Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи - Черткова С.Н.
судей - Кокшаровой Е.А, Ялбаковой Э.В.
при секретаре - Володиной Е.С,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Муниципального учреждения "Управление имущества, градостроительства и земельных отношений города Горно-Алтайска" Тютюковой Д.А. на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 12 сентября 2018 года, которым
удовлетворены исковые требования Мендешевой Э.А. к Администрации г. Горно-Алтайска.
Возложена на Администрацию г. Горно-Алтайска обязанность предварительно согласовать предоставление Мендешевой Э.А. земельного участка площадью 581 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в аренду сроком на 3 года без проведения торгов.
Заслушав доклад судьи Черткова С.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мендешева Э.А. обратилась в суд с иском к Администрации г. Горно-Алтайска о возложении обязанности предварительно согласовать предоставление земельного участка общей площадью 581 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в аренду сроком на 3 года. В обоснование указала, что данный земельный участок ей предоставлен по договору аренды на срок с "дата" по "дата", арендную плату оплачивала своевременно. В период действия договора аренды подала заявление о предоставлении земельного участка в аренду на новый срок. В связи с чем, в порядке ст. 39.18 ЗК РФ на сайте torgi.gov.ru и на официальном портале МО "Город Горно-Алтайск" в сети "Интернет" опубликовано извещение о предоставлении данного земельного участка в аренду, а также информация о праве граждан, заинтересованных в его предоставлении, подать заявление о намерении участвовать в аукционе. Поскольку встречная заявка в отношении земельного участка поступила, истцу отказано в его предоставлении со ссылкой на выставление земельного участка на аукцион, решение о проведении которого, не принято. Учитывая, что заявление о продлении срока аренды земельного участка подано своевременно, земельный участок использовался по целевому назначению, задолженности по арендной плате не имеется, кадастровые работы оплачены, в связи с чем, администрация должна была заключить договор аренды на новый срок.
Суд вынес вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе представитель Муниципального учреждения "Управление имущества, градостроительства и земельных отношений города Горно-Алтайска" Тютюковой Д.А, указывая, что судом не учтен порядок предоставления земельных участков в собственность без торгов, который регламентируется ст.39.14 ЗК РФ. Требования к содержанию заявления предусмотрены ст.39.15 ЗК РФ, а особенности предоставления земельных участков для целей индивидуального строительства предусмотрены ст.39.18 ЗК РФ.Предварительному согласованию подлежат предоставление необразованных земельных участков. Но участок, предоставляемый Мендешевой Э.А, образован, имеет точные границы и поставлен на кадастровый учет (кадастровый номер N). Возложение на Администрацию обязанности по предварительному согласованию предоставления земельного участка противоречит действующему законодательству.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в жалобе, заслушав представителя МУ "Управление имущества, градостроительства и земельных отношений города Горно-Алтайска" Тютюкову Д.А, поддержавшую доводы жалобы, Мендешеву Э.А. и ее представителя Алейникова Д.А, полагавших решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор и удовлетворяя иск, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований. При этом судом указано, что со стороны Надоршина Р.А, Давыдова Р.С. имеет место злоупотребление правом, их действия по подаче заявок на участие в аукционах по продаже, аренде земельных участков привели к нарушению имущественных прав и законных интересов Мендешевой Э.А, действующей добросовестно и имеющей реальные намерения в отношении испрашиваемого земельного участка.
Однако, судебная коллегия, исходя из анализа всех обстоятельств дела, с выводами суда согласиться не может в силу следующего.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 66-ФЗ садовый земельный участок - это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).
Какого-либо отдельного порядка предоставления садовых участков ст. 14 названного специального закона не предусмотрено, отсылка к нормам ЗК РФ, указывает, что в данном случае действуют общие нормы.
Названный Федеральный закон предусматривает право граждан вести садоводство, огородничество и дачное хозяйство в индивидуальном порядке (п.1 ст.8 указанного Закона), то есть действующее законодательство не ограничивает возможность предоставления гражданину земельного участка для ведения садоводства индивидуально и, следовательно, граждане вправе подавать заявление о предоставлении земельного участка для указанных целей в общем порядке, установленном ЗК РФ.
Непосредственно гражданам в индивидуальном порядке участки для садоводства могут быть предоставлены в собственность или в аренду посредством проведения процедуры, установленной ст. 39.18 ЗК РФ.
Глава V.1 ЗК РФ устанавливает основания и порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В соответствии с п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
По общему правилу предоставление земельных участков в собственность или в аренду осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов (п. 1 ст. 39.3, п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ).
Перечень оснований, когда земельный участок не может быть предметом аукциона, определен в п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ и является исчерпывающим.
Статьей 39.5 ЗК РФ установлены случаи предоставления земельных участков гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно (всего 11 случаев).
Без проведения торгов случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены в п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ (всего 11 случаев), в аренду - в п. 2 ст.39.6 ЗК РФ (всего 37 случаев).
Гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в п.3 ст. 39.6 ЗК РФ случаях при наличии в совокупности условий, предусмотренных пунктом 4 указанной статьи.
Пунктом 5 ст. 39.6 ЗК РФ установлено, что предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта.
Порядок и процедура предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлены ст.ст. 39.14, 39.15, 39.17 ЗК РФ.
Порядок подачи заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявления о предоставлении земельного участка установлен пунктами 1-5 статьи 39.14 ЗК РФ. Порядок предварительного согласования предоставления земельного участка регламентирован статьей 39.15 ЗК РФ.
Этапы предоставления земельного участка без проведения торгов (ст. 39.14) включают в себя:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган заинтересованным лицом заявления о предварительном согласовании земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст. 39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Указание в названной норме последовательности действий не означает необходимости выполнения каждого из них.
В случае если не требуется образование земельного участка или уточнение его границ, предварительное согласование предоставления земельного участка не проводится, предоставление такого земельного участка начинается с подачи заявления (пп. 6 п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ) и осуществляется в порядке, установленном ст.39.17 ЗК РФ.
В п.7 ст. 39.14 ЗК РФ содержится перечень случаев (всего 7), когда положения настоящей статьи не применяются, и наличие таковых в рассматриваемом случае не установлено.
Помимо исключений из общего порядка предоставления земельных участков без проведения торгов ЗК РФ предусмотрен ряд особенностей в случаях: предоставления земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства; ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства; гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, которые установлены ст. 39.18 ЗК РФ (п. 8 ст. 39.14 ЗК РФ).
Статья 39.18 ЗК РФ регулирует особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Особенности, установленные названной статьей Земельного кодекса РФ, предусматривают опубликование извещения о предоставлении земельного участка (п.п. 1, 2). В соответствии с п. 4 ст. 39.18 ЗК РФ граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе. По смыслу пункта 5 этой статьи решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка принимается только в том случае, если после публикации извещения о предоставлении земельного участка никто из граждан не подал заявления о намерении участвовать в аукционе. Такое решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка и служит в дальнейшем основанием для предоставления земельного участка без торгов, в порядке, предусмотренном ст. 39.17 ЗК РФ, о чем указано в п. 6 этой статьи.
Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка; 2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со ст. 39.15 ЗК РФ при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю (п.5).
Согласно п. 7 ст. 39.18 ЗК РФ в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение: 1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка; 2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Организация проведения торгов осуществляется в соответствии со ст.39.11 ЗК РФ с учетом особенностей, предусмотренных (в данном случае) ст.39.18 ЗК РФ.
По смыслу названной нормы информирование направлено не только на защиту интересов населения, но и на выявление потенциальных претендентов на испрашиваемый земельный участок, что согласуется с установленными ст. 1 ЗК РФ принципами земельного законодательства.
Таким образом, предоставление земельного участка осуществляется в соответствии с определенной законом процедурой.
Как следует из материалов дела, земельный участок категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения садоводства, площадью 581 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", поставлен на кадастровый учет "дата" с присвоением кадастрового номера N. "дата" между Исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления - администрацией города Горно-Алтайска (арендодатель) и Мендешевой Э.А. (арендатор) заключен договор, согласно которого последней на праве аренды предоставлен вышеуказанный земельный участок с кадастровым номером N сроком на 3 года (по "дата").
"дата" Мендешева Э.А. обратилась в МУ "Управление имущества, градостроительства и земельных отношений города Горно-Алтайска" с заявлением о заключении с ней на новый срок договора аренды земельного участка по адресу: "адрес".
На спорном земельном участке каких-либо объектов не имеется.
Администрацией города Горно-Алтайска в целях реализации принципов открытости и публичности предоставления земельных участков в газете "Вестник Горно-Алтайска", N22 (811) 30 мая 2018 года, на сайте www.torgi.gov.ru и на официальном портале МО "Город Горно-Алтайск" www.gornoaltaysk.ru в сети "Интернет" опубликовано сообщение о предоставлении в аренду земельного участка для ведения садоводства, с кадастровым номером N, площадью 581 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" с указанием сроков принятия заявлений от граждан, заинтересованных в предоставлении земельного участка для ведения садоводства, о намерении участвовать в аукционе по продаже земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды - в течение 30 дней со дня публикации.
Заявления о намерении участвовать в аукционе по предоставлению земельного участка с кадастровым номером N поступили от Давыдова Р.С. и Надоршина Р.А.
Поскольку в установленный законом срок от иных заинтересованных лиц поступили заявления о намерении участвовать в аукционе по предоставлению данного земельного участка, Управлением было принято решение об отказе в предоставлении земельного участка заявителю и о проведении аукциона по продаже (предоставлении на праве аренды) земельного участка.
В данном случае земельный участок сформирован и прошел государственный кадастровый учет и его границы установлены в соответствии с требованиями законодательства.
В связи с тем, что земельный участок, на который претендует Мендешева Э.А, сформирован, его границы уточнены, то она верно обратилась с заявлением о предоставлении конкретного земельного участка, а не о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
При этом Мендешева Э.А. обратилась в общем порядке, сведений о своем праве в первоочередном или внеочередном порядке получить земельный участок не представила, то ее обращение не исключало применения процедур, предусмотренных п.п. 1, 2 ст. 39.18 ЗК РФ.
Анализ приведенных законоположений и обстоятельств дела позволяет сделать вывод о том, что в данном случае предварительное согласование предоставления земельного участка не проводится.
Положения п. 7 ст. 39.18 ЗК РФ носят императивный характер, поэтому в случае поступления заявлений иных граждан о намерении участвовать в аукционе отказ в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, является обоснованным и носит окончательный характер.
Органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, равного доступа всех заинтересованных лиц к приобретению земельных участков.
Заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов. При этом Земельный кодекс РФ не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
При наличии нескольких лиц, претендующих на предоставление названного земельного участка, уполномоченный орган не вправе предоставить этот участок одному из них без проведения торгов.
Доказательства, свидетельствующие о том, что в силу положений ЗК РФ, иных федеральных законов спорный земельный мог быть предоставлен исключительно Мендешевой Э.А, в материалах дела отсутствуют.
Более того, в настоящее время в отношении публичных земельных участков п. 15 ст. 39.8 ЗК РФ предусмотрено, что арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.
Сам факт подачи заявления о предоставления земельного участка не свидетельствует о возникновении у лица в момент подачи такого заявления безусловного права на получение земельного участка, как не означает и возникновение у уполномоченного органа обязанности предоставить ему земельный участок на испрашиваемом праве. Подача такого заявления означает лишь возникновение возможности в будущем получить испрашиваемый земельный участок после проведения процедур предоставления, предусмотренных законом, и только при отсутствии препятствий для этого, предусмотренных законом.
Как установлено, несмотря, на предписанный Земельным кодексом Российской Федерации алгоритм действий заявитель, тем не менее, не просит обязать уполномоченный орган провести аукцион по продаже права на заключение договора аренды испрашиваемого земельного участка, а лишь заявляет требование согласовать предоставление земельного участка, фактически желая приобрести земельный участок без проведения процедуры торгов.
Таким образом, суд, разрешив дело, без достаточных оснований удовлетворил заявленные требования, которые в данном случае противоречат положениям Земельного кодекса Российской Федерации.
Достаточных доказательств, свидетельствующих об осуществлении Давыдовым Р.С. и Надоршиным Р.А. гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, их действий в обход закона с противоправной целью, а также иного заведомо недобросовестного осуществления гражданских прав, истцом не представлено, в связи с чем, с выводами суда о злоупотреблении ими правом, судебная коллегия не может согласиться.
Между лицами, участвующими в деле, существовали только лишь процедурные правоотношения. Поскольку истец либо иные лица не получили каких-либо гражданских прав в отношении испрашиваемого земельного участка (эти права возникают только с момента предоставления земельного участка), то в данном случае нет оснований говорить о нарушении каких-либо гражданских прав истца в отношении испрашиваемого земельного участка. Отсутствие факта нарушения прав и свобод гражданина, или создания препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, или незаконного возложения на гражданина обязанностей само по себе является безусловным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
При этом суд не вправе подменять собой компетентные органы в вопросах предоставления земельных участков.
При рассмотрении настоящего спора суд первой инстанции изложенное не учел и пришел к выводам, не соответствующим обстоятельствам дела, допустил существенное нарушение норм материального и процессуального права, в силу чего в соответствии с ч. 2 ст. 328 ГПК РФ, п. п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ оспариваемое судебное постановление подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований Мендешевой Э.А.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Отменить решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 12 сентября 2018 года, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Мендешевой Э.А. к Администрации г. Горно-Алтайска о возложении обязанности предварительно согласовать предоставление земельного участка, площадью 581 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в аренду сроком на 3 года без проведения торгов.
Председательствующий судья С.Н. Чертков
Судьи Е.А. Кокшарова
Э.В. Ялбакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.