылаясь на данные обстоятельства, просит суд признать решения Управления Росреестра по РС(Я) от 03 августа 2016г. и 22 июня 2018г. незаконным и обязать произвести регистрацию права собственности на данный земельный участок.
Судом принято вышеуказанное решение, с которым не согласился административный истец. В апелляционной жалобе просит отменить решение суда в связи с нарушением норм процессуального права. Указывает, что свидетельство на право собственности, владения и постоянного пользования землей от 25 января 1995г. свидетельствует о предоставлении земельного участка истцу. Также им обжалуется решение административного ответчика от 22 июня 2018г, в связи с чем срок обращения в суд им не пропущен.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с п.1 ст.218 КАС РФ гражданин, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно ч.5 ст.219 КАС РФ пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч.8 указанной статьи Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судом установлено, что решением Управления Росреестра по РС(Я) от 03 августа 2016г. Кузьминову С.М. отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок по адресу:... ", площадью 8,5га, в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на земельный участок.
Отказывая истцу в удовлетворении требований в данной части, суд первой инстанции пришел к выводу об истечении установленного законом срока на обращение в суд с настоящими требованиями и отсутствие уважительных причин для его восстановления.
Как следует из материалов дела, оспариваемое решение Управления Росреестра по РС(Я) вынесено 03 августа 2016г, с настоящим административным иском в суд истец обратился только 21 сентября 2018г, то есть со значительным пропуском установленного ст.219 КАС РФ.
При этом доказательств, препятствующих своевременному обращению в суд и уважительности причин пропуска процессуального срока, административный истец суду не представил.
Учитывая, что уважительных причин пропуска срока на обращение в суд не установлено, срок на обращение пропущен значительно, то исходя из приведенных норм права, судебная коллегия приходит к выводу о правомерности вывода суда об отказе в удовлетворении административного иска в этой части.
В соответствии со ст.29 Федерального закона N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственная регистрация прав включает в себя, в частности, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлен ч.1 ст.26 Закона о регистрации.
Пунктом 5 ч.1 ст.26 предусмотрено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Статьей 27 данного Федерального закона установлено, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в ст.26 настоящего Федерального закона.
Приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд (ч.12 ст.29 Федерального закона N 218-ФЗ).
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения вице-мэра г.Якутска от 20 января 1995г. N... Кузьминову С.М. для организации крестьянского хозяйства предоставлен земельный участок в пожизненно наследуемое владение под сенокос общей площадью 8,5 га на... ". На Кузьминова С.М. возложена обязанность произвести регистрацию крестьянского хозяйства в управление сельского хозяйства.
На основании данного распоряжения председателем Якутского городского комитета по земельной реформе и земельным ресурсам Кузьминову С.М. выдано свидетельство на право собственности, владения и постоянного пользования землей.
При обращении истца в Управление Росреестра по РС(Я) с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок письмом от 22 июня 2018г. истец уведомлен о приостановлении государственной регистрации в связи с тем, что представленные документы по форме не соответствуют требованиям действующего законодательства, правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества и не представлены на государственную регистрацию прав документы, необходимые в соответствии с законом о регистрации. Заявителю предоставлен срок до 11 сентября 2018г. для устранения причин, вызвавших приостановление.
В силу п.3 ч.1 ст.29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно требованиям ч.1 ст.21 названного федерального закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено данным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Установив при проведении правовой экспертизы наличие оснований для приостановления государственной регистрации прав, государственный регистратор вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации прав.
В соответствии со ст.58 ЗК РСФСР и ст.5 Закона РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 22.11.1990г. N 348-1, действовавших в 1991 - 1993 гг, гражданам, изъявившим желание вести крестьянское хозяйство, предоставлялось право на приобретение земельного участка путем передачи в пользование, в том числе аренду, пожизненное наследуемое владение или собственность на основании решения Совета народных депутатов, в ведении которого находится земельный участок.
Однако, Указом Президента РФ "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации" от 24.12.1993 г. N 2287 были внесены изменения в ст.58 Земельного кодекса РСФСР и отменены ст.ст.5 - 7 Закона РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Согласно указанным изменениям земельные участки гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, могли быть переданы по их желанию в собственность или в аренду.
Таким образом, гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, в 1995г. земельные участки в пожизненное наследуемое владение предоставляться не могли.
Кроме того, спорный земельный участок был предоставлен Кузьминову С.М. для организации крестьянского хозяйства.
Истцу участок в пожизненное наследуемое владение лично не передавался. Каких-либо доказательств возникновения у него права собственности на спорный участок не представлено.
Таким образом, данное обстоятельство является основанием для приостановления государственного регистрации права собственности на земельный участок, оспариваемое решение (уведомление) от 22 июня 2018г. принято в пределах компетенции регистрирующего органа, права и законные интересы административного истца не нарушает и является мотивированным.
При таких обстоятельствах судом правильно отказано в удовлетворении административного иска Кузьминова С.М.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, все представленные доказательства оценены по правилам ст.84 КАС РФ. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и основаны на исследованных доказательствах. Нормы материального и процессуального права применены правильно.
Доводы в апелляционной жалобе в силу ст.310 КАС РФ не влекут отмену судебного постановления по вышеуказанным основаниям. Несогласие автора апелляционной жалобы с выводами суда первой инстанции не свидетельствует о неправильном применении им норм права, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит. Судебное решение подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Якутского городского суда от 11 октября 2018 года по делу по административному иску Кузьминова С.М. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РС(Я) о признании действий незаконными, обязании зарегистрировать право собственности оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Ноева В.В.
Судьи: Дьяконова З.С.
Сыренова С.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.