Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Матвеева М.К., единолично, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя АО "Водоканал" Горовацкой Е.В. на решение Якутского городского суда РС (Я) от 11 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.5 КоАП РФ, в отношении юридического лица - акционерного общества "Водоканал", которым
постановлено:
Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РС(Я) И.Ю. от 06 сентября 2018 года в отношении АО "Водоканал" по ст.6.5 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя АО "Водоканал" Степановой Л.Н, действующей на основании доверенности от _______ N N.., представителя Управления Роспотребнадзора по РС(Я) Иванову О.Л, действующую на основании доверенности от _______ N.., суд
УСТАНОВИЛ:
06 сентября 2018 года заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по РС(Я) И.Ю. вынесено постановление N473/17-ОСН, которым АО "Водоканал" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.5 КоАП РФ, подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
11 октября 2018 года Якутским городским судом РС(Я) вынесено вышеуказанное решение, с которым не согласилось АО "Водоканал", обратилось в лице представителя Горовацкой Е.В. в порядке статей 30.1, 30.9 КоАП РФ в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) с жалобой, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств на основании которых вынесено постановление.
В судебном заседании представитель АО "Водоканал" Степанова Л.Н. жалобу поддержала в полном объеме, просит удовлетворить.
В судебном заседании представитель Управления Роспотребнадзора по РС(Я) Иванова О.Л. с жалобой не согласилась, полагает постановление и решение суда законными и обоснованными.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав представителя привлекаемого юридического лица, представителя административного органа, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.6.5 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) установлено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 сентября 2001 г. N 24 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы 2.1.4.1074-01. 2.1.4 "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" (далее - СанПиН 2.1.4.1074-01).
Согласно пунктам 3.1, 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.
Благоприятные органолептические свойства воды определяются ее соответствием нормативам, указанным в таблице 4, а также нормативам содержания веществ, оказывающих влияние на органолептические свойства воды, приведенным в таблицах 2 и 3 и в Приложении 2.
Из материалов дела следует, что в связи с поступлением 20 июня 2018 г. коллективного обращения жильцов многоквартирного дома по адресу: г.Якутск, ул.Жорницкого, 29/1 о низком качестве поступающей воды, Управлением Роспотребнадзора по РС(Я) в отношении АО "Водоканал" 12 июля 2018 г. вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
В ходе административного расследования 03 августа 2018 г. взяты пробы холодной воды на границе балансовой принадлежности АО "Водоканал" по адресу: г.Якутск, ул.Песчаная, д.51 (колодец).
Согласно экспертному заключению N 3368-ОИ-3251-02/0-18 от 22.08.2018 проба холодной воды по показателю мутности составила 4,3?0,9 мг/дм3, при допустимом нормативе 2 мг/дм3, что не соответствует требованиям п.3.5 СанПин 2.1.4.1074-01.
По результатам количественного химического анализа по массовой концентрации железа составило 0,48?0,10 мг/дм3, при допустимом нормативе не более 0,3 мг/дм3, что не соответствует требованиям п.3.4 СанПин 2.1.4.1074-01.
Данные обстоятельства явились основанием для привлечения АО "Водоканал" к административной ответственности, предусмотренной ст.6.5 КоАП РФ.
Факт совершения АО "Водоканал" указанного административного правонарушения подтверждается совокупностью доказательств, имеющихся в материалах дела, которые были исследованы судом полно, всесторонне и объективно в совокупности со всеми обстоятельствами дела по правилам ст.26.11 КоАП РФ.
Проверяя законность вынесенного постановления N473/17-ОСН от 06 сентября 2018 г. о назначении административного наказания, судья городского дала надлежащую правовую оценку доказательствам по делу и доводам жалобы, указаны мотивы, по которым суд пришел к выводу об отсутствии оснований для его отмены.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении АО "Водоканал", допущено не было.
Ссылка заявителя на судебную практику не может быть принята во внимание, поскольку упомянутые в жалобе судебные решения были приняты по иным обстоятельствам конкретного дела. Решение по делу об административном правонарушении принимается судьей, исходя из конкретных обстоятельств, установленных по каждому делу.
Довод жалобы об отсутствии в действиях АО "Водоканал" состава административного правонарушения, со ссылкой на ч.5 ст.23 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) и указанием на обязанность органов местного самоуправления по обеспечению надлежащих условий для поставки населению питьевой воды, подлежит отклонению.
Статьей 2 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что человек, его права и свободы провозглашаются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В силу ч.4 ст.3 Жилищного кодекса РФ никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами.
Указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией Российской Федерации (ст.40 Жилищного кодекса РФ).
Согласно п.4.3 Устава АО "Водоканал" осуществляет такие виды деятельности, как организация эксплуатации централизованной системы водопроводно-канализационного хозяйства, оказание услуг по обеспечению потребностей юридических и физических лиц по водоснабжению и водоотведению, обработка и очистка воды из открытых источников в соответствии с ГОСТ "Питьевая вода".
Таким образом, АО "Водоканал" является гарантирующей организацией в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории городского округа "город Якутск", осуществляет продажу коммунальных ресурсов по холодному водоснабжению и водоотведению, выставляя счета-квитанции потребителям за предоставление данных услуг.
Учитывая вышеназванные обстоятельства, АО "Водоканал" обязано обеспечить подачу питьевой воды населению ГО "город Якутск" в соответствии с установленными нормативами.
На основании п.2 ст.19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Согласно п.10 ст.2 Федерального закона N 416-ФЗ, под качеством и безопасностью воды надлежит понимать совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические, органолептические и другие свойства воды, в том числе ее температуру.
Пунктом 3 статьи 1 указанного Федерального закона, требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе, открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.
Из п.1 ст.23 данного закона следует, что организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.1 ст.157 ЖК РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу абз.3 ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в частности, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В п.5 ст.4 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" установлено, что, если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
Абзацем 2 п. 2 ст. 1 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" законодатель предоставил Правительству Российской Федерации право издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).
Во исполнение вышеуказанного законоположения Правительство Российской Федерации Постановлением от 6 мая 2011 г. N 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, подпунктом "а" пункта 31 и подпунктов "а" пункта 33 которого предусмотрена обязанность исполнителя предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и корреспондирующее ей право потребителя получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
Требования к качеству ХВС установлены в разделе I Приложения N 1 к указанным Правилам, одним из которых является постоянное соответствие состава и свойств холодной воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.1074-01), при этом отклонение состава и свойств холодной воды от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается, тогда как приведенные в настоящем приложении ГОСТы, СНиПы, СанПиНы не являются исчерпывающими и применяются до момента вступления в силу иных норм и требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, регулирующих те же вопросы.
Подпунктом "д" пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 установлено, что одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является соответствие качества предоставляемых коммунальных услуг требованиям, приведенным в приложении к настоящим Правилам.
На основании п.17 Правил, ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги.
Из изложенных норм закона следует, что на организации, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем водоснабжения, в силу закона возложена обязанность обеспечить соответствие качества воды указанных систем санитарным правилам. Все исполнители, участвующие в обеспечении населения питьевой водой, ответственны за качество подаваемой воды в границах принадлежности соответствующих сетей.
Субъектами административной ответственности, предусмотренной ст.6.5 КоАП РФ, могут выступать как лица, осуществляющие забор воды, так и лица, которые производят ее транспортировку, подачу в жилой фонд и по внутридомовым сетям непосредственно потребителю.
Поскольку общество является организацией, обеспечивающей транспортировку холодной и горячей воды, и эксплуатирующей централизованную систему водоснабжения, оно обязано исполнять требования законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе санитарно-эпидемиологических норм и правил к качеству воды и, вопреки доводам жалобы, является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ.
При указанных обстоятельствах, жалоба не содержит доводов, которые могли бы повлечь отмену или изменение состоявшихся по делу постановления и решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Решение Якутского городского суда РС (Я) от 11 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.5 КоАП РФ, в отношении юридического лица - акционерного общества "Водоканал" - оставить без изменения, жалобу представителя - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Республики Саха (Якутия) М.К. Матвеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.