Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи - Черткова С.Н,
судей - Имансакиповой А.О, Ялбаковой Э.В,
при секретаре - Слабодчиковой А.И,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Яданова А.К. на решение Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 10 октября 2018 года, которым
отказано в удовлетворении исковых требований Яданова А.К. к Администрации МО "Кош-Агачский район" о признании незаконными решения жилищной комиссии "Об исключении из сводного списка участников программы", постановления администрации МО "Кош-Агачский район", восстановлении в очереди на право получения жилищной субсидии с момента подачи заявления "дата".
Заслушав доклад судьи Черткова С.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Яданов А.К. обратился в суд с иском к Администрации МО "Кош-Агачский район" о признании незаконными решения жилищной комиссии "Об исключении из сводного списка участников программы", постановления администрации МО "Кош-Агачский район", восстановлении в очереди на право получения жилищной субсидии с момента подачи заявления "дата". Требования мотивированы тем, что с "дата" истец с членами семьи состоял на учете по программе получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В 2015 году из-за отсутствия перерегистрации истец был снят с учета, "дата" - восстановлен в очереди по утвержденному судом мировому соглашению. Постановлением главы администрации МО "Кош-Агачский район" от "дата" N вновь исключен из сводного списка участником программы как получившего субсидию на улучшение жилищных условий по программе "Социальное развитие села до 2012 года" на основании свидетельства о предоставлении социальной выплаты в размере 468000 рублей выданного на имя супруги ФИО5 для приобретения жилья в "адрес". В данном постановлении не указано, на основании какой статьи Федерального закона N125-ФЗ и в соответствии с каким пунктом Положения о регистрации и учете граждан истец исключается из сводного списка. В постановлении имеется ссылка на решение жилищной комиссии от "дата", однако на заседание комиссии истца не приглашали. "дата" на имя супруги Яданова А.К. - ФИО5, по предложению самой администрации МО "Кош-Агачский район", была предоставлена социальная выплата по программе "Социальное развитие села до 2012 года" в размере 468 000 рублей на приобретение жилья в "адрес". Часть этой суммы в размере 147000 рублей ФИО5 внесла в банк из собственных средств, которые возвращены не были. На данные денежные средства приобрели жилье у сына, общей площадью 79.6 кв.м, так как другое продаваемое жилое помещение отсутствовало.
Жилье было построено в 2005 году, что превышало эксплуатацию жилого помещения свыше 5 лет. Из смысла ст. 3 Федерального закона N125-ФЗ следует, что в зависимости от обстоятельств может быть выдана субсидия по другой программе. Жилищная субсидия была получена до принятия Федерального закона N212-ФЗ от 17.07.2011 года, следовательно, закон не имеет обратной силы. Социальная выплата на приобретение жилья в сельской местности в сумме 327000 рублей была выделена ФИО5 в соответствии с Федеральной целевой программой. Такая субсидия предоставляется на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов, в рамках региональных и (или) муниципальных целевых программ. Условие программы предусматривает привлечение собственных средств граждан, что и было сделано ФИО5 Подобные условия не предусмотрены в Федеральном законе N125-ФЗ, следовательно, нельзя считать Яданова А.К. получившим субсидию и не имеющим право на жилищную субсидию, как выезжающему из района Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Данная субсидия предоставляется гражданам, желающим приобрести жилье в населенных пунктах, имеющих более благоприятные природно-климатические условия. В соответствии с абз. 2, 3 ст. 6 Федеральном законе N125-ФЗ, истец обязан совершить отчуждение в муниципальную собственность жилого дома, не зависимо от того получал истец, или члены его семьи, субсидию по программе "Социальное развитие села". С момента предоставления субсидии по программе "Социальное развитие села" прошло более 6 лет, в то время как ст.56 ЖК РФ предусмотрено, что решение о снятии с учета гражданина в качестве нуждающегося в жилых помещениях должно быть принято органом, не позднее чем тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием для принятия таких решений.
Суд вынес вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Яданов А.К, в обоснование жалобы приводит обстоятельства, изложенные в исковом заявлении при обращении в суд первой инстанции. Также указывает, что исходя из п.9 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности его семье необходимо было 90 кв.м жилой площади, для чего требовалось 2 790 000 рублей. Однако его семье предоставлялась субсидия в размере 321 000 рублей. Жилая площадь для его семьи была менее учетной нормы площади жилого помещения. Его семья из 5 человек нуждается по настоящее время в жилом помещении, соответствующем учетным нормам. На полученную субсидию невозможно было построить или купить жилой дом, отвечающий предусмотренным требованиям. На момент оформления субсидии для улучшения жилищных условий по программе "Социальное развитие села до 2012 года" он не предполагал, что данное обстоятельство может отразиться на получении спорной жилищной субсидии. Жилищная комиссия администрации МО "Кош-Агачский район" рассмотрела вопрос о снятии его с учета спустя 7 лет после получения супругой субсидии по программе "Социальное развитие села до 2012 года" и позднее чем тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств в 2016 году, то есть данное обстоятельство стало известно администрации района в 2015 или 2016 годах.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в жалобе, заслушав Яданова А.К, его представителя Байдушкина К.Н, поддержавших апелляционную жалобу, представителя Администрации МО "Кош-Агачский район" Махметову Д.А, представителя Министерства регионального развития Республики Алтай Николаеву М.Н, просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения состоявшегося по делу судебного постановления по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Яданов А.К. на основании постановления администрации Кош-Агачский район от "дата" N поставлен в очередь для улучшения жилищных условий согласно его заявлению от "дата" по списку "работающие".
Из ответа и.о. главы администрации МО "Кош-Агачский район" от "дата" N усматривается, что по состоянию на "дата" Яданов А.К. не включен в список участников подпрограммы по улучшению жилищных условий, так как более десяти лет с момента постановки на учет в силу объективных обстоятельств не обратился в администрацию МО "Кош-Агачский район" по подачи заявления о включении в список на планируемые годы, а также заявление (рапорт) о включении в участников программы.
"дата" между Ядановым А.К. и представителем администрации МО "Кош-Агачский район" заключено мировое соглашение, утвержденное Кош-Агачским районным судом Республики Алтай "дата", по условиям которого ответчик обязуется включить с первоначальной даты подачи заявления от "дата" истца в очередь для получения социальных выплат для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по федеральной целевой программе "Жилище". Истец обязуется сформировать и сдать в жилищную комиссию администрации МО "Кош-Агачский район" необходимый перечень документов, утвержденных в Постановлении Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 N879 "Об утверждении положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
"дата" постановлением администрации МО "Кош-Агачский район" N Яданов А.К. восстановлен в списках участников программы в категории "работающие" согласно заявлению от "дата".
Решением жилищной комиссии администрации МО "Кош-Агачский район" N от "дата", постановлением и.о. главы администрации МО "Кош-Агачский район" от "дата" N Яданов А.К. вновь исключен из сводного списка участников программы как получивший субсидию на улучшение жилищных условий по программе "Социальное развитие села до 2012 года".
Судом установлено, что Яданов А.К. состоит в зарегистрированном браке с ФИО5, что подтверждается свидетельством о заключении брака N.
В заявлении (рапорте) Яданова А.К. о включении в состав участников программы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" в качестве члена семьи указана, в том числе супруга - ФИО5
Как видно из ответа Министерства сельского хозяйства Республики Алтай от "дата" N, свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности N, ФИО5, "дата", получила социальную выплату 09 ноября 2011 года в размере 468 000 рублей на приобретение жилья в "адрес" в рамках Федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года", состав семьи - 4 человека: Яданов А.К. - "данные изъяты", ФИО9 - "данные изъяты", ФИО10 - "данные изъяты".
Факт получения социальной выплаты на приобретение жилья в "адрес" в рамках Федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года" истцом не оспаривается.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от "дата" ФИО5 является собственником жилого дома, общей площадью 79,6 кв.м, и земельного участка, площадью 600 кв.м, расположенных по адресу: "адрес", на основании договора купли-продажи жилого дома и земельного участка от "дата".
Руководствуясь ст. 1, ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2002 года N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 года N879, Правилами выпуска и реализации сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 года N153, принимая во внимание то, что законодательством предусмотрено право на однократное обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью вне зависимости от наличия нескольких оснований для социальной поддержки, и установив, что 09 ноября 2011 года супруга истца реализовала данное право (получила социальную выплату в размере 468 000 рублей, на которую приобрела жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: "адрес"), суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу о наличии у ответчика оснований для исключения истца из списка участников подпрограммы по улучшению жилищных условий и отсутствии оснований для удовлетворения заявленного Ядановым А.К. иска.
При этом восстановление в 2016 году истца в очереди в связи с заключением мирового соглашения в данном случае не может повлечь удовлетворения заявленных им требований, так как указанное обстоятельство не свидетельствует об отсутствии возможности исключения из списка по иным основаниям.
Выводы суда не вызывают сомнения у судебной коллегии, подробно мотивированы в решении, полностью соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела.
Ссылка апеллянта в жалобе на рассмотрение вопроса об исключении его из списка только спустя 7 лет после получения супругой субсидии повлечь отмену решения суда не может, поскольку предусмотренный ст. 56 Жилищного кодекса РФ срок не является пресекательным, в Жилищном кодекса РФ не содержится запрета на принятие решения о снятии гражданина с учета по истечении такого срока. Само по себе рассмотрение вопроса об исключении истца не в срок, предусмотренный Жилищным кодексом РФ, без учета установленных фактических обстоятельств дела, в том числе того, что супругой истца приобретены за счет предоставленной ей субсидии жилой дом и земельный участок, не может служить основанием для удовлетворения заявленных истцом требований.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы аналогичны доводам истца, приведенным в суде первой инстанции, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, которые суд в соответствии с требованиями ст.ст. 56, 67, 196, 198 ГПК РФ тщательно исследовал в процессе рассмотрения данного спора, и обоснованно признаны несостоятельными по мотивам, приведенным в принятом по делу решении, оснований не согласиться с которыми судебная коллегия не усматривает.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 10 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Яданова А.К. - без удовлетворения.
Председательствующий судья - С.Н. Чертков
Судьи - Э.В. Ялбакова
А.О. Имансакипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.