Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Матвеева М.К., рассмотрев жалобу представителя ФБУ "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей" Попова С.А. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 19 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.10 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении юридического лица - Федерального бюджетного учреждения "Администрация Ленского бассейна", которым
постановлено:
Постановление Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 19 октября 2018 г. N ТБ-ВТ-19/10/2018/145ЯКТ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.10 ст.19.5 КоАП РФ в отношении юридического лица - Федерального бюджетного учреждения "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей", - оставить без изменения, жалобу на данное постановление - без удовлетворения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав представителя ФБУ "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей" Попова С.А, действующего на основании доверенности от _______ N.., суд
УСТАНОВИЛ:
19 октября 2018 г. государственным инспектором отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу (далее - УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора) Е.В. вынесено постановление серии ТБ-ВТ-19/10/2018/145ЯКТ, которым ФБУ "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.10 ст.19.5 КоАП РФ, подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
19 ноября 2018 г. Якутским городским судом РС(Я) вынесено вышеуказанное решение, с которым не согласилось ФБУ "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей", обратилось в лице представителя Попова С.А. с жалобой в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в порядке статей 30.1, 30.9 КоАП РФ, в которой просит отменить постановление и решение, прекратить производство по делу.
В обоснование жалобы ссылается на отсутствие состава административного правонарушения, поскольку учреждением был подготовлен порядок передачи данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности уполномоченным подразделениям, однако, УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора отказало в его согласовании по не предусмотренным законом основаниям.
Изучив материалы административного дела, проверив доводы жалобы, выслушав представителя привлекаемого юридического лица, прихожу к следующему выводу.
Из материалов дела следует, что в результате плановой документарной проверки деятельности ФБУ "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей" в период с 6 августа 2018 г. по 10 августа 2018 г. по месту нахождения филиала "Якутский район внутренних водных путей и судоходства", 10 августа 2018 г. было выдано предписание N ТБ-ВТ-10/08/2018/495 об устранении нарушений требований законодательства о транспортной безопасности со сроком исполнения до 01.10.2018.
Так, актом плановой документарной проверки установлено, что в нарушение подп.9 п.5 Требований не утверждены в течение одного месяца с даты утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры следующие организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, заверенные субъектом транспортной инфраструктуры копии которых являются приложениями к плану объекта транспортной инфраструктуры:
Порядок передачи данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности уполномоченным подразделениям органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, согласованный с уполномоченными подразделениями указанных федеральных органов исполнительной власти, в том числе предусматривающий доступ к данным с технических средств обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также передачу данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры при предоставлении субъектом транспортной инфраструктуры помещений указанным подразделениям федеральных органов исполнительной власти для выполнения задач на объекте транспортной инфраструктуры в соответствии с установленными полномочиями (далее - Порядок передачи данных);
в нарушение пп.6 п.5 Требований на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры не представлен в Федеральное агентство морского и речного транспорта план объекта транспортной инфраструктуры в течение 3 месяцев с даты утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры.
В результате внеплановой документарной проверки в период с 8 октября 2018 г. по 10 октября 2018 г. актом проверки N ТБ-ВТ-10/10/2018/719-В установлено, что требования предписания не исполнены учреждением.
Данные обстоятельства явились основанием для привлечения ФБУ "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей" к административной ответственности по ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ.
Признав, что учреждение своевременно не выполнило законное предписание административного органа об устранении нарушений в сфере обеспечения транспортной безопасности, суд пришел к выводу о законности и обоснованности вывода должностного лица о наличии в его действиях состав правонарушения.
Суд указал, что учреждение имело возможность не допустить правонарушение, однако не предприняло всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение установленных требований.
Между тем, с выводами административного органа и суда нельзя согласиться по следующим основаниям.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Положения названных норм во взаимосвязи со ст.2.1 КоАП РФ, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и ст.26.11 названного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.
На всех стадиях производства по делу с момента его возбуждения ФБУ "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей" последовательно заявляло о необоснованности привлечения его к административной ответственности по ч.10 ст.19.5 КоАП РФ, ссылаясь на невозможность исполнить предписание в установленный срок и отсутствие вины.
Данная позиция учреждения мотивирована тем, что Порядок передачи данных был своевременно разработан и согласован с Управлением Федеральной службы безопасности Республики Саха (Якутия) и Министерством внутренних дел Республики Саха (Якутия), в итоге направлен для согласования 05 июля 2018 г. за исх. N 19-3491 в УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора.
Письмом УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора от 13 июля 2018 г. за исх. N 7-12/3856 в согласовании Порядка передачи данных было отказано, с указанием того, что Порядок передач данных должен быть разработан отдельно для каждого объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства, также указано о том, что в силу пп.10 п.5 Требований передача данных должна осуществляться на носителях субъекта транспортной инфраструктуры, а не запрашивающего органа.
Учреждение не согласилось с ответом УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора, повторно направило для согласования Порядок передачи данных письмом 11.09.2018 за исх. N 19-4819. При этом указало, что дополнительная оценка уязвимости всех объектов транспортной инфраструктуры учреждения утверждена в ноябре 2017 года, также в течение одного месяца была разработана и утверждена вся организационно-распорядительная документация в соответствии с ч.9 п.5 Требований, кроме Порядка передачи данных с технических средств ОТБ. Планы ОТБ учреждения не были разработаны в виду отсутствия собственного подразделения транспортной безопасности (ПТБ) и финансовых средств для заключения договоров с привлеченными ПТБ на защиту от актов незаконного вмешательства.
Письмом от 25.09.2018 за исх. N 7-12/4903 УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора снова был дан отказ в согласовании Порядка, с изложением ответа аналогичного предыдущему, также с указанием иных требований относительно содержания Порядка передачи данных.
Изложенные обстоятельства указывают, что учреждением были приняты исчерпывающие меры к исполнению предписания, однако УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора препятствовала его исполнению в рамках установленного срока.
При этом ни положения Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", ни положения вышеуказанных Требований, ни положения Приказа Минтранса РФ от 11.02.2010 N 34 "Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств" не содержат императивных требований о том, что Порядок передач данных должен быть разработан отдельно для каждого объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства, также о том, что передача данных должна осуществляться на носителях субъекта транспортной инфраструктуры, а не запрашивающего органа, также иных требований к содержанию Порядка передачи данных.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
Производство по настоящему делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
При указанных обстоятельствах, постановление N ТБ-ВТ-19/10/2018/145ЯКТ от 19 октября 2018 г. и решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 19 ноября 2018 года подлежат отмене, производство по делу прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора Е.В... N ТБ-ВТ-19/10/2018/145ЯКТ от 19 октября 2018 г. и решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 19 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.10 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении юридического лица - ФБУ "Администрация Ленского бассейна" - отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Верховного Суда
Республики Саха (Якутия) Матвеева М.К.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.