Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 апреля 2019 г. N 74-АПА19-4 настоящее решение отменено в части признания недействующей и не подлежащей применению со дня вступления решения суда в законную силу статьи 6 Закона Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2012 г. 1154-3 N 1201-IV в той мере, в какой отсутствует указание срока формирования специализированного государственного жилищного фонда области в необходимых объёмах, для своевременного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Якутск 25 декабря 2018 года
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе:
судьи Матвеевой М.К.
при секретаре Яковлевой Н.А.
с участием прокурора Марковой Д.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) Алексеевой А.Е. к Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу части 1 и 4 статьи 4, статью 6 Закона Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2012 года 1154-З N1201-IV "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в той части, в которой не указан срок формирования специализированного жилищного фонда, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
УСТАНОВИЛ:
Статьей 4 Закона Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2012 года 1154-З N1201-IV "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон республики N1201-IV) установлен порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), проживающим на территории Республики Саха (Якутия).
В частности частью 1 статьи 4 Закона республики N1201-IV в редакции от 26 марта 2015 года предусмотрено, что детям-сиротам жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются уполномоченным органом, на территории которого находится место жительства указанных лиц.
Согласно части 4 статьи 4 Закона республики N1201-IV по заявлению в письменной форме лиц, указанных в части 1 настоящей статьи и достигших возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания граждан, медицинских организациях и иных учреждениях и организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончания прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Статьей 6 Закона республики N1201-IV полномочиями по установлению Порядка формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот наделено Правительство Республики Саха (Якутия).
Заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) Алексеева А.Е. обратилась в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) с административным иском к Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и просила признать недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу части 1 и 4 статьи 4, статью 6 Закона республики N1201-IV в той части, в которой не указан срок формирования специализированного жилищного фонда, предназначенного для предоставления детям-сиротам.
В обоснование заявленных требований указывает, что оспариваемые положения противоречат Федеральному закону от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Полагает, что законодательством республики формирование специализированного жилищного фонда не связано ни по срокам, ни по объему со списком лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений. По мнению прокурора, отсутствие в оспариваемом законе сроков формирования специализированного государственного жилищного фонда свидетельствует о неопределенности правовой нормы, допускающей необоснованно широкие пределы административного усмотрения, и о наличии коррупциогенных факторов.
В судебном заседании прокурор Маркова Д.Р. требования поддержала в полном объеме, просит заявление удовлетворить по основаниям, указанным в заявлении.
Представитель административного ответчика Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Оконешников В.Ю. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного искового заявления. Считает, что Закон республики N1201-IV в оспариваемой части принят в пределах компетенции и не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Представители заинтересованных лиц Правительства Республики Саха (Якутия) Захарова О.И. и министерства строительства Республики Саха (Якутия) Гудимов Д.В. также возражали против удовлетворения административного искового заявления по тем основаниям, что Закон республики N1201-IV в оспариваемой части принят в пределах компетенции и не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Заслушав объяснения представителя прокуратуры, представителей административного ответчика и заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Согласно части 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, полагающий, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает права, свободы и законные интересы граждан.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N159-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1, 3 и 9 статьи 8 Закона N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно статье 11 Закона N 159-ФЗ должностные лица органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления несут ответственность за несоблюдение положений настоящего Федерального закона в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с законодательством Российской Федерации. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые с нарушением настоящего Федерального закона, ограничивающие права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо устанавливающие такой порядок осуществления этих прав, который существенно затрудняет их использование, признаются недействительными в установленном законодательством порядке.
В силу пункта "к" части 1 статьи 72, частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации административное и административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов регламентированы Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".
В соответствии со статьей 1 названного Федерального закона и Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя, в том числе необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, такие как широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения.
Из приведенных выше положений закона следует, что федеральным законодателем предусмотрено немедленное предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда названным категориям граждан по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Порядок предоставления таких жилых помещений устанавливается законом субъекта Российской Федерации. При этом установленный законом субъекта порядок не должен ограничивать права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо существенно затруднять реализацию прав, установленных федеральным законом. Кроме того, нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации не должен содержать коррупциогенных факторов.
В силу статей 4, 5, 7 и 8 Федерального закона от 6 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации. Наименование законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской Федерации. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации. Законы субъекта Российской Федерации принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов. Законы субъекта Российской Федерации, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, направляются указанным органом для обнародования высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в срок, который устанавливается конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации. Конституция (устав) и закон субъекта Российской Федерации вступают в силу после их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
Как установлено статьями 54, 56 Конституции Республики Саха (Якутия) Государственное Собрание (Ил Тумэн) является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти Республики Саха (Якутия). Государственное Собрание (Ил Тумэн) осуществляет в пределах полномочий Республики Саха (Якутия) законодательное регулирование по предметам ведения Республики Саха (Якутия) и предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
Согласно статье 16 Закон Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2003 г. 98-З N 199-III "О правовых актах органов государственной власти Республики Саха (Якутия)" официальным опубликованием нормативного правового акта является первая публикация его полного текста в республиканских газетах "Якутия", "Саха сирэ", "Ил Тумэн", на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Закон Республики Саха (Якутия) от 15.12.2012 1154-З N 1201-IV "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" опубликован в изданиях "Якутские ведомости", N100 от 29 декабря 2012 года, "Ведомости Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), N 4, декабрь, 2012, часть II", "Ил Тумэн", N 1 от 11 января 2013 года.
Частью 1 статьи 4 Закона республики N1201-IV в редакции от 26 марта 2015 года установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются уполномоченным органом, на территории которого находится место жительства указанных лиц.
Частью 4 статьи 4 Закона республики N1201-IV определено, что по заявлению в письменной форме лиц, указанных в части 1 настоящей статьи и достигших возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания граждан, медицинских организациях и иных учреждениях и организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончания прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Статьей 6 Закона республики N1201-IV установлено, что Порядок формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется Правительством Республики Саха (Якутия).
Таким образом, нормативный правовой акт в оспариваемой редакции принят Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в пределах предоставленных законом полномочий, с соблюдением предусмотренной формы и вида нормативного правового акта, установленной процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, правил введения нормативного правового акта в действие.
Постановлением правительства Республики Саха (Якутия) от 15 мая 2013 года N148 "Об утверждении порядков по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" утвержден Порядок формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и обеспечения сохранности жилых помещений специализированного жилищного фонда, предоставленных детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений (далее Порядок формирования специализированного жилищного фонда).
Согласно пунктам 2, 3 Порядка формирования специализированного жилищного фонда формирование специализированного жилищного фонда осуществляется путем отнесения жилых помещений к специализированному жилищному фонду для детей-сирот и осуществляется за счет субвенций органам местного самоуправления муниципальных районов и городских поселений Республики Саха (Якутия).
Формирование специализированного жилищного фонда осуществляется путем: строительства; участия в долевом строительстве; приобретения жилых помещений у застройщика; приобретения жилых помещений на вторичном рынке жилья.
Формирование и оформление специализированного жилищного фонда производится органом, осуществляющим управление муниципальным жилищным фондом, в соответствии с настоящим Порядком.
Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к специализированному жилищному фонду для детей-сирот и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление муниципальным жилищным фондом.
Для отнесения жилых помещений к специализированному жилищному фонду для детей-сирот органом, осуществляющим управление муниципальным жилищным фондом, в течение месяца со дня оформления жилого помещения в собственность органа местного самоуправления выносится решение об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду для детей-сирот.
Орган, осуществляющий управление муниципальным жилищным фондом, ведет реестр жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот, в соответствии с порядком, принятым органом местного самоуправления.
Использование жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду для детей-сирот.
Органы местного самоуправления для обеспечения сохранности жилых помещений специализированного жилищного фонда, предоставленных детям-сиротам обеспечивают соблюдение пожарной безопасности, санитарно-гигиенических и экологических требований, предотвращение выполнения в жилом помещении работ или совершения других действий, приводящих к его порче, а также переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в нарушение установленного порядка.
Органы местного самоуправления не менее одного раза в год осуществляют проверку жилых помещений специализированного жилищного фонда. В случае установления фактов нарушения сохранности жилых помещений специализированного жилищного фонда, к нанимателям жилых помещений принимаются меры в соответствии с законодательством.
Проанализировав положения оспариваемого нормативного правового акта, суд приходит к выводу об отсутствии в законе субъекта четкого правового регулирования порядка формирования специализированного жилищного фонда, поскольку ни оспариваемый закон, ни принятый в соответствии с ним нормативный правовой акт правительства Республики Саха (Якутия) не содержат сроков формирования специализированного государственного жилищного фонда в необходимых объемах, для своевременного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот.
Данное обстоятельство (отсутствие в законе сроков формирования специализированного жилищного фонда) предоставляет уполномоченному органу в сфере жилищных отношений необоснованную широту дискреционных полномочий и свидетельствует о наличии в законе субъекта коррупциогенного фактора.
Отсутствие надлежащего правового регулирования существенно затрудняет реализацию установленного федеральным законодателем права детей-сирот на немедленное получение жилых помещений по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае наступления иных оснований, предусмотренных законом, что противоречит положениям Закона N 159-ФЗ.
Закрепление в Законе республики N1201-IV компетенции правительства Республики Саха (Якутия) на установление порядка формирования специализированного жилищного фонда не может служить основанием для вывода об отсутствии обязанности законодателя по закреплению в законе субъекта сроков формирования указанного жилищного фонда, поскольку в соответствии с положениями Закона N159-ФЗ именно законом субъекта должен быть установлен порядок, обеспечивающий своевременное обеспечение детей-сирот жилыми помещениями.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о противоречии положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу статьи 6 Закона республики N1201-IV в редакции от 26 марта 2015 года в той мере, в какой отсутствует указание срока формирования специализированного государственного жилищного фонда в необходимых объемах, для своевременного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет.
Относительно требований административного истца о признании недействующим и не подлежащим применению части 1 и 4 статьи 4 Закона республики N1201-IV, суд не находит оснований для их удовлетворения, поскольку указанные нормы, не противоречат положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.
По смыслу части 1 и 4 статьи 4 Закона республики N1201-IV уполномоченный орган, на территории которого находится место жительства сироты и приравненных к нему лиц по их заявлению и достижения возраста 18 лет, а также в случаях приобретения полной дееспособности до достижения совершеннолетия обязан предоставить специализированное жилое помещение. Таким образом, данные положения, сами по себе, не ограничивают права детей-сирот на своевременное предоставление жилых помещений.
В этой связи в удовлетворении административного иска заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) в данной части следует отказать.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт в указанной выше части должен быть признан недействующим, суд исходит из следующего.
В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В соответствии с пунктом 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны недействующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. Оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствует, может быть признан судом недействующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта. Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу. Обстоятельства, в связи с которыми суд пришел к выводу о необходимости признания акта или его части недействующими с того или иного времени, должны быть отражены в мотивировочной части решения.
Учитывая, что оспариваемая норма применялась после ее принятия в приведенной выше редакции, следует признать ее недействующей с момента вступления решения суда по настоящему административному делу в законную силу.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда в течение одного месяца после вступления в законную силу подлежит опубликованию Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в том же средстве массовой информации, в котором был опубликован указанный нормативный правовой акт
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) Алексеевой А.Е. к Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу части 1 и 4 статьи 4, статью 6 Закона Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2012 года 1154-З N1201-IV "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в той части, в которой не указан срок формирования специализированного жилищного фонда, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей удовлетворить частично.
Признать недействующим и не подлежащим применению со дня вступления настоящего решения суда в законную силу статью 6 Закона Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2012 года 1154-З N1201-IV "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в той мере, в какой отсутствует указание срока формирования специализированного государственного жилищного фонда в необходимых объемах, для своевременного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет.
В остальной части в удовлетворении административного искового заявления заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) Алексеевой А.Е. отказать.
Решение суда в течение одного месяца после вступления в законную силу в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит опубликованию Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в том же средстве массовой информации, в котором был опубликован указанный нормативный правовой акт.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Саха (Якутия) М.К. Матвеева
Мотивированное решение изготовлено 25декабря 2018 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.